Опухоли черепа и головного мозга

Клиническая диагностика опухолей головного мозга сопряжена с боль­шими трудностями. В зависимости от локализации и характера роста опу­холь может обусловить как общемозговые симптомы (головная боль, голо­вокружение, нарушение сознания, изменение личности и др.), так и очаго­вые неврологические расстройства (нарушения зрения, слуха, речи, двига­тельной сферы и т.д.). Более того, одна и та же опухоль в разные периоды развития то совершенно «молчалива», то вызывает тяжелые расстройства вплоть до утраты сознания.

В настоящее время в распоряжении врачей имеется набор лучевых мето­дов, которые обеспечивают выявление опухоли мозга почти в 100 % слу­чаев. Признанными лидерами среди лучевых методов диагностики явля­ются КТи МРТ. Главные задачи, стоящие перед специалистом в области лучевой диагностики при обследовании больных с опухолями головного мозга: 1) выявить опухоль; 2) определить ее топографию; 3) установить ее макроструктуру (солидный или кистозный характер, наличие некроза или обызвествления); 4) определить взаимоотношения опухоли с окружаю-щими мозговыми структурами (наличие гидроцефалии, масс-эффекта).

26-1324


Рис. III. 197. Магнитно-резонансные томограммы головного мозга. Опухоль мозга в аксиальной (а), сагиттальной (б) и фронтальной (в) проекциях. Ампутация части бокового желудочка мозга.

На компьютерных и магнитно-резонансных томограммах имеются пря­мые и косвенные признаки опухоли. Прямым признаком служит непосред­ственное изображение самой опухоли (рис. III. 197, III. 198). Визуализация опухоли на магнитно-резонансных томограммах связана с различными протонной плотностью и временем магнитной релаксации нормальной и опухолевой ткани. На компьютерных томограммах изображение возникает


Рис. Ш.197. Продолжение.



 


Рис. Ш.198. Компьютерная томограмма головного мозга. Менингиома (х) в заты­лочной области, прорастающая в затылочную кость (кость в этом месте резко утолщена — указано стрелкой).


26*



вследствие того, что опухолевая ткань отличается от окружающего мозгово­го вещества по коэффициенту поглощения рентгеновского излучения. При малом поглощении рентгеновского излучения опухоль вырисовывается как участок пониженной плотности (гиподенсная область). По его форме, раз­мерам и очертаниям можно в известной степени судить о величине и харак­тере роста новообразования. Отметим лишь, что вокруг может быть гипо­денсная зона отека, несколько «скрадывающая» истинные размеры опухо­ли. Некоторое сходство с опухолью имеет мозговая киста, особенно при ее неправильной конфигурации, но содержимое кисты по количеству погло­щенного рентгеновского излучения приближается к воде.

Опухоли, исходящие из паутинной оболочки,— арахноидэндотелиомы (менингиомы) нередко обладают довольно высокой плотностью и выде­ляются на томограммах как округлые гиперденсные образования. Большинст­во этих опухолей хорошо снабжаются кровью, поэтому после введения рентгеноконтрастного вещества их плотность на томограммах увеличивается.

Прямое изображение опухоли может быть получено при радионуклидном исследовании. Ряд РФП, например 99тТс-пертехнетат, накапливается в по­вышенном количестве в новообразовании вследствие нарушения гематоэн-цефалического барьера. На сцинтиграммах и особенно на эмиссионных то­мограммах определяется участок повышенной концентрации радионукли­да — «горячий» очаг.

К косвенным признакам опухоли мозга относятся: 1) смещения окру­жающих частей мозга, в том числе структур средней линии; 2) деформация желудочков и нарушения ликворообращения вплоть до развития окклюзи-онной гидроцефалии; 3) различные по протяженности и выраженности яв­ления отека мозговой ткани; 4) отложения извести в опухоли; 5) деструк­тивные и реактивные изменения в прилежащих костях черепа.

Роль ангиографии в диагностике опухолей головного мозга невелика. Ее основное назначение — определение характера васкуляризации, если планируется хирургическое лечение, либо выполнение предоперационной эмболизации. Естественно, всегда предпочитают выполнять ДСА.

Опухоли костей черепа диагностируют по обычным рентгенограммам и томограммам. Нагляднее всего изображение остеомы, так как она состоит из костной ткани и хорошо выделяется на снимках. В большинстве случаев остеома локализуется в области лобного синуса. Достаточно показательна картина гемангиомы. Она обусловливает округлый дефект костной ткани с мелкофестончатыми уплотненными краями. Иногда на фоне такого дефек­та можно заметить радиарно расходящиеся тончайшие костные стропила или ячеистую структуру.

Однако особенно часто специалистам в области лучевой диагностики приходится сталкиваться с одиночными или множественными деструктивны­ми очагами в костях черепа, имеющими округлую или не совсем правильную форму (рис. III. 199). Число очагов бывает разным —• от одного до нескольких десятков. Величина их варьирует в широких пределах. Контуры деструктив­ных очагов ровные, но нечеткие, никаких секвестров в них нет. Подобные очаги представляют собой или метастазы злокачественной опухоли, исходя­щие из опухоли легкого, молочной железы, желудка, почки и т.д., или прояв­ление миеломной болезни (рис III.200). По рентгенограммам различить ми-еломные узлы и метастазы рака практически невозможно. Дифференциаль­ная диагностика основывается на результатах электрофореза белков плазмы


Рис. III. 199.Метастазы (указаны стрелками) рака в кости черепа.

Рис. Ш.200. Множественные очаги деструкции в костях черепа при миеломной болезни.


крови и исследования мочи. Обнаружение парапротеина свидетельствуют о миеломной болезни. Кроме того, при сцинтиграфии у больных с метастаза­ми обнаруживают гиперфиксацию РФП в участках деструкции костной ткани, тогда как при миеломах такая гиперфиксация обычно отсутствует.

Опухоли в области турецкого седла занимают особое место в клиничес­кой онкологии. Причины этого многообразны. Во-первых, имеют значение анатомические факторы. В турецком седле располагается такой важный эн­докринный орган, как гипофиз. К седлу прилегают сонные артерии, веноз­ные синусы, а сзади — базилярное венозное сплетение.- Над турецким сед­лом на расстоянии примерно 0,5 см находится перекрест зрительных нер­вов, поэтому при поражениях данной области часто возникают расстройст­ва зрения. Во-вторых, при опухолях гипофиза нарушается гормональный статус, поскольку многие виды аденом гипофиза способны продуцировать и выделять в кровь сильнодействующие вещества, вызывающие эндокрин­ные синдромы.

Из опухолей гипофиза наиболее часто встречается хромофобная аденома, растущая из хромофобных клеток передней доли железы. Клинически она проявляется синдромом адипозогенитальной дистро­фии (ожирение, ослабление половой функции, снижение основного обмена). Вторая по частоте опухоль — эозинофильная адено-м а, которая тоже развивается из клеток передней доли гипофиза, но вызывает совершенно другой синдром — акромегалию. Для этого заболевания, помимо ряда общих симптомов, характерно усиление роста костей. В частности, на рентгенограммах черепа определяются утолщение костей свода, увеличение надбровных дуг и лобных пазух, увеличение нижней челюсти и наружного затылочного выступа. В пе­редней доле гипофиза зарождаются также базофильные и сме­шанные аденомы. Первая из них обусловливает синдром, из­вестный в эндокринологии как синдром Иценко — Кушинга (лунооб­разное лицо, ожирение, расстройство половой функции, повышение кровяного давления, системный остеопороз).

Предположение об опухоли гипофиза основывается на клинических и анамнестических данных, но точный диагноз устанавливают с учетом ре­зультатов лучевых исследований. Роль радиолога при этом весьма ответст­венна, так как аденомы гипофиза подлежат хирургическому или лучевому лечению. В последнем случае требуется безукоризненная наводка пучка из­лучения (например, пучка протонов) на патологический очаг для исключе­ния повреждения соседних мозговых тканей.

Возможности и методика лучевой диагностики зависят от величины аденомы. Маленькие опухоли (микроаденомы) на рентгенограммах не распознаются, для их выявления необходима КТ или МРТ. На ком­пьютерных томограммах аденома, если она достаточно хорошо отгра­ничена, погружена в паренхиму железы и не слишком мала (не менее 0,2—0,4 см), вырисовывается как округлый очаг повышенной плотнос­ти (рис. Ш.201).

Распознавание больших аденом обычно не составляет труда уже при анализе обзорных рентгенограмм черепа, так как они вызывают из-


Рис. Ш.201. Компьютерная томограмма головного мозга. Аденома гипофиза (указана стрелкой).

РисШ.202. Прицельная рентгенограмма турецкого седла. Увеличение седла при аденоме (х) гипофиза.


менения в костях, образующих турецкое седло. Седло увеличивается, дно его углубляется, стенки истончаются, передние клиновидные от­ростки малых крыльев клиновидной кости приподнимаются. Вход в ту­рецкое седло расширяется. Спинка его выпрямляется и удлиняется (рис. Ш.202).

Размеры турецкого седла в норме зависят от пола, возраста, тело­сложения человека, поэтому созданы специальные таблицы, по которым специалисты в области лучевой диагностики определяют должные вели­чины.

Выше уже упоминалось о краниофарингиомах — эмбриональных опухо­лях, исходящих из остатков гипофизарного хода (карман Ратке). Краниофа-рингиома может расти в турецком седле и тогда проявляется типичными симптомами эндоселлярнои опухоли, как и аденомы. Однако в преоблада­ющем большинстве случаев она развивается над седлом, быстро приводит к зрительным расстройствам, повышению внутричерепного давления и гид­роцефалии. Затем расширяется вход в седло, развиваются атрофия и де­струкция верхушки спинки седла. Диагностика облегчается при выявлении нередко содержащихся в краниофарингиоме разнообразных известковых включений в виде многочисленных песчинок, более крупных глыбок либо кольцевидных или дугообразных теней.








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2250;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.