Игровые задания на осознание барьеров педагогического общения

Игровая ситуация «Барьеры на уроке»

Два студента играют роли учителей. Остальные участники играют учеников начальной школы. Инструкции «ученикам» и «учителям» даются отдельно.

Каждому из «учеников» нужно проиграть определенный характер: «выскочку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зависимости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д.

«Учителя» в соответствии с инструкциями должны изобра­зить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают.

Изображаемые «барьеры» общения:

Барьер «Я сам»

Одному студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверенного в себе, который очень боится, что дети ответят не то, и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому дан­ный персонаж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Сту­дент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию.

• Барьер «Робот»

Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовивше­гося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сооб­щается студенту, играющему эту роль, а студентам, изображаю­щим учеников, говорится о том, что они знакомы с этой темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает сам студент и на­звание сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студен-там-«ученикам». Таким образом моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занима­ет родительскую позицию по отношению к детям, не проявля­ет интереса к их внутреннему состоянию.

• Барьер «Монблан»

Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, от­сутствие интереса к ним, взрослая или родительская позиция ведут к стандартизированному уровню общения.

• Барьер «Китайская стена»

Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель под­черкивает свое снисходительно-покровительственное отноше­ние, т. е. занимает родительскую позицию по отношению к де­тям, чувство превосходства возникает как следствие сверхком­пенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения.

• Барьер «Тетерев»

В этом случае учитель слышит только себя, не задумывается 0 реакции детей, т. е. основная эмоция - любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям, закрыт маской «выдающе-

гося учителя», позиция родителя, что ведет к стандартизирован-ному уровню общения.

• Барьер «Гамлет»

Учитель такого типа из-за страха перед неудачей обеспоко­ен отношенческой, а не содержательной, стороной обучения, стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зави­симость от их мнения, т. е. занимает детскую позицию в обще­нии с ними. При наличии интереса к детям, способным ока­зать данному учителю необходимую эмоциональную поддерж­ку, и любви к ним, смешанной со страхом, «гамлет» общается на манипулятивном уровне, когда то он сам, то дети являются объектом манипуляции.

• Барьер «Приятель»

Учитель недооценивает значение своей личности, забыва­ет, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой, гражданской культуры и профессио­нальных знаний. Он не уверен в себе, занимает позицию ре­бенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приво­дит к манипулятивному уровню общения с детьми, при кото­ром объектом манипуляции выступает учитель.

• Барьер «Локатор»

Учитель работает только с сильными или слабыми ученика­ми из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандар­тизированного уровня общения.

Большой воспитательный эффект возникает тогда, когда на эти роли выбираются студенты, для которых характерны именно такие барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель под­черкивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого — подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления.

Схема обсуждения барьера «Я сам»:

• Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт меж­
ду Вами и учителем?

• Можно ли назвать Ваше ощущение барьером в общении?

• Что способствовало возникновению барьера?

Какую эмоцию испытывал учитель?

. Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербально­
го общения выдавали его неуверенность в себе?

. На какой позиции находился учитель?

. Что выдавало его детскую позицию?

. Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам?

. Был ли открыт в общении?

. На каком же уровне он остался?

По такой же схеме проводится обсуждение второго персо­нажа и всех последующих барьеров.

Обсуждение:

• Что способствует возникновению барьеров общения учи­
теля на уроке? (эмоция страха, агрессии, несоответствую­
щая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к
детям, закрытость в общении).

• Что помогает избегать барьеров между учителем и ученика­
ми на уроке? (интерес к личности учеников, открытость учи­
теля, умение правильно и гибко менять позицию в обще­
нии в зависимости от ситуации).

Шелихова Н.И. Техника педагогического общения/ Под общ. ред. М.Р. Гин­збурга. М. -Воронеж, 1998.








Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 3310;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.