К улью Лангстрота-Рута

Под этим именем в Америке известен метод, очень напо­минающий собою метод Симминса и состоящий в следующем.

Когда улей Лангстрота-Рута, назовем его №1, или другой вертикальный улей с одинаковыми рамками в магазине и

гнезде, придет весною в силу и явится опасение, что он будет роиться, то, чтобы не допустить роения и удержать улей в пол­ной силе и в обычном трудолюбии до наступления главного взятка, поступают так: к нему подносят другой улей (№2), на­полненный рамками с сушью и искусственной вощиной. Из улья №1 вынимают рамку, на которой сидит матка, и пере­ставляют в улей №2, откуда рамка с вощиной переставляется в №1. Теперь улей №1 приподнимается, а на его дно ставится улей №2 с маткой на рамке с червой, накладывается решетка Ганемана, а на верх ее улей №1 с остальной червой, но без матки. Матка, к которой соберется часть пчел, имеет полный простор для червления и чувствует себя в положении роя. Это поощряет энергию к работе и не допускает пчел роиться. Одна­ко, в верхнем этаже пчелы, чувствуя себя в некоторой степени безматочными, закладывают обыкновенно свищевые маточни­ки, их следует на 6—9 день уничтожить все до последнего. По прошествии еще 10 дней, т.е. на 16-й день после первой опера­ции, в верхнем улье (№1) червы останется очень мало (она почти вся вывелась); в нижнем же улье (№2) отыскивают мат­ку, вместе с рамкой переставляют ее в улей №1, откуда одну рамку переставляют в №2; затем, сняв с дна улей №2, на его место ставят улей №1 с возвращенной ему маткой, накрывают ганемановской решеткой, ставят на нее надставку с полурам­ками, а сверху улей №2, снятый с дна и наполненный червой. Матка снова начинает червить на своих старых, освободив­шихся от червы, сотах. Надставка, попавшая между ульями №1 и №2, т. е. между червою, и представляющая собою раз­рыв между гнездом, энергично застраивается и заливается пче­лами медом, а в верхнем этаже, в улье №2, пчелы снова закла­дывают свищевые маточники, которые между 6 и 9 днями уничтожаются пасечником.

На 16-й день верхний улей №2 снимается, ставится вновь на пол и в него снова водворяется матка вместе с рамкой, на которой она найдена; на него, (без решетки ) ставится улей №1, снятый с пола, теперь наполненный червой, а затем в ви­де магазина, ставится надставка (одна или даже две) с полу­рамками, если пчелы сильны и существует взяток.

Эти перестановки, мешая пчелам роиться, без ослабевания их рабочей энергии, приводят к тому, что семья к главному взятку разрастается в огромную силу, желание же роиться в ней исчезает окончательно, так как начавшийся к этому вре­мени главный взяток всецело увлекает пчел к медосбору.

Изложивши метод Александра, уместно будет попутно об­рисовать хоть несколькими строчками и картину работ на его пасеке (в штате Нью-Йорк, в 1—1/2 верстах от г. Делансона), сообщенную одним из корреспондентов, посетивших его в 1905 году.

Пасека состоит из 750 ульев, расположенных вокруг по­стройки, в которой производится центрофужение меда и дру­гие работы. После выставки из подвала пасека приводится в порядок, негодные матки заменяются другими, получаемыми из питомника, а к слабым применяется прием Александра для

подсаливания.

В соответствии с числом слабых ульев, через неделю по­сле выставки намечаются сильные ульи; с них под вечер сни­маются крышки и накладываются ганемановские решетки, в таком положении они остаются некоторое время, а затем по­верх их, без малейшего стука при слабом подкуривании силь­ного улья, ставятся слабые ульи с закрытыми летками. Благо­даря наступившим сумеркам из 100 маток, бытъ может, будет убита только одна. К утру часть нижней, более сильной семьи поднимается вверх, матки в обоих ульях энергично разовьют червление, благодаря чему оба улья через месяц заполнятся пчелой. Теперь верхний улей снимают, одну или две рамки его (не захватив матки) струшивают в нижний улей, который вме­сте с дном относят на новое место. На старом месте на новом дне остается верхний улей, в который вернется немного лет­ных пчел из отнесенного в сторону улья. Такое усиление сла­бышей применяется Александром, когда у последних имеется хотя бы ладонь червы. Но если слабыш слишком беспомощен, то к нему подносится рамка с червой и сидящими на ней пче­лами из какого-нибудь сильного улья (конечно, без матки) и на нее садится матка слабыша. Чужие сестры с рамки слетели, а оставшиеся молодые встревожены необычайностью своего положения вне улья, а может быть уже ищут матку. Рамку опускают в слабый улей, эта черва подсилит слабыша. Через 12 часов весь улей осторожно переносят и ставят на верх той сильной семьи, из которой была взята рамка. Дальнейшие ра­боты производятся, как сказано было раньше.

Александр несколько раз (ІІв) высказывался в печати, что он не терпит весною большого запаса меда в улье и убежден, что подкормка, при отсутствии больших запасов, дает наилуч­ший результат. К ульям, которые задумают роиться, применя­ются меры, изложенные в начале этой статьи. При наступлении медосбора все ульи покрываются решетками, сверх которых ставятся вторые этажи для магазинов. Решетки служат не столько для того, чтобы матка не червила в магазине, сколько для того, чтобы быть убежденным, что ее в магазине нет. Та­кое убеждение чрезвычайно упрощает работу при отборе ме­да на центрифуге. Жатва бывает очень обильна (по 2,5 пуда на круг с улья), т. к. в распоряжении пасеки находится до 2000 де­сятин гречихи, и, кроме того, пчелы пользуются взятком с растущих в окрестностях золотарника, американской липы, белого клевера и пр. Только таким обилием взятка можно

объяснить, почему Александр все свои 750 ульев держит на од­ном месте.

Когда семьи придут в силу и начнется деятельная работа в поле, количество носящихся в воздухе пчел так велико, что по­сетителю кажется, что одновременно вышло десятка полтора роев (IVж). Сам владелец с помощью трех рабочих, переходя от улья к улью, отбирает для центрифуги мед, причем это де­лается в строгом порядке по раз и навсегда выработанной схе­ме (IVy). Рабочий подносит от центрифуги ящик, наполнен­ный только что освобожденными от меда рамками и ставит его позади улья; ящик быстро покрывается крышкой от улья и на нее ставится другой, но уже пустой ящик. Теперь быстро, с уверенностью, что матки благодаря решетке нет, вынимает­ся рамка за рамкой из магазина, пчелы с них стряхиваются пе­ред летком и убегают обратно в улей, а рамки помещаются в пустой ящик, рабочий уносит их к центрифуге, а находившие­ся в нижнем ящике пустые соты перемещаются в магазин улья. На все это понадобилось не более 1,5 минут, и в час успевают опростать до 30—32 ульев. В центральной постройке работа­ет третий рабочий у центрифуги; от нее проведены трубы, по которым мед стекает в большие чаны, где он отстаивается и посредством крана сливается в бочки для продажи. Все носит чисто американский деловой характер: на стене висят часы, указывающие, что время не ждет и что более 2-х минут на улей тратить не следует. Наем четвертого рабочего не допускается; он больше увеличит сутолоку, чем поможет. Привычные к ра­боте руки работают быстро, почти не повреждая пчел. Хозяин и сын строго за всем наблюдают.

Сам старше Александр теперь умер и в нем американские пчеловоды потеряли собрата энергичного, наблюдательного, с умом деятельным, всегда ищущим лучшие пути.

Лица, желающие более подробно ознакомиться с амери­канским промышленным пчеловодством, найдут статьи и за­метки о нем в нашей периодической пчеловодной литературе.

Позволю себе обратить внимание и на сочинение Райков-ского "Промысловое пчеловодство" - руководство к ведению пчел в рамочных ульях.

Дополнительные сведения. Вметоде Симминса, схожем с методом Александра, упоминалось о том, что в Германии он применяется в ульях двухъярусных (ІІІв). Срок 16 дней, со­блюдаемый Александром для перемещения гнезда вверх, вполне совпадает со сроком у немцев. Прейс в своем "Meine Bienenzucht" на стр. 24 говорит: "Сильная семья, у которой в первых числах мая перемещено вверх гнездо, по крайней мере три недели (в исключительных случаях и 4 недели) не будет закладывать роевых маточников, если вовремя будет увели­чиваться гнездо, и пчелы не будут желать сменить матку. При

перемещении гнезда в середине мая маточники не будут зало­жены в течение 18-ти дней, в конце мая — 15-ти дней. После этих сроков надо применить дальнейшие приемы борьбы про­тив роения". В другом месте, на стр. 50, он говорит: "Если эти приемы будут состоять в повторении перемещенной матки, то промежутки времени между каждым перемещением приходит­ся сокращать, т. к. семья сильно разрослась и удержать ее от роения труднее; матка закладывает маточники, имея еще пус­тые вощины для кладки яиц".

В Германии помещенная внизу улья матка получает возле летка (занос теплый) обыкновенно две свои рамки с червой, затем четыре рамки суши и, как 7-ю рамку — "Baurahmen", т.е. пустую рамку. Затем постепенно добавляются другие. Пустая рамка застраивается трутневой вощиной, которая ма­нит к себе матку, благодаря чему она торопится засеменить как те 4 рамки суши, что были даны ей вначале, так и добав­ляемые к ним. Разрывов в черве она не терпит, а потому коли­чество последней быстро растет. (Подробнее о "Baurahmen" будет сказано в методе Прейса).

Некоторые сведения, дополняющие метод Александра, имеются у Симминса, Кунтша и Прейса.








Дата добавления: 2015-05-28; просмотров: 1064;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.