Будущее рыночной экономики
- Финансовый кризис 2008г., когда обанкротились крупнейшие банки мира, а одна из самых успешных экономик Европы, бюджет Исландии, оказался на грани краха, заставил мировых политиков задуматься о эффективности капитализма с его вечной погоней за прибылью. Все чаще раздаются голоса президентов, премьер-министров, экономистов, говорящих о необходимости поставить рынок частных собственников под контроль хотя бы государства или союза государств.
Прибыль – эта и мерило успешности бизнесмена, - и мера его нравственных качеств, высоты планки его совести. У. Мандевиль на заре капитализма подметил: «Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживленным, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами».
Шмелев Н. П. на заре русского и украинского капитализма в 20в. видит то же самое: «Наш частный капитал мало того что получен задаром, но еще и развращен невероятным уровнем доходности. Он привык иметь доход 300-200 процентов благодаря таможенным льготам, низким налогам, государственным авантюрам вроде выпуска пресловутых ГКО с доходностью, доходившей до 300 процентов годовых».
- Капитал, капиталист, капитализм как синоним рыночной экономики
«Capitale» (слово из поздней латыни, от caput – голова) появилось около 12-13вв. в Италии первоначально в значении денег, приносящих процент. Так, например, в проповедях св. Бернардина Сиенского (1380-1444) читаем: «сие плодовитое средство наживы, кое мы обычно называем капиталом» (с.223).
Со словом «капитал» долгое время соперничали такие слова-заменители, как «богатство», «фонды», «достояние», «добро». В 1757г. Верон де Форбоннэ писал: «Только те фонды заслуживают названия богатств, которые обладают преимуществом приносить доход» (с.224).
Однако уже Кенэ утверждает, что «всякий капитал есть орудие производства» (там же), причем и Кенэ, и Тюрго, и Морелле понимают под капиталом уже не только исключительно деньги. В 1788г., в эпоху итальянской компании Бонапарта, русский консул, размышляя об исключительном положении революционной Франции, говаривал: она «ведет войну своим капиталом», противники же ее – «своими доходами» - в этом суждении слово капитал означает национальное достояние, богатство нации (см. с.225) – а не просто сумму денег, размер долга или займа.
Слово «капиталист» восходит к сер. 17в. «Голландский Меркурий» один раз употребляет его в 1633г. и один раз – в 1654г. В 1759г. Жан-Жак Руссо писал одному из своих друзей: «Я ни большой барин, ни капиталист. Я беден и доволен» (с.226). Однако в «Энциклопедии» это слово фигурирует только как прилагательное – «капиталистический». Обычными синонимами «капиталиста» были слова «богач», «нувориш», «ловкач», «человек с бумажником». Все эти слова имели пренебрежительный оттенок.
Обладатели денежных состояний – это тот узкий смысл, какой приняло слово капиталист во второй пол. 18в. Неаполитанский агент в Гааге 7 февраля 1769г. писал своему правительству: «Капиталисты сей страны едва ли станут подвергать свои деньги превратностям последствий войны» (с.226). Тон становится еще более резким. С наступлением Французской Революции 25 ноября 1790г. граф де Кюстин гремел с трибуны Национального собрания: «Неужели же Собрание, которое уничтожило все виды аристократии, дрогнет перед аристократией капиталистов, этих космополитов, которые не ведают иного отечества, кроме того, где они могут накапливать богатства?» (с.227).
Слово «капитализм» в 1842г. встречается в книге Ж.-Б. Ришара «Новые богатства французского языка». Современное значение этому слову придал Луи Блан в полемике с Бастиа, когда написал в 1850г.: «То, что я бы назвал «капитализмом», т.е. присвоение капитала одним с исключением других» (с.228). Употреблялось это понятие в 19в. редко. Иногда его очень точно использовал Прудон, определяя капитализм как «экономический и социальный строй, при котором капиталы – источник дохода – в целом не принадлежит тем, кто приводит их в действие своим собственным трудом» (там же). Однако же и десятью годами позднее, в 1867г., Маркс еще не употреблял это слово.
В научных кругах понятие капитализм стало широко использоваться только с начала 20в., введенное в оборот книгой В. Зомбарта «Современный капитализм» (1902г.). Право на посвященную ему статью в «Британской энциклопедии» оно получит только в 1926г. В «Словарь Французской академии» оно войдет лишь в 1932г., причем с таким примитивным определением: «Капитализм, совокупность капиталистов» (там же).
Слово это всегда имело политический смысл, означая общество эксплуататоров, строй, неизбежно гибнущий. Нельзя утверждать, что до индустриального производства кон. 18в. капитализма не было: не было разветвленной системы, но деятельность такая существовала с древности.
Капиталом как богатством, приносящим новое богатство, накопленным предшествующим трудом, служащим средством производства для нового труда, было и поле, Бог весть когда очищенное от камней; и древние проселочные дороги; и мельничное колесо; и корабль; и мачтовые леса; и конечно же деньги, ускоряющие кругооборот хозяйства. Первый голландский корабль, что пришел в 1704г. в Санкт-Петербург, получил от Петра Великого привилегию: пока этот корабль существует, он не будет платить таможенные пошлины. Хитрость судовладельцев заставит его просуществовать почти столетие, вчетверо больше нормального для этой эпохи срока. Этот корабль был прекрасным капитальным богатством!
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1124;