I.26. ЭМУЛЬСИЯ НА ОСНОВЕ ЖИВОТНОГО КЛЕЯ И ОЛИФЫ (56. С. 106)
Клей (животный)............................................ 1,0
Мыло хозяйственное (40%-ное)....... 0,2—0,3
Олифа (натуральная).................................... 1,0
Формалин...................................................... 0,15
Вода......................................................... 8,0—9,0
В металлической посуде мелко раздробленный клей залить (на 12—16 часов) 2 л воды. В набухший в воде клей настругать мыло и, добавив еще 2 л воды, поставить посуду на огонь—полностью растворить клей и мыло. В полученный состав ввести олифу, и все тщательно размешать до полного исчезновения капелек олифы с поверхности состава. Затем в сильно загустевшую эмульсию влить оставшееся расчетное количество воды и еще раз ее тщательно промешать[49].
Эмульсией пользоваться как проклейкой, добавляя ее в колеры и краски в пределах 0,05—0,1 объема колера. В случае загустевания колеров в течение работы способы разжижения см. в I.24.
I.27. ЭМУЛЬСИЯ НА ОСНОВЕ НАТУРАЛЬНОГО ВОСКА, ЖИВОТНОГО КЛЕЯ И ОЛИФЫ (73. С.17)[50].
Воск (натуральный)....................................... 0,8
Мыло (хозяйственное, 40%-ное)................ 0,3
Клей животный............................................... 0,3
Олифа натуральная....................................... 1,0
Нашатырный спирт (25%-ный водный раствор аммиака)................................................. 0,1
Формалин...................................................... 0,15
Вода.................................................................. 8,0
В металлической посуде мелко раздробленный клей залить (на 12—16 часов) 2 л воды. Когда клей набухнет, в другой посуде залить 2—3 л горячей воды, мелко наструганные в нее воск и мыло и дать немного (30—60 минут) постоять. Затем в посуду с клеем влить содержимое второй посуды и, добавив в нее еще 5—7 л воды, поставить на огонь — растворить клей, мыло и воск. В полученный состав ввести олифу и нашатырный спирт. Все тщательно промешать. Если при растирании эмульсии в пальцах в ней чувствуются частички воска, добавить еще немного (обычно несколько капель) нашатырного спирта. В эмульсию влить оставшееся количество воды. Все хорошо размешать[51].
Пользоваться эмульсией как проклейкой, добавляя ее в колеры и краски в пределах 0,05—0,1 объема колера.
В случае загустения колеров смотри способы их разжижения в I.24.
Грунты под темперы. Вновь оштукатуренные архитектурные поверхности или наклеенный на них новый холст[52] можно прогрунтовать, покрыв их один или два раза 5—10%-ной проклейкой (5—10%-ным раствором желатины[53] животного или казеинового клея), или 5—10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов, или обезжиренным молоком, или цельным молоком, разбавленным водой в соотношении 1:3. Эти составы в достаточной степени выравнивают и, главное, ослабляют тянущую способность штукатурки и холста (загрунтовывают их поверхность). По ней можно вполне успешно работать темперными красками.
Эти же поверхности можно вполне загрунтовать и разбавленными водой эмульсиями, на которых затирают краски темперы. Но лучше в эти растворы добавить некоторое количество сухих цинковых белил или мела (в зависимости от необходимости получить ту или иную их укрывистость). Можно эти поверхности загрунтовать и разжиженным скипидарным или спиртовым лаком. Все эти составы дадут в достаточной степени прочные и эластичные грунты.
Для казеиново-масляной и яично-масляной (и яично-лаковой) темпер можно использовать и эмульсионные грунты, которые применяются при работе масляными красками (см. раздел VIII «Масляные краски»).
При подготовке холста под любой грунт он обязательно должен быть один-два раза покрыт 5% -ной или 10%-ной проклейкой из желатины, животного или казеинового клея (I.4, I.15). Этого можно не делать только в том случае, если тонкий холст перед наклейкой его на архитектурную плоскость весь погружался в раствор проклейки, затем слегка отжимался и наклеивался на плоскость.
В любом случае после проклейки холст должен быть просушен, его следует слегка прочистить наждачной бумагой и приступить к грунтовке.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 2224;