Научно-популярные и учебные фильмы. Особенности сценария и образной структуры научно-популярного кинематографа.
Научно-популярное кино - один из видов научного кино, в общедоступной форме распространяющий знания, рассказывающий о развитии науки и техники и их взаимодействии с практикой. Оно служит целям образования и воспитания и активно влияет на мировоззрение зрителей.
Первые упоминания об использовании кино для образования и просвещения относятся к 1896—98 гг. Первые научно-популярные ленты — простые кинонаблюдения за живой природой — делались главным образом в чисто научных целях, но оказались настолько интересными, что возникла мысль о создании подобных фильмов для широкой публики.
Бурную жизнь многочисленных обитателей обыкновенной капли воды показал русский фильм «Инфузория» (1912, реж. В.Н. Лебедев).
Значительным шагом в развитии познавательных возможностей научно-популярного кино стало включение в фильмы подлинных научных экспериментов, которые с помощью специальной постановки и монтажа превращались на экране в увлекательное зрелище. Одним из первых методику их съёмки разработал и с успехом воплотил В.И. Пудовкин в фильме «Механика головного мозга» (1925).
Уже в период немого кино складываются основные специфические черты научно-популярного кино: его конструктивную основу образует система логических доказательств, подтверждённых ссылками на авторитет науки, опирающихся на фотографически достоверное воспроизведение внешнего мира, на документальный показ научных опытов и экспериментов.
Однако свои специфические особенности режиссуры научно-популярного кино сохранились прежде всего в тех требованиях, какие этот вид кинематографа предъявляет к режиссеру. Пропаганда достижений науки, техники, культуры, их влияния на жизнь общества, объяснение тех или иных природных и общественных явлений, теоретических проблем науки или популяризация открытий - все эти задачи требуют от режиссера не только владения профессиональными навыками и приемами, но и острого чувства материала, зоркости глаза, точности монтажа, особого таланта популяризатора. Режиссер научно-популярного кино должен уметь изложить научные факты образно и убедительно и при этом постоянно помнить о том, что героем фильма может быть не открытие само по себе, не свершение и достижение, а человек, благодаря чьему искусству, интеллекту, труду все эти свершения могли осуществиться.
Учебное.
Кинорежиссер учебного фильма является постановщиком фильмов по учебной программе для различных учебных заведений и по различным предметам изучения. Учебное кино для осуществления конкретных задач, перед ним стоящих, может использовать весь арсенал приемов и выразительных средств различных видов киноискусства - как документального, научно-популярного, так и мультипликационного, игрового. В учебно-ознакомительных целях могут применяться замедленная и ускоренная съемка, длительное кинонаблюдение, микро- и макросъемка, съемка с помощью рентгеноскопии, все виды мультипликации, включая электронно-лазерную.
Цель создания учебных фильмов (как и всяких учебных пособий) сугубо утилитарна, и такие ленты не претендуют на художественность. Однако следует заметить, что они требуют от режиссера особого профессионального мастерства, умения четко и доходчиво проиллюстрировать мысль, идею, открытие, тезис. От режиссера учебных фильмов требуется способность лаконично и просто воплотить на экране задачи, поставленные перед фильмом, способствуя ускоренному изучению того или иного учебного предмета.
Фильм по учебнику» В СССР широко выпускаются научно-популярные и учебные фильмы для детей и юношества. На московской киностудии научно-популярных фильмов начал создаваться специальный журнал для детей - "Хочу всё знать".
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 5329;