V.3. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР ДЛЯ СГРАФФИТО
Портландцемент (марка 400) или белый цемент (марка 150—200)[129]............................. 1,0
Песок....................................................... 2,0—4,0
Пигменты (щелочестойкие)............. 0,01—0,4
Вода (до рабочей консистенции)..... 1,0—1,5
Работа с цветными цементно-песчаными растворами в сграффито имеет свои особенности, которые заключаются в следующем: колеры цветных растворов следует готовить в виде сухих смесей цемента, песка и пигментов, которые по мере надобности разводить водой до рабочей консистенции и сразу же пускать в дело, то есть наносить на стену. Практически это делается так: замешать сухую смесь цемента с песком из расчета выполнения всей работы (если она небольшая) или для каждого колера в отдельной емкости (ящике, картонной коробке и т. д.), исходя из того, что одно десятилитровое ведро сухой смеси уйдет на покрытие 3 м2 слоем раствора в 0,3 см. И здесь, прежде чем замешивать сухие смеси-колеры для всей работы, следует сделать пробы-накраски и подобрать их, как об этом говорилось в V. 1. Например, взяли 1 дм3 (1 л) сухой смеси цемента с песком (отношение 1:2) и добавили в нее 0,06 дм3 или 0,07 дм3 пигментов, где английской красной будет 0,04 дм3, а кости жженой 0,02 дм3 (или 0,03 дм3). Хорошо промешав этот состав в сухом виде, довели его водой (постоянно промешивая) до нужной консистенции, сделали пробу-накраску по методике, описанной в V. 1. Предположим, что полученная проба-накраска нас несколько не удовлетворяет: светла и тепла. Надо повторить проделанное, но добавить в смесь цемента с песком уже не 0,04 дм3 английской красной, а 0,03 дм3 и кости жженой не 0,02 дм3 (или 0,03 дм3), а 0,04 дм3. Предположим, получили пробу-накраску, удовлетворяющую нас и по цвету, и по силе тона. Тогда, зная, что подобным раствором-колером нам надо покрыть, скажем, 10 м2 при толщине слоя в 0,3 см, мы в емкости (ящик, картонная коробка и т. д.), где у нас уже заготовлено 3 десятилитровых ведра (30 дм) смеси цемента с песком, должны добавить 0,9 дм3 (0,9 л) английской красной и 1,2 дм3 (1,2 л) кости жженой.
Таким образом, следует сделать все пробы-накраски и заготовить сухие смеси-колеры для растворов-колеров в необходимом количестве. Затворяя сухие смеси-колеры водой, лучше их не просто хорошо размешать, а тщательно перетереть большим шпателем в противне.
И здесь, если есть возможность, целесообразно воспользоваться услугами растворного узла — получать с него ежедневно нужное количество цементно-песчаного раствора и уже на его основе готовить необходимые растворы-колеры по методике, описанной в V. 1.
Этот же состав, то есть описанный в V.3, но без введения в него пигментов и с применением песка или других наполнителей более крупной фракции, может быть использован и в качестве набрызга-грунта под слои сграффито этого состава и для ремонта стены, на которой оно будет выполняться. (О методике ведения этих работ см. 5, 31, 84 и 85.) Но более целесообразно для этой цели воспользоваться цементно-песчаным раствором, приготовленным на растворном узле стройки.
Модификации известково-песчаных, известково-цементно-песчаных (сложных) и цементно-песчаных растворов в технике сграффито полимерными добавками[130]. Естественно, что подкрашивание растворов пигментами не может дать очень интенсивных по цвету растворов-колеров. Лучшие результаты в этом отношении дадут цветные клинкерные цементы, выпускаемые нашей промышленностью. Но, к сожалению, эти материалы весьма дефицитны и редко попадают на строительство. Поэтому практика, изыскивая возможности получения более прочных штукатурных слоев на основе рядовых известково-песчаных, известково-цементно-песчаных (сложных) и цементно-песчаных растворов и получения, более насыщенных по цвету растворов-колеров в сграффито обратилась к модификации их различного рода полимерными добавками. Эти вопросы возникли не сегодня, они всегда стояли перед мастерами стенописи, которые стремились создавать произведения не только высокохудожественные, но и долговечные, ибо атмосферные воздействия постоянно разрушали штукатурные поверхности. Всегда стояла задача их предохранения от преждевременного разрушения, анализа причин разрушения и поисков методов и материалов, предотвращающих эти разрушения. И каждая эпоха по возможности решала эти вопросы, о чем мы уже говорили, когда речь шла об укреплении оснований и модификации их полимерными материалами (см. главу IV). Стоят они и перед современной стенописью.
В условиях современного строительства из сборного железобетона, стали и стекла надо рассчитывать не на высококачественную известь многолетнего гашения, а, скорее, на ординарные штукатурные растворы или известь. Исходя из конкретных условий и желая сделать работу с точки зрения технологии на высоком уровне, следует использовать опыт мастеров стенописи прошлых эпох по укреплению оснований и грунтов стенописи различного рода полимерными добавками (см. главу IV). Сегодня это следует делать, исходя уже из современных возможностей,— использовать для этих целей синтетические полимерные материалы. Сравнительно небольшие добавки этих материалов переводят обычные штукатурки и бетоны в известково-полимерные и цементно-полимерные, значительно повышают их эксплуатационные свойства — долговечность, атмосферо- и водостойкость, придают им высокую прочность, износостойкость, стойкость к механическим воздействиям и воздействию агрессивных сред и химических реагентов. В силу этого известково-полимерные и цементно-полимерные отделочные покрытия нашли в настоящее время самое широкое применение в современном строительстве. Их используют как высокогигиеничные декоративные облицовки стен и других плоскостей, как в интерьерах, так и в экстерьерах зданий.
Полимерные добавки позволяют в технике сграффито делать цветные слои более насыщенными по цвету (так как часть вводимых в растворы пигментов связывает полимер), позволяют делать слои сграффито более толстыми, что повышает декоративные возможности техники (больший перепад рельефа плоскостей — богаче светотень), позволяет в какой-то степени использовать плоский рельеф. Сами же растворы с полимерными добавками обладают большей против обычных адгезией к основаниям, имеют большую пластичность (что немаловажно при нанесении тонких слоев раствора-колера), большую жизнеспособность (то есть медленнее схватываются и твердеют), что дает дополнительное время на вырезание и соскабливание слоев.
Цементно-полимерные бетоны используются для покрытий дорог и мостов, аэродромов и спортивных сооружений (72, 82), а также для создания высокогигиеничных и декоративных полов в промышленных и общественных зданиях (72, 82). Немалую роль в широком распространении цементно-полимерных покрытий сыграли кроме высокоэстетического вида их поверхностей гигиеничность, простота производства работ, недефицитность материалов и относительно малая их стоимость (82). Добавки любых полимеров в цементно-песчаные растворы задерживают формирование структуры бетонного камня. Таким образом, сграффито на основе цементно-полимерных бетонов — это традиционная техника декора, но выполняемая, по существу, на основе новых материалов, имеющих сложную органоминеральную структуру со свойствами, характерными как для цемента, так и для полимера.
Все вышесказанное открывает перед сграффито на основе растворов с полимерными добавками широкие перспективы применения декора не только в интерьере, но и в экстерьере, особенно для работ, рассчитанных на тяжелые атмосферные условия: транспортные магистрали, заводские дворы, цехи и т. п.
В настоящее время можно предложить для этих целей ряд рецептур цветных штукатурных растворов для сграффито, модифицированных добавками синтетических полимерных материалов с целью получения более атмосферостойких и прочных штукатурных и бетонных слоев сграффито.
Наиболее распространенным и недефицитным синтетическим полимерным материалом, который нашел широкое использование как добавка в известково-песчаные, известково-цементно-песчаные и цементно-песчаные растворы, является поливинилацетатная дисперсия. Продукт биологически совершенно безвредный, обладающий высокой адгезией, как к цементу, так и к наполнителям (компонентам бетонного раствора), а также ко многим строительным материалам: бетону, керамике, дереву, асбестоцементу и другим.
V.4. ИЗВЕСТКОВО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНОЙ ДИСПЕРСИЕЙ (ПВАД) (40. С.27, табл. 27)
Известковое тесто.......................................... 1,0
Песок речной.................................................. 3,0
Пигменты (щелочестойкие)........ 0,01—0,4[131]
ПВАД (50%-ная).................................. 0,1—0,3
Вода (до рабочей консистенции)..... 1,0—1,5
В приготовленный по вышеописанной методике (V.1) раствор-колер перед нанесением его на стену тщательно вмешать Дисперсию, предварительно разведя водой в соотношении 1:1. Однако практика показала, что введение дисперсии в раствор-колер и за 1—3 суток до нанесения его на стену не отражается в последующем на прочности штукатурных слоев сграффито. Введение дисперсии в растворы-колеры сграффито делает последние более пластичными, что облегчает нанесение их тонким слоем на поверхность стен, и еще дисперсия несколько задерживает схватывание извести, что тоже немаловажно при вырезывании особенно мелкого по формам рисунка. Но, к сожалению, поливинил-ацетат и его дисперсии имеют недостаточную водо-, тепло-, морозо- и биостойкость, и поэтому добавки ПВАД в растворы-колеры могут быть рекомендованы только для сграффито в интерьерах зданий.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1733;