V СГРАФФИТО
«Сграффито» (от ит. "sgraffito") — относительно молодая техника стенописи, суть которой состоит в последовательном нанесении тонких цветных слоев известково-песчаного, известково-цементно-песчаного или цементно-песчаного растворов на архитектурную плоскость, в процарапывании (снятии) специальными инструментами (31, 85) свежих, не засохших верхних слоев до раскрытия (обнажения) нижних, отличающихся по цвету и тону, в соответствии с передавленным с кальки рисунком.
Впервые сграффито появилось в Италии в XV веке, когда там стали оштукатуривать большие плоскости фасадов зданий и возникла настоятельная необходимость их декора. В последующие времена эта техника была занесена в Германию, Швейцарию и Австрию (главным образом в южные районы этих стран), а также и в другие страны Европы. В первых трех сграффито стало одним из наиболее распространенных видов декора народных жилищ в сельской местности (8).
В нашей стране техника сграффито не получила широкого распространения. В довоенное время, в частности, в Москве в ней была выполнена только одна крупная работа — декор фасада здания павильона «Дальний Восток» на ВДНХ (художник А. Д. Гончаров) и ряд более мелких орнаментального характера — на некоторых домах города.
Однако в 60-е годы в этом материале стали охотно работать художники-монументалисты, как столицы, так и других городов. Примерами этому могут служить довольно крупные работы, выполненные в ряде городов нашей страны: в Москве — в залах кафе «Дружба» (художники А. В. Васнецов и В. Б. Эльконин), в Волгограде — на стене эстакады Волгоградской ГЭС (художники М. Я. Пышта и другие), в фойе Дворца культуры Светлогорска (художник Г. X. Ващенко) и многие другие. В этой технике работают художники-монументалисты и в настоящее время (ил. 49—53).
Техника сграффито — одна из наиболее распространенных в современной стенописи, так как позволяет в достаточной мере относительно простыми средствами как получать выразительные декоративные доминанты (орнамент, вставки и др.), так и создавать в этом материале значительные по масштабам сюжетно-тематические произведения.
Суть этой техники, как об этом упомянуто несколько выше, состоит в том, что на архитектурную плоскость последовательно друг на друга, начиная с наиболее темных тонов, наносятся слои цветных (известково-песчаных и др.) растворов-колеров. Эти растворы наносятся на архитектурную плоскость обычным способом оштукатуривания, то есть по просохшему набрызгу-грунту с помощью полутерка, мастерка, сокола и терки. Толщина слоев в пределах 0,2—1 см. (О технике нанесения штукатурных растворов см. 31, 66, 84, 85.) Когда все слои растворов-колеров нанесены, на верхний, еще только слегка подвявший (нажим большим пальцем не оставляет на нем следа), следует с кальки перевести рисунок, обводя его контуры карандашом или заостренной палочкой. После чего можно приступать непосредственно к вырезанию сграффито. (Более подробно о технике вырезания и инструментах см. 31, 85.)
Известково-песчаные сграффито. Наиболее простыми составами для выполнения той или иной работы в технике сграффито являются самые обычные известково-песчаные штукатурные растворы, подкрашенные до нужного цвета щелочестойкими пигментами.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1266;