Метод Берлепша
Берлепш, хозяйничавший тоже в местности, лишенной позднего взятка (Тюрингии), ограничивал червление несколько иначе.
(VI). Улей его напоминает собою улей славянский, но только небольшие рамки его размещены в три яруса, причем верхний ярус заполняется только летом и служит магазином.
Метод (VІa). Во второй половине лета Берлепш из всех сильных ульев вынимал по рамке с червою, на которых сидела матка, и переставлял ее в маленький улеек-ящик. Сюда добавлялись еще рамки две суши и рамка с медом и затем струшивалось с гнездовых рамок (следовательно, молодые пчелы) около фунта пчел. Эти улейки отвозились версты за две, или же оставались на той же пасеке, но в последнем случае пчел с них струшивалось больше. Дней через 9—10 в материнских ульях уничтожались лишние маточники, а маленькому улейку добавлялись еще одна-две рамки. Иногда же работа в последнем шла так успешно, что требовалась пересадка его в обыкновенный нормальный улей.
Как же поступает Берлепш осенью с получившимися у него в большом количестве улейками? Раньше всего осматриваются ульи, выводившие себе новых свищевых маток. Те (процентов 10), которым это не удалось сделать, получают, взамен вынимаемых у них рамок с медом или сушью, всю черву из одного или из двух улейков вместе с сидящими на ней пчелами (5—6 рамок) и старой маткой, временно запертой в клеточку. Остальные нуклеусы, соединяемые по несколько штук вместе и подкрепляемые рамками с медом или червой, обращаются в обыкновенные ульи, возмещающие неизбежные на пасеке зимние и весенние потери. Лучший способ роения после взятка, когда запасы меда выяснены.
Итак, работы сводятся к следующему: по методу Цеселъ-ского — за 6 недель до взятка начать подкармливать и кормить 2—3 недели; за 10 дней до взятка у сильных семей и у семей средних, но готовившихся к роению, удалить матку. В остальных средних семьях отгородить ее решеткой на 3-х рамках, причем решетка упирается в середину летка. Слабые семьи соединить. От нескольких лучших семей отвести рои (10%) для замены семей, у которых молодые матки при облете погибнут.
По методу Берлепша в середине лета матки с 4-мя рамками меду, червы и суши и одним фунтом пчелы перемещаются в маленькие улейки. Через 8—10 дней выламываются лишние свищевые маточники и добавляются рамки нуклеусам, а осенью ульи, которые не обзавелись молодыми матками, получают обратно своих прежних маток вместе с их семейками и запасами; оставшиеся нуклеусы соединяют в нормальные семьи. Дополнительные сведения к методам Берлепша и Цесель-ского. Мне хочется несколько лучше осветить вопрос, когда именно отнимают матку, и вопрос, всегда ли слабые семьи следует кассировать при наступлении взятка.
А. Бутлеров и некоторые другие предлагают отнимать маток с наступлением взятка и, притом, не иначе, как убедившись, что взяток недостаточно силен, чтобы в борьбе червы с медом мед одержал бы победу и сам ограничил бы червление. Наконец, третьи отнимают матку за три недели до окончания взятка. Очевидно, общее правило создать трудно и приходится учитывать силу семьи, погоду, количество червы и пр., а главное, иметь в виду, чтобы молодая матка успела до осени начервить достаточную для зимовки силу.
Многолетняя практика Берлепша и Дате доказала, что ульи, с которыми так поступили, сравнительно с ульями, у которых матки были не отобраны, к осени имели на 10—15 фунтов меду больше и шли на зиму с вполне достаточным населением и притом, что чрезвычайно важно, с населением молодым, родившимся от молодой матки. Такие молодые матки, как известно, червят осенью гораздо деятельнее старых. Вот поэтому Бер-лепш еще в 1856 году отказался от совета Джерзона не убивать, а только запирать маток в клеточки, оставляя их на сотах. Такие матки, промучившиеся в долгом заключении, по мнению Берлепша и Дате уже не годятся для позднего червления, и улей, хотя и медный, идет на зиму с малосильной и старой пчелой. Многие поддерживали Джерзона и в споре с Бер-лепшем указывали ему, что уничтожение матки влечет за собою кропотливую работу, заключающуюся в отыскивании и уничтожении свищевых маточников. На это он справедливо возражал, что пчелы прекрасно понимают бесполезность для них матки, запертой в клеточке, и стремятся вывести себе другую,
а потому возня с уничтожением маточников при запирании маток в клеточку не отпадает.1
На столько же несостоятельны, по мнению Берлепша, и указания на то, что 10—15 фунтов меда, скопленные во время отсутствия матки, будут уничтожены червою, выведенною осенью молодою маткою. "Этому, —говорит он, —противоречит то, что я знаю. Без сомнения, августовская и сентябрьская черва истребляет немало меду, но издержанное количество никогда не переходит ту прибыль, которая получается через отбор матки, потому что теперь, когда нечего больше собирать, пчелы не тратят на выкармливание червы того времени, которое они могли бы употребить на сбор меда. Потребление меда червой далеко не единственная причина, по которой ульи, имеющие большой завод червы, собирают гораздо меньше меду, чем ульи, у которых матки отобраны, главная беда в том, что отчасти упускается время взятка".
Некоторые указывают, что после удаления маток ульи обзаводятся свищевыми и что такие матки хуже и не так долговечны. Что они хуже, не доказано ни теоретически, ни практически. Мне известны пасеки весьма продуктивные и уже четверть века пользующиеся почти исключительно свищевыми матками. Долговечность же матки не нужна, т. к. они ежегодно сменяются.
Добавлю еще, что Берлеган допускает отнимание маток в ульях сильных и средних. У более слабых же ульев ограничение червления (с этим согласен и Цесельский) повлечет за собою полное обнищание пчелой, а потому доступно только в том случае, если эти ульи предназначаются для упразднения, или на их занос предполагается поселить пчел какого-либо другого улья (напр., неразборного, с устаревшим гнездом).
1 Лично я очень часто наблюдал закладку свищевых маточников и при незапертой матке, а только отгороженной от своей червы ганемановской решеткой (напр., при применении метода Левицкого, Симминса и др.), а несколько раз и при отсутствии ганемановской решетки на сотах с червою, поставленных вдалеке от гнезда; последнее случалось в тех семьях, которые были доведены до неестественно большой силы присоединением роев, других семейств или червы. Часть пчел такой семьи, удаленная от матки, очевидно, не чувствует ее присутствия в другом конце улья (ІІІж). Появление маточников нероевых в улье, где матка отгорожена на 2—3-х рамках, объясняют и тем, что пчелы, замечая убыль в черве, видят причину этого в порочности матки и приступают к естественной смене ее. Дюлитль убедился, что такие маточники очень щедро снабжаются кормом. Этим пчелы хотят как бы возместить то, что личинка произошла от плохой матки. На этом и некоторые иностранные воспитатели маток (см., напр., Die Koniginzucht-A.Dtranli-Pfarrer in Scherzingen в Швейцарии) основали свой метод воспитания маточников. Последние воспитываются на племенной черве, поставленной в отделение, куда, благодаря решетке, матка не имеет доступа. Но почему пчеловод, отгородив матку и уничтожив в течение 9 дней свищевые маточники, может не бояться в дальнейшем отхода роя? "А потому, — говорит Прейс на стр. 27-й, — что чем меньше становится гнездо, тем меньше и стремление к роению, и когда за решеткой останется всего две Рамки с червой, то, по моим наблюдениям, роение невозможно".
Отмечу, что у нас на юге многие отнимают матку, как только будут заложены роевые маточники, или когда матка, производя трутней, упорно отказывается от засеменения мисочек. В последнем случае получаются свищевые маточники, которые некоторые пасечники, не доверяющие им, заменяют роевыми; пасека Руденко, благодаря такому устранению маток, давала больший доход, чем соседние (Украинское бжельництво, 1909 г., Ч. 3).
Противники смены однажды только зимовавших маток обыкновенно ссылаются на то, что на другое лето матка червит лучше, чем на первое. Это, конечно, верно, но верно и то, что от родившейся после взятка матки никто и не требует в эту же осень усиленного червления, когда же настанет следующая весна, то матка до самой своей смены перед взятком будет наиболее плодовита.
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1353;