Метод Цесельского
Славянский улей (IV), применяемый Цесельским и признанный Съездом пчеловодов в Галиции 1865 г. лучшим по дешевизне и достоинствам, получивший затем там широкое распространение, имеет всего 10 рамок, вынимающихся вбок через дверку. Он имеет внутри высоту 64 см, в ширину 24 см, и в глу-бину 42 см. Таким образом, в нем остается еще место для вставной доски и должен — затвора. Рамки или ставятся на прибитые изнутри к передней (легковой) и задней стенкам планки, или висят на плечиках в фальцах, выбранных вверху ульев (это менее удобно); они имеют 48 см вышины и под ними остается подрамочное пространство в 15 см высоты, сюда собираются пчелы во время жары или во время перевозки.
Зимою плесени и сырости в улье не замечается, т. к. воздух все время медленно перемещается. Входя в леток у нижнего его края, он, будучи холодным и тяжелым, падает в подрамочное пространство, отсюда несколько обогревшись и ставши легче, вытесняемый новым притоком воздуха, подымается вверх к пчелам и, испортившись от дыхания, уходит как более негодный вдоль верхнего края летка наружу. При холодном заносе и одной вставной доске место летка будет против четвертой рамки, т. е. как раз посередине зимнего ложа.
В подрамочном пространстве, если его отделить горизонтальной ганемановской решеткой, можно летом предоставить пчелам вволю настроить трутневых сотов, в доход воском. Они останутся недоступными для матки, оставшейся в гнезде (см. Хозяйство на мед Снежневского).
Леток в славянском улье круглый, квадратный или продолговатый, должен иметь во время сильного лета у сильной семьи около 16 см2. Цесельский предпочитает круглый, 4,5 см в диаметре, при котором пчелы выходят сверху, а входят в улей снизу, не мешая друг другу. Расстояние летка от потолка 25—30 см. Здесь возле летка, пчелы устраивают зимнее ложе, и если запасы меда не поместились над ложем, сбоку его, то они складываются ниже ложа.
Цесельский не раз предоставлял пчелам самим указать место для летка. Для этого в колоде от потолка до пола делалась щель в один сантиметр ширины и в течение лета пчелы выходили по всей длине щели; но к концу лета щель пчелами заделывалась прополисом и только на высоте 25-30 см сверху пчелы оставляли одну или несколько дырочек, в виде летка, для зимы. Этот леток у пола, как, напр., в улье Левицкого, Цесельский считает лишним, т.к. он не избавляет от необходимости чистить дно. Вместо него для проветривания удобнее устроить в потолке отдушину, через которую можно и подкармливать пчел.
Стенки улья или оббиваются соломой, или они делаются из тонких досок двойными, причем Цесельский рекомендует пространство между стенками оставлять пустым.1
В. Пилипчук в своей книге "Практичный иллюстрированный учебник пчеловодства", изданной на украинско-галиций-ском языке, говоря о галицийском улье, называет его гречневым, т.к. малый размер его делает удобным только для мест, имеющих один сильный, но не продолжительный сбор с гречихи и одновременно с липы. Учитывая, что в дм2 850 ячеек и что матка в день кладет 2500 яиц, мы видим, что 8 рамок будет занято червой и только две останутся для меда. Очевидно, черву нужно устранить в начале взятка, дать место для меда и в конце лета воспитать новых пчел для зимовки. Это единственный и вполне практичный выход при указанных местных условиях. Где взяток возобновляется еще раз и устранение матки недопустимо, там В. Пилипчук советует к галицийско-му улью приспособить надставку, или, опустив рамки до дна улья, вверху вставить ряд невысоких рамок в виде магазина. С этим нельзя не согласиться.
Таким образом, галицийский улей является одним из тех немногих ульев, которые вполне приспособлены для определенной местности.
Эти подробности описания славянского улья я помещаю не потому, что считаю его удобным (даже для павильонов удобнее улей Альберта, Бурки-Неккера, Кунша, Прейса и др., с рамками тоже вынимающимися вбок), а потому что они теоретически обоснованы, что может быть интересно при оценке и других систем. Метод (1г). Цесельский, приведя весною пасеку в порядок, утепляет только средние и слабые семьи; сильные же семьи остаются без подушек за вставною доскою и благодаря этому воздерживаются от закладки большого количества детки. Многочисленная детка нуждается в большом количестве воды и это побудило бы пчел летать и в холодные дни за водой, причем они гибли бы массами. Таким образом, сильный неутеплен-
' Опыты, произведенные мною в Боярке, доказали, что относительно достоинства пустых внутри стенок Цесельский ошибается, они плохо сохраняют тепло. (См. метод Лайянса).
ный улей сберегает свой мед и не испытывает "весеннего ослабления" (об этом же упоминается в описании приема Блинова).
Приблизительно (ІІб, ІІв) за 5—6 недель до главного взятка, и ни в коем случае не раньше цветения крыжовника, Цесельский начинает торопить матку откладывать яйца посредством подкармливания сытой. У него имеются таблицы, составленные в течение ряда предшествовавших лет, указывающие, когда, приблизительно, зацветают те или другие медоносные растения. Хотя время зацветания растений под влиянием погоды не ежегодно совпадает с известными числами месяца, но промежутки времени между зацветанием различных растений довольно постоянны. Так, напр., между цветением вишни и акации протекает около 6 недель, за 10 дней до акации начинает цвести полевая горчица, глухая крапива и ползучий клевер; следовательно, если в какой-либо местности акация представляется главным взятком, то с зацветанием вишни следует начать подкормку спекулятивную, на черву, а при зацветании горчицы, глухой крапивы или ползучего клевера приступить к удалению из ульев маток.'
Кормление жидкой сытой (стакан сахару на 2 стакана воды) продолжается ежедневно в течение 15—20 дней, после чего прекращается, так как за это время матка заложит достаточное количество червы, нужное для использования ожидаемого обильного, но короткого взятка (всегда имеется маленький "взяток-предтеча", который при наличии запасов достаточен для поддержания червления, раз матка уже разошлась в выполнении своих обязанностей).
За 9—10 дней до главного взятка ульи рассматриваются и разделяются на 3 категории.
Первую категорию составляют самые сильные ульи, го которых, как было уже сказано, матка устраняется совершенно. Так как это лучшие и лучшие на пасеке матки, то их, если они не стары, сохраняют на 2—3 рамках в особых условиях, имеющих две должен, два летка и разгороженные глухою перегородкою на две части 3 рамки для запасных маток и 10 рамок для нормальной семьи.
Часть этих маток вернется в ульи, в которых молодые матки во время оплодотворения погибнут, другая часть будет использована (ІІІи) для искусственного роения по окончании взятка. Это вообще надежный способ, а при отсутствии поздних взятков почти единственный. (См. доп. св-я в методе Лайянса).
Процентов 10 останется на зиму для продажи или использования весной.
Обезматоченные ульи в течение нескольких дней работают
1 Цветок акации, не считая стебелька, в это время имеет 25 мм длины. Упоминаю об этом потому, что подобного рода наблюдения могут тоже служить указателем для определения времени взятка того или другого медоноса. Упомяну также, что улей на контрольных весах необходим для регулирования подкормки на черву, он обнаруживает и ниже упомянутый "взяток-предтечу".
с меньшим усердием, но затем, успокоившись и заложивши свищевые маточники, с наступлением взятка работают, по мнению Цесельского, не хуже тех, у которых матки целы. Цесельский отбирает матку за 10 дней до главного взятка не только для того, чтобы пчелы успели запечатать черву и освободиться для работы вне улья. Так как славянский улей имеет всего 10 рамок, то требует частого применения центрифуги; но ценгрифужатся только задние 6—7 рамок, а в конце взятка только 4 рамки, так как передние 6 должны сохранить достаточный запас для зимы, между ними находится и та рамка, на которой оставлен маточник для вывода новой матки. Вторая категория состоит из ульев средней силы. В них матка запирается на 3-х задних рамках посредством ганемановской решетки (у Цесельского вставная доска с отверстием посередине, забитым ганемановской решеткой), перегораживающей леток на две части. Вследствие этого пчелы могут, не проходя через решетку, сразу направляться или в гнездо или в магазин улья. В ульях, имеющих под рамками пустое место (как, напр., в улье славянском), матку можно отгородить и внизу на коротеньких сотах, прикрепленных к линейкам и отделенных от верхнихрамок горизонтально вставленной решеткой. Если при отгораживании матки, будут замечены роевые маточники, то отгораживание не уничтожит у пчел желания роиться и, чтобы избежать возни, лучше с таким ульем, хотя бы он и был причислен к средним, тоже поступить как с сильным, т. е. уничтожить матку, а затем лишние маточники. Третья категория ульев на хорошей пасеке не должна существовать, так как к ней причисляются ульи, оставшиеся слабыми к началу главного взятка. Своими слабыми силами они не могут использовать взятка, и напрасны надежды тех малоопытных пчеловодов, которые надеются, что взяток их исправит. Опытный же пчеловод, если не кассировал их заранее, то теперь, перед взятком, спешит присоединить их к соседним ульям или соединить по 2—3 вместе между собою.'
1 Цесельский упоминает о необходимости кассировать перед взятком слабышей; но если они достаточно сильны (напр., покрывают 4 рамки), чтобы постепенно развиваться дальше, то такое кассирование будет правильно в том случае, если впереди, недель через 6, не предвидится другого взятка. Если же такой взяток имеется (напр., 15-го июня ранняя гречиха, 25-го августа поздняя гречиха), то с оставленной слабой семьей произойдет следующее: во время первого взятка ее слабые силы будут вносить столько меду, сколько нужно матке для развития в теплую погоду сильного червления. Это червление через 6 недель наделит семью большим количеством червы и силы, но вместе с тем не даст возможности собрать какой-нибудь запас. Если второго взятка не будет, то существование улья на пасеке излишне; но если около 5-го августа, т. е. после 2-х выплодов, считая с начала первого взятка, наступит второй взяток, или улью он будет доставлен посредством перевозки, то этот, бывший в середине июня слабым, теперь при втором взятке сделает то, что его сильные в июне товарищи сделали при первом взятке. Он к середине августа будет залит медом, но по силе своей опять будет слабоват. Пасечники-кочевники, доставляющие своим пчелам взяток за взятком, хорошо знают, что мед и сила сменяют друг друга по очереди, что собрать два взятка подряд семье трудно и что изменить этот закон не могут и большие размеры улья.
К этому методу Цесельского остается добавить, что семьи, у которых погибнут молодые матки во время облета, нельзя заставлять выводить новых маток из червы, так как улей уж очень ослабеет, и эти вторично выведенные матки, не успеют достаточно начервить, чтобы обеспечить семьи молодыми пчелами для зимовки. Вот поэтому-то из лучших, устраняемых перед главным взятком маток составляют рои в количестве 10% пасеки.
От себя прибавлю (Va), что если во второй категории найдутся ульи, в которых прошлогодние, бывшие в этом году отгороженными матки, за отсутствием в конце лета взятка, будут плохо червить, то такие ульи следует отметить и спекулятивной осенней подкормкой довести к зиме до средней силы. Я прибегал к этому в исключительных случаях, но благодаря накопившейся в улье перге, всегда хорошо и без подкормки (об осенней подкормке на черву говорится еще в методе Прейса).
Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1853;