Вклад в развитие музыкознания и музыкального воспитания в России Б.В. Асафьева и Б. Л. Яворского
Концепция Б.В. Асафьева. Б.В. Асафьев – выдающийся ученый-музыковед, композитор, музыкальный просветитель. Его деятельность знаменовала новый этап в развитии отечественной музыкальной науки и практики. Асафьев – основоположник многих направлений музыкознания. Основная идея его книги – «Музыкальная форма как процесс» - проблема движения, которое обеспечивает событиями процесс становления музыки. Асафьев говорил: «понять форму музыкального произведения – это значит уяснить целесообразность продвижения воспринимаемого слухом потока звучания …».
Две книги Б.В. Асафьева о музыкальной форме созданы в различные периоды его научной деятельности (первая – в течение 1925 г., опубликована впервые в 1947 г., вторая – в период ленинградской блокады, дата окончания – 24.01.1942 г.). Замышлялась третья книга, которая предполагала осветить «вопросы формы и стиля как явлений интонации» - «Стиль и форма в их взаимодействии».
Первая книга – итог многолетней работы над вопросами интонационной специфики музыкального искусства, среди которых одно из главных мест занимал вопрос об особенностях интонационного становления музыкальной формы. Мысли о музыкальных формах «не как архитектонических «беззвучных» схемах а как закономерном процессе организации звучащего материала и его кристаллизации (С. 28) возникли у Асафьева в 1916-1917 гг.). В статьях «Процесс оформления звучащего вещества» (1923), «О современном русском музыкознании и его исторических задачах» (1925). Асафьев подходит к развитию своего учения о форме. Его работы 1925 г. направлены на выяснение и обоснование сущности самого понятия «интонация» (статьи «Основы музыкальной интонации»», «Речевая интонация»), (задумана как один из разделов общего исследования. Материал по обоснованию русской музыкальной интонации до 1965 г. оставался неизданным.
Как эволюционировала мысль Асафьева, видно из примера двух определений интонации. В работе «Обоснование русской музыкальной интонации» он пишет: «Итак, интонация – проявление звучания. Без интонирования и вне интонирования – музыки нет». В новом варианте работы «Основы музыкальной интонации» Асафьев дает следующую редакцию этого высказывания: «Итак, интонация – первостепенной важности фактор: осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или нечистая подача звука). Без интонирования и вне интонирования – музыки нет».
Исследователь исходил из понимания бытия музыки в общественной среде, где рождаются новые звучания и новые формы. Он начинает изучение процесса развития музыки с простейших форм тождества (сходства), рассматривает его продолжение посредством повтора не в горизонтали, а в разных голосах. Мысль о том, что музыка всегда имеет начало, продолжение и конец, приводит Асафьева к обобщающей формуле, которая приобрела большую известность: i; m; t.
Асафьев часто употребляет термин «энергия», вкладывая в него совокупность тех внутренних стимулов, причин, которые обусловливают интонационное развитие музыкального произведения.
Исходя из избранного им принципа классификации музыкальных форм, Асафьев подразделяет их на две большие группы:
1. Формы, базирующиеся на принципе тождества;
2. Формы, базирующиеся на принципе контраста.
Тождество и контраст (в различных их разновидностях) Асафьев рассматривает как два основных музыкальных фактора, в своей совокупности и взаимосвязи являющихся основными элементами музыкального развития.
«Контрастность ощущается лишь при наличии элементов тождественных», - утверждает Асафьев (С. 127), авесь процесс формообразования в целом - это «диалектический процесс «с постоянным сосуществованием противоположностей» (С. 57).
Появление в 1930 г. книги Асафьева «Музыкальная форма как процесс» явилось важным событием в развитии советского музыкознания и советской музыкальной педагогики, положило начало борьбы со схоластикой в области анализа музыки, с господствующим метафизически-описательным методом, с канонизацией тех норм и формообразования, идущих из творчества венских классиков.
Научно-исследовательская и публицистическая деятельность Б.В. Асафьева тесно связаны. Среди многогранности проблем, освещаемых Б.В. Асафьевым, особое место занимают вопросы музыкального просвещения и образования (публикации 1918-1947 гг.). Для исследователя круг вопросов, связанных с массово-просветительской работой и музыкальным образованием, раскрывается сквозь призму его научно-исследовательской деятельности – обоснования интонационной специфики музыкального искусства (теории интонации), в частности, ее раздела, посвященного изучению закономерностей музыкального восприятия и воспитания музыкального слуха. Для Асафьева-публициста вопросы музыкального просвещения и образования являются ключевыми, как вопросы строительства и развития музыкальной культуры общества (воспитания эстетических вкусов и высоких потребностей народа). В своих статьях Асафьев рассматривает вопросы организации музыкально-просветительской работы среди широких масс, ее содержания и методики проведения, необходимости постоянной борьбы за высокохудожественный репертуар, борьбы с проникновением в «слуховое сознание» слушателей низкопробных музыкальных сочинений, подготовки лекторов-пропагандистов, роли в музыкальной пропаганде различных государственных учреждений.
Особое значение Б.В. Асафьев придает вопросам организации и методике музыкального воспитания школьников, а также музыкально-профессионального обучения. Деятельность Асафьева направлена на воспитание активного, «осознанного» восприятия музыки. Эта проблема не утратила своей значимости и сегодня. В статьях 1918-1920 гг. актуализируется общая задача: через широкое развитие массового музыкального просвещения сделать лучшее в музыкальном искусстве прошлого и настоящего достоянием широких масс народа. В этой связи важным становится вопрос выявления новых возможностей для их активного участия в создании новой советской музыкальной культуры. Возможность решения этой задачи исследователь видит в максимальном сближении музыкантов-профессионалов «с массами, жаждущими музыки», в воспитании у народных масс сознания, что музыка – огромная сила, способная глубоко воздействовать на формирование человека и коллектива, в широком развитии музыкальной самодеятельности.
Б.В. Асафьев подчеркивает, что если слушатель воспримет «изнутри материал, которым оперирует музыка» (С. 18), то тогда «явнее почувствует он течение музыки вовне» (С. 18). Мысль об активизации слуха слушателя через различные формы исполнительства (путем самодеятельного участия в нем) доминирует в его работах.
Б.В. Асафьев много пишет о важности создания различных хоровых коллективом и небольших оркестров. По его мнению, участие в хоре особенно создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости» (С. 18). Поэтому Б.В. Асафьев призывает бережно относиться к самодеятельным хоровым ансамблям, воспитанию их талантливых участников.
В статье «Светлое веяние» актуализирует вопросы музыкального просветительства и музыкально-профессионального образования. В живом, конкретном постижении музыки прошлого Б. Асафьев видит путь к оздоровлению концертных программ, «к повышению уровня … музыкального сознания» (С. 21).
Б. Асафьев резко протестует против распространения музыки, ведущей к снижению этического отношения к жизни, уводящей от высоких идеалов искусства.
Б. Асафьев поднимает вопросы научной организации в области музыкальной библиографии, нотографии как ведущей области «в сложном деле музыкального просвещения» (С. 28), о подготовке в стенах консерватории музыковедов, о подготовке научных описаний архивов, об издании справочников, словарей. Б. Асафьев утверждал, что «без всей этой по видимости сухой, черновой работы дело музыкального просвещения станы повиснев в воздухе» (С. 30).
Асафьев интересует и проблема музыки быта (что живет в слуховом сознании той или иной части общества, что звучит повседневно в домашнкей или общественной жизни города, деревни, пригородов. Асафьев пытается дать формулировку-определение понятия «бытовая музыка».
Группа статей (семь) середины 20-х гг. посвящена вопросам музыкального воспитания в общеобразовательной школе. В 1926 г. Выходит сборник «Вопросы музыки в школе». Все статьи Б.В. Асафьева пронизаны убеждением огромной важности музыкального воспитания школьников, уровня художественного восприятия музыки. Перенесение основного акцента с обучения учащихся отдельным профессиональным навыкам на развитие у них широкого эстетического восприятия явлений музыкального искусства, понимания их глубокой социальной значимости. Музыка, по мнению Асафьева, - «искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» (С. 47).
Статья «Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки» связана с его исследованием «Музыкальная форма как процесс» (книга первая). Акцентируя метод наблюдения, а не обучения, Асафьев даже доходит до крайнего лозунга: «в сторону от профессионализма!» ( С. 59). Говорит о необходимости стимулирования развития у детей музыкально-творческой реакции на услышанное, вплоть до начальных навыков сочинения музыки.
Асафьев подчеркивает те качества, которыми должен обладать сам музыкант – руководитель в школе: не быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом … Главное же он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большем количестве…
Концепция Б.Л. Яворского. Яворский – один из самых значительных деятелей культуры, оказавший мощное воздействие на русскую музыкальную культуру первой половины ХХ века. Достижения Яворского - в сфере изучения лада, гармонии, основ музыкальной речи и формы. Сегодня концепция Яворского привлекает внимание исследователей, получая развитие в их работах. Современный взгляд – рассмотрение исследования Яворского как междисциплинарное знание: гипотеза о связи звукового тяготения с силой земного притяжения; связи музыки с физикой, а ладового тяготения – со всемирным. Центр концепции Яворского – идея звукового («слухового») тяготения. Эту идею Яворский развил уже в ранней «теории ладового ритма» - образце системного подхода.
Суть теории Яворского. Слуховое тяготение, «управляющее развертыванием звуковой конструкции во времени», объединяет все уровни формы (от микроструктур до музыкального произведения в целом).
Слуховое тяготение – как реакция на звуковое раздражение (наиболее раздражает слух тритон), его результат – разрешение «вовнутрь» и «вовне».
Внутреннее ухо человека – орган восприятия звуков и орган, управляющий равновесием тела.
Основа всей системы – образование «симметричной системы».
Ладовая организация выводится из основ Бытия (связь мира внутреннего с миром внешним.
Ключевые вопросы музыкальной теории в целом и теории Яворского.Как соотносится между собой язык и речь? Музыкальный язык и музыкальная речь? Что есть «интонация», какова ее единица? Как она соотносится с языковыми (синтаксическими) единицами?
У Яворского изначально не определены границы между языком и речью (словесными, музыкальными). Вопрос о соотношении языковых и речевых единиц не ставился. Отсюда – методологическая неполнота современного научного базиса.
Яворский создал обобщенную музыкально-теоретическую систему – теорию музыкального мышления (теорию ладового ритма). В основе – понимание музыки как своеобразного вида речи, общения между ними.
Б.Л. Яворский:
- противопоставил лад прежним понятиям гаммы, звукоряда, выделив лад как самостоятельную категорию;
- понимал лад как организацию музыкального мышления и речи на основе внутренней настройки слуха;
- обосновал множественность ладов;
- указал на возможность существования ладов, отличающихся от мажора и минора.
В неразрывной связи с ладовой стороной Яворский рассматривает проблему ритма (ладо-временных отношений) в музыкеиинтонационности.
Яворский заложил основы учения об интонации,ставшей одной из центральных категорий современного музыкознания.
Яворский способствовал созданию основ массового музыкального воспитания в стране. В 1921 г. заведовал музыкальным отделом Наркомпроса. Под его руководством проведена реорганизация музыкального образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый учебный план. В 1921-1931 гг. преподавал в Первом Московском музыкальном техникуме. В 1922 г. открыта первая детская музыкальная школа, работавшая по системе Яворского как первая ступень профессионального музыкального образования.
Яворский считал, что внутренние художественные потенции ребенка пробуждает «вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества – народную песню во всем ее объеме …». Яворский придавал значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, уже в ранних своих работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитательной работы.
Согласно Яворскому, музыкальное искусство выступает в триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Восприятие, или, по Яворскому, слушание музыки – наиболее активная форма музыкальной деятельности. Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Яворский на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Используя движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Музыкальные образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки различных видов художественной деятельности, Яворский стремился через них стимулировать музыкальное творчество. Процесс его формирования охватывал, по мнению Яворского, накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание оригинальных композиций.
В основе системы обучения Яворского – «метод расширения», преследовавший цели раскрытия и развития художественно-музыкальных дарований ребенка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Яворский связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.
Литература
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.-Л., 1948
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Гос. муз. изд-во, 1963. – 379 с.
4. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей / Сост. П.С. Трофимов; под ред. В.А. Разумного и П.Ф. Трофимова. – М., 1965.
5. Кобляков А.А. Учение Б.Л. Яворского в контексте нового метасистемного подхода // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всесоюзных научных чтений, посвященных Б.Л. Яворского. 1 ч. – Саратов: Саратовская гос. консерватория (академия) им. Л.В. Собинова. 2013. - C. 3- 16.
6. Кулапита О.И. Ладовая теория Б.Л. Яворского: понятийный аспект // Музыкально-теоретические системы. – М., 2000. – С. 26 - …
7. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе. – М., 1957.
8. Морозова С. Из истории массового музыкального воспитания. …
9. Морозова С. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского // Автореферат дис. … канд. педаг. наук. – М., 1982.
10. Морозова С. Яворский Б.Л. Далекое – близкое //Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 12. - М.: Музыка, 1977. …
11. Морозова С. Яворский Б.Л. о музыкальном воспитании детей // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 16. – М.: Музыка, 1985. …
12. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История, Становление. Сущность. – М.: Музыка, 1984. – 302 с.
13. Рыжкин И. Теория ладового ритма (Б. Яворский) // Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. – М.; Л.: Гос. муз.. 1939. – С. 105-205.
14. Файн Я.Н. О понятии интонации в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского (к постановке проблемы) // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всесоюзных научных чтений, посвященных Б.Л. Яворского. 1 ч. – Саратов: Саратовская гос. консерватория (академия) им. Л.В. Собинова. 2013. - С. 31 - …
15. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т.2, Ч. 1. / Под ред. Д.Д. Шостаковича. – М., 1987. …
16. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1. –М., 1972.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 6141;