К чему стремятся кинематографические технологии – к приближению к реальности при просмотре фильма или..?
Приближение к реальности в процессе просмотра кинофильма сопровождается увеличением вероятности потери зрителем самоконтроля.
Примеры из истории кинематографа – «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», зрители убегали из зала - потеря самоконтроля. [6].
В стереофильмах – трюковые сцены с выбросом в зал предметов. Зритель рефлекторно отклоняется – потеря самоконтроля на короткое время.
В современных технологиях кинематографа (nD) мы стремимся к созданию обстановки для зрителя, максимально приближенной к реальным условиям – а, значит, и к увеличению вероятности потери зрителем самоконтроля.
Но создание этих «квазиреальных условий» при совершенствовании технологий кинопоказа требует все большего нарастания нагрузок на мозг. И где же предел – возможно, это потеря контроля зрителя над состоянием реальный ↔виртуальный мир.
А если к этим технологиям добавить талантливую драматургию, увлекающую зрителя, то переход от реальности в виртуальный мир существенно упрощается.
Мы знаем многочисленные примеры подражания зрителей (особенно детей) киногероям до степени отождествления.
В компьютерном виртуальном мире это явление переходит в полную потерю самоконтроля.
В кинофильмах «Матрица» (братья Вачовски), «Аватар» (Дж. Кэмерон) и многих других нарисованы картины, в которых человек теряет границу между реальным и виртуальным мирами……и что дальше?
Актриса Глория Фостер скончалась после съёмок «Перезагрузки», и в «Революции» («Матрица») роль Оракула исполнила Мэри Элис, что даже было отражено в фильме в виде объяснения, что Матрица борется с Оракулом.
Еще примеры потери границы между реальным и виртуальным мирами:
25-летний гражданин Украины Андрей Пономаренко забил до смерти своего противника по виртуальной компьютерной игре, 23-летнего студента МИФИ Александра Блескина.
Британский суд приговорил к пожизненному заключению мужчину, который убил свою жену Хэйли из-за смены ее статуса в виртуальной сетевой игре. Он зарезал ее кухонным ножом, когда она спала. Хэйли было всего 26 лет. Четверо детей в тот день лишились матери.
В Башкирии противники по виртуальной игре решили в реальности выяснить отношения, при этом один мужчина забил другого до смерти.
Житель Великобритании зарезал студента, который был его виртуальным оппонентом в виртуальной сетевой игре «Advance Wars» и т.д….
Житель Тайваня скончался после просмотра в 3D-кинотеатре нового блокбастера Джеймса Кэмерона "Аватар". Прямо из кинозала 43-летнего мужчину увезли в больницу, где он и умер, несмотря на все усилия врачей.
Медицинские эксперты установили, что причиной смерти зрителя стало кровоизлияние в мозг. Врачи также отметили, что этот пациент ранее неоднократно жаловался на высокое артериальное давление. По мнению специалистов, его самочувствие резко ухудшилось от сильных эмоций во время просмотра картины с впечатляющими спецэффектами.
Гибель жителя Тайваня стала первым летальным исходом после демонстрации блокбастера Кэмерона. Вместе с тем ранее и другие зрители жаловались на головокружение, тошноту и потемнение в глазах во время сеанса. В частности, более трех миллионов британцев заявили врачам, что ощущали сильную мигрень при просмотре фильма "Аватар".
В свою очередь, ученые отметили, что не все люди могут смотреть 3D-фильмы, не испытывая чувства дискомфорта. Эксперты пояснили, что трудности во время показа объемного кино возникают из-за так называемого "стереоскопического зрения". По словам специалистов, восприятию трехмерной картинки также мешают косоглазие, эффект "блуждающих глаз" и амбиопатия (разница остроты зрения у двух глаз). К тому же технология, используемая для создания 3D-эффекта, может вызвать у некоторых зрителей и более тяжелые физические реакции.
Французский новостной портал LesNumeriques.com приводит такую статистику: более половины зрителей довольны трехмерным кино, 33 процента смотрят его без всяких проблем, 27 процентов испытывают определенный дискомфорт, на ухудшение самочувствия жалуются 22 процента опрошенных, 7 процентов сетуют на сильную головную боль, 11 процентов после просмотра 3D-фильма отмечают иные симптомы ухудшения самочувствия….
Опрос группы московских студентов (около 60 человек в возрасте от 25 до 30 лет), смотревших фильм «Аватар» в 3D представлении, проведенный в МКВИ в период февраль-март 2010г. показал, что около 80% опрошенных после просмотра ощущали дискомфортное состояние разной степени тяжести – от «песка» в глазах до тошноты и головной боли.
Некоторая часть населения, (по разным данным от 3% до 4%) при определенных обстоятельствах, склонна к фоточувствительной эпилепсии, т.е. эпилептические конвульсии могут быть вызваны при быстрых вспышках или в изображениях, которые мерцают определенными способами. Процент восприимчивости к вспышкам особенно велик у молодежи с возрастом от 7 до 20лет.
В 1993г. в Великобритании, реклама по радио и телевидению инициировала эпилептические припадки у трех зрителей. Независимая Телевизионная Комиссия (ITC), при помощи медицинского совета разработала нормативный документ, ограничивающий использование вспыхивающих изображений и мерцающих сцен в телевидении. В последующих годах были дальнейшие жалобы на припадки, происходящие при определенных программах или рекламных объявлениях.
17 декабря 1997 вещательная программа "Покемон", в Японии, привела к 685 обращениям в больницу зрителей, испытывающих эпилептические припадки. У 570 из них не было никакой предыдущей истории эпилепсии. Было показано, что эти припадки инициировало использование чередования красных и синих вспышек на последовательных кадрах. После этого инцидента ITC пересмотрел свою нормативную документацию, включив в нее требование - исключить из сюжетов вспышки интенсивного красного цвета и некоторые другие сюжеты.
В 2000г. нормативная документация ITC была снова дополнена требованиями по ограничению некоторых сюжетов [10].
Особое место в экранных технологиях занимает т.н. «технология 25 кадра», позволяющая воздействовать непосредственно на подсознание зрителей. [11].
В 1995г. в РФ принят федеральный закон, «запрещающий использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье…» [12].
Сегодняшнее состояние здоровья детей в России вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами, до 25% детей имеют проблемы со зрением. [13].
В этой ситуации невозможно игнорировать требования по защите зрителей, в особенности молодого поколения, от негативного воздействия техногенных факторов современных и вновь создаваемых зрелищных мероприятий.
Очевидно – назрела острая необходимость создания комплексного технологического регламента для цифрового кинопоказа, в том числе 3D, ограничивающего негативное воздействие на психику зрителя технологических особенностей такого кинопоказа – это как минимум…. И этот регламент должен быть основан на глубоком психофизиологическом изучении особенностей технологий цифрового кинопоказа и их воздействия на современного зрителя.
Указанный технологический регламент должен постоянно отслеживать особенности новых экранных технологий и своевременно реагировать на возможные проблемы, связанные с восприятием экранных изображений.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 994;