Лекция 11. Модель зрительного восприятия киновидеоизображений.
Модель зрительного восприятия киновидеоизображений.
Конечным звеном в любой кинематографической системе является зрительный анализатор человека. Согласованность характеристик кинематографической системы с характеристиками зрительного анализатора обеспечивает комфортность восприятия кинематографического изображения, т. е. минимальную утомляемость зрителя при максимальном уровне эмоционального воздействия, позволяет разумно ограничить требуемые технологические параметры кинематографической системы и оптимизировать ее экономические характеристики.
Задача согласования характеристик кинематографической системы с соответствующими характеристиками зрительного анализатора может быть существенно упрощена при наличии функциональной модели зрительного анализатора, адаптированной к условиям проекции.
В основу функциональной модели зрительного анализатора положены, кроме рассмотренных выше, следующие экспериментальные исследования.
В 1964г. Браун и Уорд опубликовали экспериментальные данные по спектральной чувствительности трех типов колбочек, имеющихся в сетчатке глаза человека.
В 1953г. Мотокава и Светихин обнаружили светочувствительные клетки, генерирующие отрицательный потенциал по мере смещения в синюю область и положительный потенциал под воздействием желтого света.
В 1958г. де Валуа обнаружил также клетки, которые изменяют знак потенциала на противоположный при переходе от красного света к зеленому.
Эти клетки получили название оппонентных. Оппонентные клетки находятся в подкорковом зрительном центре головного мозга и отражают потенциалы, генерируемые колбочками сетчатки. В подкорковом центре также обнаружены клетки, изменяющие потенциал только при изменении яркости светового раздражителя.
Таким образом, имеется достаточное обоснование механизма цветового зрения человека, состоящее в следующем:
На рецепторном уровне свет регистрируется тремя типами колбочек, в соответствии с теорией Юнга – Гельмгольца.
Поступающая от колбочек информация преобразуется в импульсы, частота следования которых определяется яркостью светового раздражителя (аналог частотно-импульсной модуляции).
Частотно-модулированные импульсы красного, зеленого и синего каналов преобразуются в ахроматический сигнал яркости и два цветоразностных сигнала. Эти сигналы передаются в глазной нерв и в соответствующие отделы головного мозга.
Соответствующая функциональная модель преобразования информации в зрительном анализаторе человека, учитывающая особенности восприятия изображений на кинотеатральном экране приведена на рис. 1.10.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 727;