Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья
Началом отсчета европейского Средневековья считается 476 г., когда под натиском германских племен пала Римская империя. В этот период на смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями, оплотом которого стало христианство. Средние века охватывают двенадцать столетий.
Средневековье условно подразделяют на три периода:
У—Х вв. — раннее Средневековье;
Х1-Х1П вв. — развитое Средневековье;
XIV—XVII вв. — позднее Средневековье, больше известное как эпоха Возрождения, или Ренессанс.
Характер и формы средневекового образования и воспитанияопределялись господствующим положением религии и Церкви в обществе. Католическая церковь — духовный центр Средневековья — официально отвергала античную образовательную традицию. Однако в среде христианских богословов и монахов было немало сторонников греко-римского образования.
Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика — тип религиозной философии, центральная проблема которой — соотношение светского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя.
Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Варварские вторжения привели к гибели культурных ценностей античности. Открытую борьбу против античной культуры вела Церковь. Чтение книг древних авторов было запрещено, школы исчезли. Школьное дело находилось в удручающем состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Подобное положение дел привело к тому, что даже верхушка общества была неграмотной. Папе Григорию I принадлежит высказывание: «Невежество — мать истинного благочестия». Грамотных людей было невозможно найти не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Между тем общество нуждалось в грамотных людях: чиновниках, священнослужителях.
Попытки создания школ предпринимались как церковной, так и светской властью. Многие политические деятели осознавали роль школы в государственном строительстве. Так, основатель империи франков император Карл Великий всемерно поощрял развитие школьного дела, предписывая церковным приходам открывать школы для всех сословий. Королевский двор стал центром, куда стекались немногочисленные образованные люди со всех концов Европы. По примеру древности общество ученых, собравшихся при дворе Карла Великого в империи Ка-ролингов, стали называть Академией. С его именем связано Каро-лингское возрождение — культурный подъем империи, расцвет литературы, искусства, архитектуры. Однако такие периоды были непродолжительны и не оказывали существенного влияния на общую картину образования. После смерти императора его начинания были забыты и вновь возобладало пренебрежительное отношение к культуре и образованию.
В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типов церковных школ{приходские, монастырские, соборные). Христианская церковь сохраняла лишь выборочные остатки древней образованности (латынь), продолжающие культурные традиции и связывающие разные эпохи.
Одними из первых открываются монастырские школы, основанные монашескими орденами францисканцев, бенедиктинцев, доминиканцев. В конце XIII в. в Западной Европе действовало до 15 тысяч монастырей св. Бенедикта, при каждом функционировала школа, где давалось элементарное образование (начала грамоты, счета, пение псалмов).
Повышенное образование предоставлялиепископские школы, действовавшие при епископских кафедрах, однако их было немного. Там обучали семи свободным искусствам (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Изучение грамматики сводилось к разучиванию грамматических форм латинского языка и оборотов речи, изучению правил стихосложения, трудов отцов Церкви, сочинений античных авторов. Обучали диалектике, искусству красноречия, умению защищать религиозные догмы, строить аргументы и доказа-I тельства. В риторике упражнялись в составлении устных и пись-\г менных проповедей, писем, грамот, деловых бумаг. Программа по арифметике предусматривала овладение арифметическими действиями, а также знание мистических значений чисел. В цифрах видели религиозный смысл. Считали, что цифра «З» символизирует Троицу, цифра «7» — сотворение Богом мира за 7 дней. ^ В курсе геометрии сообщались и географические сведения, часто 1 нелепые (Земля — блин, плавающий в воде, Иерусалим — пуп Г земли и т.п.). Изучение астрономии предполагало знакомство | с созвездиями, наблюдение за движением планет, Солнца, звезд. Астрономия должна была помочь вычислить даты церковных праздников. Обучение музыке ставило целью не столько овладение музыкальными инструментами, сколько знакомство с духовной музыкой и церковными богослужениями. Таким образом, обучение носило ярко выраженный религиозно-мистическийхарактер (см. табл. 1.5).
| Начиная с XII в. школьное образование постепенно выходит I за стены церквей и монастырей. Рост городов, развитие торговли дали толчок развитию светского образования — городских школ, университетов. Первые городские школы зачастую открывались на базе приходских, гильдейских и цеховых школ. Католическая церковь любыми путями стремилась удержать монополию на образование, жестко контролировала светские учебные заведения, Видя в них конкурентов. Постепенно городским школам удалось ^значительно ослабить опеку Церкви: они стали сами определять программы обучения и назначать учителей.
Канон школьного образования — семь свободных искусств в эпоху Средневековья
Составные части программы обучения | Названия дисциплин | Содержание обучения и его источники |
Тривиум | Грамматика | Разучивание грамматических форм и оборотов латинского языка, знакомство с сочинениями древних авторов, изучение правил стихосложения (Диамед, Алкуин, Сенека, Катон) |
Риторика | Обучение искусству красноречия (Квинтилиан, Цицерон) | |
Диалектика | Обучение умениям правильно мыслить, строить аргументы и доказательства (Аристотель, сочинения отцов Церкви) | |
Арифметика | Овладение арифметическими действиями. Изучение магических свойств цифр | |
Квадриум | Геометрия | Представление об устройстве пространства с помощью чисел, изучение геометрических фигур (Евклид) |
Астрономия | Обучение вычислению церковных праздников (Птолемей, труды арабских астрономов) | |
Музыка | Знакомство с духовной, реже светской музыкой, обучение нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах |
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 3493;