Упражнения на развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации
Упражнение «Выступление без подготовки» (экспресс-диагностика невербального компонента стиля выступления)
Каждому участнику предлагается выступить на любую тему «экспромтом», без специальной подготовки. Продолжительность выступления 2-3 минуты. О предмете выступления участники узнают за несколько секунд до начала выступления.
Заранее готовятся «билеты» — слова на карточках, обозначающих темы выступлений.
• Название знакомых предметов, животных: гитара, корова,
тюльпан.
• Слова без четкой предметной оболочки: полет, бег, плава
ние, аплодисменты.
• Слова, обозначающие явления и процессы: праздник, ура
ган, откровение.
Основные пункты формального содержания выступления:
• Определение.
• Внешность — внешний вид предмета, характерные при
знаки.
• «Внутренность» — состав и структура предмета.
• Среда — типичная обстановка, в которой встречается
предмет.
• Использование — возможные способы использования пред
мета.
Происхождение.
. Перспективы — прогноз на будущее.
Можно пропустить некоторые пункты, добавить свои, использовать свой способ выступления.
Вопросы для обсуждения: » Удалось ли Вам установить контакт с аудиторией? Если нет,
почему?
• Куда Вы смотрели во время выступления? Почему?
• Было ли Ваше выступление ярким, выразительным?
Во время выступления остальные участники фиксируют характерные позы и жесты выступающего, выразительность интонации, характерный темп речи. Затем все наблюдения сообщаются и обсуждаются.
Упражнение «Прикосновение»
Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать друг друга за руки, ощупывать, пытаться узнать. Нужно попытаться запомнить особенно приятные прикосновения; были ли такие люди, прикосновение которых даже в таких условиях было приятно; какие прикосновения в этом упражнении вызывали напряжение.
Это упражнение можно анализировать, но очень деликатно. Свои ощущения в доброжелательной форме высказывают только желающие.
Обсуждение:
Как прикосновение влияет на процесс общения? Насколько приятны были прикосновения при столкновении?
Упражнение «Расстановка»
Предлагается расставить товарищей по кругу в соответствии с тем, как ощущаются их руки:
а) от теплых до холодных;
б) от мягких до жестких;
в) от добрых до жестоких.
Предложить участникам попытаться сделать что-то, чтобы руки у всех стали:
а) доброжелательными;
б) жесткими;
в) добрыми.
Упражнение «Анабиоз»
Участникам предлагается разделиться на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, воображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом.
Задача «реаниматора» — в течение одной минуты вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматору» запрещено прикасаться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, — это взгляд, мимика, жесты и пантомима.
Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональные проявления.
Критерии «выхода из анабиоза» устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их «квалификации»: они могут варьировать — от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица.
Упражнение «Зеркало»
Участникам предлагается разделиться на пары и встать лицом друг к другу. Один из них делает какие-либо замедленные движения руками. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.
В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений.
От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения 6го движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.
Упражнение «Жесты»
В разговор вступают два человека. Свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты, причем как можно более активно. Группа следит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.
Упражнение «Приветствие»
Каждой участник должен поздороваться с каждым членом группы без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела). Если приветствия однообразны, следует напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия.
Упражнение «Актеры и зрители»
Участники делятся на две труппы: первая — актеры, вторая — зрители.
Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
а) — идти против ветра;
—туда, куда не хочется;
—так, чтобы кого-нибудь не разбудить;
б) — идти с тем, кто веселее всех;
—с тем, кто напоминает кого-нибудь из знакомых;
—с самым симпатичным для тебя человеком в этой
группе;
—с тем, кто вызывает настороженность;
—с тем, кого бы ты хотел изменить.
Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются для разыгрывания следующая ситуация:
• мы куда-нибудь идем, и вдруг (встреча с неожиданностью)
— ...понимаем, что забыли что-нибудь;
— ...не хватает денег (нет жетона для телефона);
— ...видим человека, который нам очень нравится;
— ...видим человека, которому хотим понравиться;
— ...узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.
Обсуждение:
• Что помогает осознать, выразить чувство?
• Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
После обсуждения руководитель предлагает систематизи
ровать невербальные реакции, которые помогают узнавать
эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму,
мимику.
Упражнение «Наводка»
Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, записывает их на отдельные листочки бумаги. Затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать слово. Он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать его. Затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда лучше справилась с заданием.
Упражнение «Сообщение»
На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться впарах или всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зри-
гелями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.
Упражнение «Эмоциональное состояние» Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью:
— мимики,
— жестов,
— мимики и жестов.
,1
Упражнение «Пантомима»
Участники делятся на две команды. Каждой группе предлагается показать сюжет какой-либо сказки. Необходимо подобрать пантомимическое ее изображение. Первая подгруппа показывает, вторая подгруппа угадывает содержание сказки. Затем подгруппы меняются.
Упражнение «Этюды»
Разыграть небольшие этюды, «разговаривая» друг с другом ; помощью жестов и мимики на темы:
«Перед окнами вагона», «В шумном зале», «В рот воды набрал», «В театре»;
«Разговор с иностранцем» — ему нужно узнать дорогу: в зоопарк, к врачу, на пристань, в гостиницу, в продуктовый магазин, в детский мир и т. д.
Стремиться с помощью жестов и мимики как можно точнее выражать свои мысли и понимать реплики партнера, вступать в контакт, поддерживать и усиливать его, завершать общение. Результаты обсудить.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск —
М., 1997.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические
проблемы). М., 1994. Петрова ЕЛ. Жесты в педагогическом процессе: Учеб. пособие по курсу:
«Основы пед. мастерства». М., 1998.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 2401;