Профессиональное музыкальное образование в России.
Петербургская консерватория основана РМО в Петербурге в 1862 г. по инициативе А.Г. Рубинштейна. Ее открытие стало одной из важнейших вех в истории отечественной музыкальной культуры, явилось началом развития высшего профессионального музыкального образования. Ее создатели стремились выработать такую систему образования, которая соответствовала бы уровню и задачам национального искусства. Одной из важных проблем было привлечение к преподаванию русских музыкантов. А.Г. Рубинштейн наладил уже в первый год работу 36 классов. Преподавателями были лучшие музыканты Петербурга, был разработан распорядок экзаменов по специальностям. В первые годы открылись классы оркестровой игры и ансамбля (А. Рубинштейн), квартетный класс (Венявский), ставился оперный спектакль («Русалка» Даргомыжского), открылся оперный класс. В конце 80-х гг. основное внимание уделено воспитанию одаренных исполнителей-солистов и композиторов, а также педагогов высокой квалификации.
Срок обучения был разделен на два этапа – подготовительный (6 лет) и высший (4 года). К началу 90-х гг. консерватория получила широкое признание. Огромное значение имела педагогическая деятельность Н.А. Римского-Корсакова (более 200 учеников разл. специальностей). С. 1905 г. – руководил А.К. Глазунов. В стенах консерватории сложились известные музыкально-педагогические школы: композиции – Н. А. Римского-Корсакова, пианизма – Ф.О. Лешетицкого и А.Н. Есиповой, скрипки – Л.С. Ауэра, виолончели – К.Ю. Давыдова и А.В. Вержбиловича, пения – Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди.
Воспитанники консерватории - А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.С. Аренский, С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, Н.В. Лысенко и др.
В 1925 г. наряду с композиторским открылись отделения по подготовке научных работников, преподавателей для средних учебных музыкальных заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для клубной работы, дошкольных учреждений и общеобразовательной школы. Для обеспечения научно-педагогическими кадрами была создана аспирантура, в 1923 г. – Оперная студия, в 1925 г. организован оперно-режиссерский класс, на исполнительском отделении – дирижерское отделение. В 1936 г. создали самодеятельный симфонический оркестр. Решающий сдвиг в творческой и учебной деятельности произошел в 30-х гг. (научно-методическая подготовка, содержание преподавания, обогащался музыкальный репертуар). В 1937 г. при консерватории открылись курсы переподготовки и усовершенствования музыкантов-педагогов.
Московская консерваториясоздана Н.Г. Рубинштейном (соучредитель князь Н.П. Трубецкой) в 1866 г. на базе Музыкальных классов Московского отделения Императорского музыкального общества (ИРМО), до 1981 г – был ее директором, в дальнейшем – С.И. Танеев (1885-1889), В.И. Сафонов (1889-1905), М.М. Ипполитов-Иванов (1906-1922). Курс обучения в консерватории до 1879 г. занимал 6 лет, затем был увеличен до девяти лет, охватывал музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические) и общеобразовательные дисциплины. До 1917 г. обучение было платным. Для подготовки в консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-1933) и Музыкальный рабочий факультете (1929-1935). Требования к подготовке: среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образованием при наличии подготовки в объеме среднего профессионального музыкального образования.
Первая народная консерватория в России. Московская Народная консерватория организована в 1906 г. по инициативе С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского и др. с целью содействовать народному музыкально-эстетическому воспитания, внедрять музыкальную культуру в широкие массы путем общего музыкального образования. Были открыты два отделения – общего музыкального образования (хоровые классы) и специального музыкального образования – сольные классы. В группе преподавателей МНК входил Б.Л Яворский, выдающийся музыковед, проложивший новые пути в науке о музыке, создатель теории ладового ритма, ценные положения которой были усвоены и развиты советской музыкальной школой. С.И. Танеев в задачах консерватории подчеркивает значение хорового исполнительства, народно-песенного творчества, координацию музыкальных дисциплин и музыкально-эстетического воспитания как ведущих в становлении новой системы музыкального просвещения. Говорил о необходимости открытия музыкальных училищ для всех ищущих музыкального развития. Подтверждает первостепенное значение хорового пения в общем музыкально-эстетическом развитии (хоровой класс, теория музыки и гармония, сольфеджио и полифония, инструментовка и контрапункт, история музыки). В процессе обучения в МНК развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры. Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании народных масс С.И.Танеев придавал народно-песенному творчеству. МНК была первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество являлось одной из основ учебной и концертно-просветительской деятельности. За 10 лет существования МНК окончило около 2 тысяч человек.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1351;