НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Одним из показателей педагогической и коммуникативной культуры педагога является его компетентность как субъекта невербальных коммуникаций. Невербальное поведение является индикатором актуальных психоэмоциональных состояний личности, выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации.
Среди наиболее распространенных эмоциональных состояний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряженность. Если учитель имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).
К сожалению, в педагогическом общении многих современных учителей доминирует экспрессивная скованность или жестикуляционная избыточность, неоправданность или неуместность телодвижений. Неадекватное употребление невербального языка может дать нежелательный эффект в общении учителя с учениками. Такие «пустяки»: «как стоять», «как сидеть», «как повысить голос», «как улыбнуться», «как посмотреть» — были в деятельности А.С. Макаренко решающими. «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».
Одной из серьезных проблем профессиональной деятельности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства. Стремление соответствовать социальному статусу в самом начале педагогической деятельности закрепляется в «типичном учительском невербальном языке» (Е.А. Петрова):
указательные жесты, направленные на ребенка (выполняется указательным пальцем или указкой); взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критический, агрессивный);
жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессивности:
— руки, перекрещенные перед собой, с оставленными на
показ большими пальцами;
- руки в бока или перекрещенные позади туловища;
— руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;
- руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке.
— жесты-сигналы критичного и негативного отношения:
- указательный палец слегка подпирает щеку, большой па
лец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль
щеки;
— рот прикрывается ладонями;
— рука опирается на подбородок, указательный палец под
носом;
• жесты неосторожности, подозрения, недоверия:
— крепко сцеплены пальцы рук;
• жесты-сигналы нервозности, защиты:
— покусывание дужки очков, авторучки;
— постукивание пальцами по столу;
— застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц,
одежды); одевание-снимание кольца;
— защитные жесты — скрещенные на груди руки, перекре
щивание ног.
При невозможности преодолеть неуверенность, внутреннее беспокойство перед аудиторией желательно отказаться от перекрещивания рук и ног, а оставить «скрытые барьеры» с помощью предмета. Таким предметом могут быть указка, классный
журнал, ручка.
Неотъемлемым элементом педагогической экспрессии являются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения — круглая спина, выпяченный жи
вот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание па месте — критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.
В общении учителя с учениками используются закрытые позы — когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеоновская» поза). Такие позы воспринимаются детьми как знак недоверия и несогласия. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, способным своей эрудицией и обаянием, профессиональным мастерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большинства же недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением труднопреодолимых психологических барьеров. Не менее важный компонент педагогического взаимодействия — визуальный контакт. Контакт глазами выполняет серьезную регулятивную функцию. Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.
Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с наставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта. Если учитель сопровождает свое замечание пристальным взглядом, ребенок может слишком сильно разволноваться. Скользящий безразличный взгляд тоже неприятен для ребенка — непонятно, видит тебя учитель или смотрит «сквозь тебя».
Роль взгляда велика и при выслушивании ответа ученика. Внимательный, доброжелательный взгляд позволяет поддерживать обратную связь. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ.
Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения, воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Дистанция способна как сближать, так и разъединять собеседников. Изучением расположения людей по отношению друг к другу во время общения занимается особая отрасль психологического знания — проксемика (от лат. ргсшптих — бли-жайший).
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная (15—46 см), личная (45— 75 см), социальная (75—200 см) и публичная (3—7 м).
1. Интимная
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть посредством физического контакта, — это сверхинтимная зона.
2. Личная дистанция
Это расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т. д.
3. Социальная зона
На таком расстоянии человек держится от посторонних людей.
В данной зоне общение носит формальный или официальный характер. В социальной зоне общается лектор с аудиторией, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).
4. Публичная зона
Когда человек адресуется к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на
сцене), то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории. В этой зоне общения как такового нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения— важна выразительность поз, жестов, интонации и пр.
С педагогической точки зрения межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, ибо оно связано со снятием защитных барьеров между учителем и учащимися. Дистанции являются основными чертами социальных связей наряду с жестами, мимикой и языком.
Доминантой пространственного поведения учителя является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические закономерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.
Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.
Однако у многих людей прикосновение может вызвать настороженность. Для таких людей, как правило, всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Особенно внимательно следует отнестись к оттенкам всевозможных реакций в педагогическом общении. Ребенок всегда моложе учителя по возрасту, к тому же находится в зависимой ситуации и, следовательно, не может позволить себе уклониться от прикосновения, даже если оно неприятно. К числу неприятных могут относиться и «внеурочные» прикосновения. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно для ребят прикосновение, несущее оттенок давления, силы. Прикосновения, спо-
собствующие контакту, — мягкие, спокойные, как бы случайные л необязательные.
Педагог, общаясь с учащимися,, использует разнообразные возможности оформления своей речи. Голосовой аппарат является главным рабочим инструментом учителя. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) — те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, учитель может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему противоположное значение. Интонация играет первостепенную роль в управлении поведением собеседника, эмоционально заражает его и внушает определенный строй мыслей.
Учащиеся весьма чутки к интонационным тонкостям речевого поведения учителя: ясности произношения, чистоте, правильности, мелодичности речи. Поэтому педагогу необходимо овладеть данными техниками общения. Для этого нужна постоянна работа и упорные тренировки. А.С. Макаренко писал, что он сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками и добился 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса.
Для предупреждения возможных негативных последствий невербального взаимодействия необходима отработка правильного их применения в педагогической деятельности.
Овладение приемами невербального общения оптимизирует систему воздействия учителя на учеников, создает условия Для благоприятной, творческой атмосферы совместной деятельности.
Достижение оптимального жестикулирования реализуется через расширение знаний будущего педагога о жестикуляции как знаковом средстве общения (о системе жестов обыденного общения, о роли и функциях жеста как компонента педагогической техники, о влиянии жеста педагога на результаты учебной деятельности); изучение и совершенствование собственной жестикуляции (осознание типичных особенностей своей
жестикуляции, отбор и закрепление удачных жестов, выявление «жестов-паразитов» и отказ от них, снятие педагогически неоправданной жестикуляции). Такого рода упражнения нельзя превращать в механическое закрепление отдельных жестов, поз. В жестах учителя должна проявляться сущность его индивидуального характера, мягкости и душевной теплоты в сочетании с должной организованностью и подтянутостью.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 4033;