Третий метод с перемещением матки вниз, но без отгораживания ее
В Германии имеется немало пасечников, которые, согласно указаниям Прейса, перемещают матку на рамки с сушью для закладки нового гнезда и в то же время воздерживаются от отгораживания ее. Они утверждают, что получают при этом одинаково хороший доход, и что пчелы тоже не роятся.
Третий метод особенно пригоден для местностей с поздним и продолжительным взятком, где после липы или взамен ее имеются посевы гречихи, сераделы и клевера для получения семян, или вереска, или, по крайней мере, достаточное количество перги.
Упомянутые во 2-м методе 1—5 работы производятся и при этом 3-м методе совершенно одинаково, но дальнейшие работы будут иные.
После того, как матка в конце мая перемещена вниз и заполнила червою 6 рамок больших салазок, червление не только не задерживается посредством отгораживания матки, но, напротив того, его стараются поощрить. Делается это для того, чтобы к более поздним летним взяткам получить огромные семьи.
6-Я РАБОТА. Для этого вытягивают салазки с гнездом на рабочий стол. Затем, перемещая рамки гнезда на запасные
салазки, отыскивают матку, которую вместе с ее рамкой отставляют в сторону. Далее выбирают три наиболее заполненные червою рамки и ставят их на маленьких салазках вместе с находящейся на них пчелой, но без матки, в отделение, где обыкновенно отгораживают матку.
После выхода из них червы они будут заполнены медом, служа как бы боковым магазином.
На шестирамочных салазках большого отделения формируют теперь новое гнездо. Три оставшиеся рамки с червой, вместе с маткой, помещают с краю, подле ганемановской решетки, которая, следовательно, будет отделять их от будущего, только что упомянутого магазина. Потом следуют две рамки с сушью или искусственной вощиной, и, наконец, с краю, вместо бывшей здесь когда-то рамки-лестницы, ставится контрольная рамка.
Таким образом матка получает широкое поле для червления — 6 рамок, с другой стороны, семья на 6-й контрольной рамке может вполне удовлетворить во всех отношениях свое половое влечение.1
Если не хотят тратить времени на отыскивание матки, то сразу вытягивают 3 вощины из гнезда, где крытой червы бывает больше, и дают пчелам сбежать с них обратно, причем с ними сбежит и матка. Одновременно оставшиеся в гнезде рамки, как сказано выше, придвигаются к ганемановской решетке, прибавляют две искусственные вощины и пустую контрольную рамку.
И, наконец, три раньше вынутых рамки, теперь свободные от пчел, ставят за решетку, где они впоследствии выполнят роль бокового нижнего магазина. Если надо торопиться, то удалению пчел поможет дымарь, или перо для сметения пчел, или стряхивание.
7—11-я РАБОТЫ состоят в вырезывании каждые 6 дней постройки из контрольной рамки. Страсть к постройке трутневой вощины понемногу утихает, и пчелы начинают строить вощину пчелиную, что служит признаком, что желание роиться угасло.
12-я РАБОТА. При каждом центрифужении пасечнику представляется случай переставить черву в верхний или в боковой медовый магазин за ганемановские решетки, а матке подставить свежевыкаченные вощины для зачервления их, и этим способом можно воспитать колоссальные семьи, причем роения не бывает.
13-я РАБОТА. Некоторые поздние летние взятки выкачивают в конце июля или в начале августа, и в этих случаях пчел устраивают на зиму в верхнем этаже позднее, чем обыкновенно.
' Строить трутневую вощину и мисочки и заносить их яйцами.
При наличии же взятка с вереска или другого какого-нибудь очень позднего взятка, а в особенности при предположении перекочевать к нему, семья перемещается теперь же наверх. Если с перемещением возиться не хотят, то убирают только зимние, отделяющие этажи дощечки или решетку.
При упомянутых взятках переустройство улья состоит в том, что 5 рамок с червою перемещают наверх, между этажами кладут 3 соединительные планочки и все остальное пространство вверху и внизу заполняют вощиной.
14-я РАБОТА. Каким бы взяток не оказался (Vб), по окончании его отбирают мед вверху и внизу до рамок с червою, вкладывают три перегораживающие этажи дощечки, и из червы и рамок с остатками меда и перги формируют вверху зимнее гнездо из 9-ти рамок.
Рамки с небольшими остатками меда распечатывают, помещают на салазки для переноски меда пчелам и, кроме того, дают пчелам 3—5 литра сиропу, что особенно полезно, если взяток состоит исключительно из густого верескового меда.
Следующие работы производятся так, как сказано во 2-м методе при 14-й работе.
Итак, общий весенний уход состоит в следующем: при 10 градусах в тени вынимаются зимние дощечки с веранд, и сразу начинается облет. Через 10—14 дней подметаются ульи, причем захватываются и свежеснесенные яички мотылицы. Далее идет поение пчел внутри и вне улья, подкормка по нужде и спекулятивная, причем Кунтш пчел никогда не запирает в холодную погоду.
С середины или конца апреля начинается применение одного из следующих 3-методов:
1-й требует наименьшего ухода; вынимаются три досточки-перегородки, нижний этаж заполняется вощинами, в середине ставится контрольная рамка, ее трутневая постройка переманивает матку вниз; а в верхнем этаже пчелы начинают складывать мед. В случае желания получить взяток, например, с акации, временно оставляется ганемановская решетка. Воск с контрольной рамки каждые 6 дней вырезается и в общем уход похож на уход за соломенной бездонкой.
2-й метод применяется при отсутствии поздних взятков. После общего весеннего ухода матка перед взятком переносится вниз, а затем отгораживается с целью сменить ее, или с целю-сохранить пергу и мед для поздних выплодов.
Порядок работ следующий: в конце апреля вверху добавляются 10-я и 11-я рамки, затем подушка заменяется 12-й рамкой; вниз для подготовки вставляются 4 рамки.
В начале июня матку переносят на малые салазки на две рамки и прибавляют третью рамку, контрольную, рядом со средней перегородкой.
С начала июня до начала июля вырезка воска из контрольной рамки на малых салазках. Возможно центрифужение магазина. В середине июля окончание взятка и последнее центрифужение магазина.
Рамки магазина заменяются рамками нижнего этажа (в количестве девяти), переносимых туда вместе с маткой.
До конца августа проверка достоинств маток, в особенности смененных. Дача раз десять по одному литру сиропа для пополнения зимних запасов. Далее закрывается вертикальный леток, вставляется пробка в круглый; закладываются палочка и чопик в трубчатый удалитель, подушка за верхней стеклянной диафрагмой и с наступлением морозов досточка с летком заменяет магазин.
Матка остается на больших салазках, куда добавляют рамки с сушью и контрольную рамку рядом с наружной стенкой улья. При повторных центрифужениях рамки с червою переставляются или вверх в магазин, или в отделение для отгораживания матки, и вместо отнятой червы матка получает снова сушь (или искусственную вощину). Этим путем воспитывается огромная сила, причем влечение к роению удовлетворяется повторными постройками трутневой вощины в контрольной рамке. При перекочевке к поздним взяткам горизонтальная решетка или уже положенные на место ее три досточки вынимаются.
Работы весенние и осенние те же, что и при втором методе. Читателю полезно будет ознакомиться с методами Симминса, Александра и Прейса. Они дополняют Кунтша.
Дополнительные сведения.Методы Германии. Методы Прейса и Кунтша считаются в Германии одними из лучших, и на них, как на наиболее типичных между рациональными методами, я остановился более подробно.
Имена Герстунча, Дате и др. не более известны в Германии, чем имена Эмиля Прейса и Кунтша, и когда они встречаются в печати, то часто с добавкой "наш славный учитель", "наш великий мастер", "наш новый мессия пчеловодства Кунтш". Благодаря таким людям, Германия по обширности пчеловодной литературы и интенсивности способов ведения пчел занимает, без сомнения, первое место, и только скудность ее пчелиных пастбищ, сравнительно с пастбищами Североамериканских Штатов и многих мест России и Украины, дает возможность этим последним странам по количеству меда, добываемого с каждого улья превзойти ее.
У нас из учебника в учебник перекочевывает утверждение, что немецкие павильоны менее удобны, чем русско-американский способ расстановки ульев на 2—5 аршинном расстоянии друг от друга. Так как это утверждение исходит от лиц, не испробовавших павильонную систему, то оно не имеет особой
ценности. Во всяком случае, в том и другом способе имеются и достоинства и недостатки.
Мне известны в России 4 немца-колониста, продавших свои пасеки на родине и купивших здесь ульи системы Левицкого и Дадана и после многолетней работы в них перешедших все-таки обратно на павильоны. С одним из них (Як. Браун, Таврический губ.) я теперь в переписке. Он десять лет имел ульи Дадана и перед войной выписал из Германии ульи для павильонов.
Это доказывает, что многие тысячи наших соотечественников, находящихся в условиях, при которых невозможно иметь пасеку, расставленную широко, могли бы их иметь в виде павильонов, преимущество которых заключается в следующем:
1. Возможность сосредоточить на каких-нибудь 2—3-х кв. саженях значительное количество ульев.
2. Полная сохранность от разрушающего влияния погоды.
3. Возможность работать и в дождь, и в безвзяточное время, что очень важно для лиц, которые могут уделить пасеке только определенные часы дня и недели.
4. Ненужность ходьбы от улья к улью со всеми принадлежностями.
5. Ненужность погреба, и следовательно, переноски в него и выставки из него пасеки.
6. Удобство одним взглядом окинуть работу пчел у всех летков ульев.
7. Возможность поворотом одного ключа сделать пасеку недоступной для ночных посетителей.
Все эти преимущества неоспоримы, а многие из них при известных условиях (например, 1, 3, 7) делают пчеловодство возможным только в павильонах. Если немцы и швейцарцы продолжают держаться павильонов, то это не потому, что не знают лучшего способа, или, как утверждает Райковский, из-за патриотизма не изменяют и поддерживают Джерзона (такая сентиментальность не в духе немецкого промышленника), а потому, что они считают павильон наиболее для себя подходящим. А то, что многие, иногда пожилые, люди работают в одиночку с пасекой в 100, а иногда в 200 ульев, доказывает, что павильонный улей, открывающийся сзади, для привычного человека достаточно удобен. Такое количество ульев считается и у нас максимумом, с которым может справиться один пчеловод.
Распространяющийся теперь у нас улей Лангстрота-Рута ("американский") легко приспособить к германским методам Прейса и Кунтша. Вместо отпирания дверки, при наличии
верхнего этажа, приходится последний снимать, что облегчается прибитыми, по примеру Миллера, впереди и сзади улья планками для рук.
ГРУППА В
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 891;