Творчество С. Эйзенштейна и ее значение для развития мирового кинематографа.
Еще дальше — в область ассоциативного и интеллектуального монтажа — шагнул Сергей Эйзенштейн(1898-1948) осуществил первые попытки в области художественного творчества под покровительством крупного реформатора театрального искусства — В.Э.- Мейерхольда. Еще
не задумываясь о кино, С. Эйзенштейн сформулировал свою теорию ≪монтажа
аттракционов≫, трактуя понятие ≪аттракцион≫ как необходимый элемент
любого зрелища, который должен быть ≪рационально проконтролирован и математически рассчитан, чтобы вызвать определенное эмоциональное потрясение≫ - как соединение ударных эпизодов рассматривался
им в качестве главного метода создания фильма.
С. Эйзенштейн буквально ворвался с дебютной картиной ≪Стачка≫ (1925).
По общему замыслу фильм должен был открыть целый экранный декалог ≪К диктатуре≫ о развертывании революционной борьбы российского пролетариата, начиная с царских времен. Эйзенштейн снял только три киноленты из всего этого проекта: ≪Стачка≫, ≪Броненосец "Потемкин"≫, ≪Октябрь≫. ≪Стачка≫ не имеет ни четкой фабулы, ни персонифицированного
героя. Для съемок в фильме режиссер пригласил людей с улицы, руководствуясь их типажными особенностями, ибо зритель с первого взгляда должен был узнавать рабочего, фабриканта, мастерового или сыщика.
Особенно показательна в этом смысле финальная часть, где сталкиваются две параллели на основе символическогос содержания: кадры расправы казаков над рабочими чередуются с кадрами бойни, где закалывают скот.
В том же 1925 г. С. Эйзенштейн снял фильм ≪Броненосец "Потемкин"≫
В основе сюжета —восстание на броненосце ≪Потемкин≫ в 1905 г .Фильм выглядит как хроника, но действует как драма, т.е. события ≪нанизываются≫ на строгий канонический трагедийный каркас. Каждая из пяти частей картины, обладая собственным названием и завершенностью внутреннего строения, одновременно является элементом единой художественной системы фильма.
Все элементы картины, связанные в органическом единстве, достигают экстатическогопредела в кульминационной части —≪Одесская лестница≫.
Сергей Эйзенштейн снимал фильмы о движении масс, стараясь придать изначально неорганизованной, хаотичной толпе некое направление, мотивировать ее движение сначала эмоционально, а потом и идейно;
Эйзенштейн специализировался, если так можно выразиться, на теории собственных съемок и на идеологии собственных съемок. Он был типичным режиссером-эгоцентриком: сам для себя писал теории, сам по этим теориям снимал, на основе снятого придумывал новые теории и преподавал на примерах собственных же фильмов.
Как ни посмотреть на него, а именно Эйзенштейн пропагандировал
большевистский режим («советскую» власть) не просто по обязанности,
а будучи его плоть от плоти, кровь от крови, не просто сотрудничая
с ним (как те же Пантелеев, Гардин, Перестиани и другие), а от начала и до
конца разделяя все идеи, цели и средства, какие власть использовала в борьбе
с собственным народом. Именно по этой причине в первых трех фильмах
Эйзенштейна почти идеально уравновешены идеологические тезисы и
экспрессивные экранные (съемочные, монтажные) приемы, которыми эти
тезисы выражены.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 4362;