Поэтический кинематограф А. Довженко.
Ярким лирическим представителем советского кино был Александр Довженко(1894-1956)в 1928 г.— первый полнометражный, довольно сложный по форме фильм ≪Звенигора≫, где попытался синтезировать эпос, лирику и сатиру. Бесспорным апогеем творчества украинского режиссера
стала кинопоэма ≪Земля≫ (1930). Сельский парень Василь со своими единомышленниками организует колхоз. Его убивает сын кулака. Фильм заканчивается длинной сценой похорон Василя. Однако тема коллективизации (идеологический миф) вытеснена на периферию сюжета пантеистической философией. Истинным полноценным героем фильма стала земля со своей основополагающей сакральной функцией плодорожде-ния. Даже смерть Довженко трактует как посев, как начало нового жизненного цикла. Так, смерть старика в начале фильма натуральна и естественна, как падение перезревшего яблока. Смерть Василя есть акт жертвоприношения (т.е. взаимообмена энергией), в результате которого земля возносит человека-Бога:
в эпизоде похорон Василя гроб в кадре ≪плывет сам≫ и молодого
лица мягко касаются подсолнечники, яблоневые ветви. Более того, ≪уход-вознесение≫ погибшего молодого человека сопровождается рождением его брата. Таким образом, над схематичной прерывистой фабулой Довженко развертывает мощный философско-художественный надтекст, слагая оду
земле в бесконечном круговороте смерти и рождения, посева и плодоношения. Даже характер композиции фильма —рондо — соответствует основному семантическому элементу произведения —≪круглый≫.
Режиссер снимает не события, а состояния (природы, людей), подчеркивая метафизичность бытия. Изображение в картине обретает значительность благодаря подчеркнутой неспешности, медлительности камеры. Сияющая немота сущности визуализируется также и при помощи освещения:
свет не падает на лица, предметы, а наоборот, исходит от них, как на иконе.
Поэтический образ земли, созданный Довженко, и сегодн дивительно молод, наивен, страстен, эротичен в самом широком смысле этого слова. В своей кинопоэме Довженко соединил подобно мозаике множество единиц сюжета и изображения, которые связаны не столько логикой фабулы, сколько полисемантикой. И в этом смысле монтаж для автора ≪Земли≫ есть средство по преодолению линейности повествования.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 3083;