Возрастная периодизация и система воспитания, предложенная Аристотелем
Периоды возрастного развития | Содержание воспитания | Задачи воспитания |
Детство | Физическое воспитание | Забота о здоровье ребенка (движение, игры, закалка холодом) |
Отрочество (7-14 лет) | Умственное воспитание Физическое воспитание | Познание окружающего мира, навыки письма, чтения, счета Гимнастические упражнения, борьба, бег, прыжки |
Юность (14-21 год) | Умственное воспитание Эстетическое воспитание Нравственное воспитание | Овладение знаниями о природе и обществе (история, философия, риторика, математика, грамматика) Развитие чувства прекрасного Выработка привычек и навыков нравственного поведения |
Дилемму — общественное или частное воспитание — Аристотель решает в пользу первого.
В работах Аристотеля тщательно обосновано содержание образования. Он выделяет четыре основных блока:
подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисование, музыка);
основной (науки о природе и обществе);
знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика);
знания, являющиеся основой для практической и творческой деятельности (ритррика, поэтика).
Аристотель уделял огромное внимание эстетическому воспитанию — оно, по его мнению, не только воспитывает чувство прекрасного, но и способствует формированию нравственных качеств — умеренности, благоразумия. Эстетическое воспитание не имеет целью готовить профессионалов в той или иной области искусства, поскольку «благородная» молодежь из высших сословий не должна приобщаться к труду и ремеслу.
В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного поведения через систему продуманных упражнений. Во всяком желании, по Аристотелю, есть недостаток, середина и излишек. Во всем хороша только середина. Поэтому добродетельно лишь поведение, избегающее крайностей. Упражнения в таком поведении и составляют сущность нравственного воспитания. Аристотель известен как создатель первоголицея (334 до н.э.) — учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества. Лицей являлся чем-то вроде университета, где помимо лекций и бесед велись исследования естественно-научного характера. Учебные занятия проводились внутренние часы, а в вечернее время лицей был открыт для всех желающих.
Аристотель был первым профессором в истории Европы. Он оставил после себя трактаты — лекторские конспекты, которые служили учебниками в средние века. Им были созданы курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии. Университетское образование в Западной Европе вплоть до XVIII в. было основано на идеях Аристотеля. Его влияние на дальнейшее развитие теории и практики образования было огромно.
Эллинистическое воспитание оказало существенное воздействие на становление образования в Древнем Риме. В III в. до н.э. Рим — ведущее в военном отношении государство Средиземноморья. В Риме существовала смешенная греко-римская культура. Образованный римлянин, как правило, одинаково владел как латинским, так и греческим языком. Греческое образование почиталось в качестве эталона, греческие учителя преподавали в школах. Однако далеко не все из греческой воспитательной традиции было усвоено римлянами. Так, у римлян не привились элементы греческого воспитания: гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Римляне отвергли спорт и палестру, предпочитая конные состязания и бои гладиаторов. Римская система воспитания носила более приземленный практический характер. Доминирующее влияние на воспитание юных римлян оказывала семья, которая несла ответственность за их нравственное и гражданское воспитание. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практическое воспитание:
под наблюдением отца знакомились с полевыми и домашними работами, осваивали искусство владения оружием.
Обучение свободных граждан начиналось с семи лет втривиальных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались, где придется: во дворе, в мастерской, на перекрестке. Отсюда и произошло название — «тривиум» — перекресток. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима.
Учебными заведениями повышенного типа считалисьграмматические школы. Здесь учились подростки 12—15 лет, получившие домашнюю подготовку. Эти школы были частными, размещались в благоустроенных помещениях и имели более основательную программу обучения по сравнению с тривиальными школами. Ученики изучали латынь и греческий язык, основы римского права, риторику.
Для молодежи (15—18 лет) аристократического происхождения открывалисьриторские школы, которые постепенно распространились по всей империи. В основу обучения было положено преподавание основ ораторского искусства. Большое внимание уделялось практическим упражнениям — составлению речей на заданную тему. Параллельно с обучением риторике учащимся давался свод знаний по философии, истории, праву, астрономии (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 5234;