Лекция 3. Принципы уголовного процесса

 

1. Понятие и система принципов уголовного процесса.

2. Классификация принципов уголовного процесса.

3. Понятие и содержание отдельных принципов уголовного процесса.

 

1. Основу процесса доказывания составляет система правовых принципов процесса, каждый из которых имеет определенное значение.

Учение о принципах является важнейшей составной частью теории уголовного судопроизводства. Уровень его разработанности позволяет судить о состоянии юридической науки в целом, а также о культуре правоприменения.

Принципы играют важную роль в правовом регулировании. В уголовном судопроизводстве они определяют стадии, формы, содержа­ние институтов, характеризуют реальную гарантированность прав и свобод человека и гражданина, важнейшие черты предмета и метода процессуального воздействия. Можно утверждать, что они детермини­руют сущность и содержание уголовно-процессуального права.

Термин «принцип» происходит от латинского principium – основа, основополагающее начало. Принципы уголовного процесса – правовые положения общего ха­рактера, которые в своей совокупности раскрывают его природу, ха­рактер, сущность, содержание и лежат в осно­ве организации и функ­ционирования всех процессуальных институтов.

Из данного определения следует, что важнейшим признаком прин­ципов уголовного процесса является их нормативный характер – за­крепленность в нормах закона. Однако некоторые авторы полагают, что руководящие идеологические идеи, сформулированные в науке и не закрепленные в законе, также являются принципами уголовного су­допроизводства. Однако эта точка зрения не нашла поддержки у спе­циалистов, ибо участники процесса руководствуются в своей практи­ческой деятельности не научными идеями, а нормами закона.

В отечественной литературе подход к определению принципов судопроизводства и их системе неоднозначен. Ряд ученых под прин­ци­пами понимают некие абстрактные положения морально-этического плана, не имеющие реального нормативного выражения. Другие юрис­ты требуют обязательного закрепления принципов в действующем за­конодательстве в виде норм-предписаний. Существует также определе­ние принципов как основных положений, идей, получивших свое зак­репление в законе независимо от приемов и форм их закрепления, а также положений, хотя и не получивших непосредственно­го выраже­ния в законе, но вытекающих из ряда его норм.[2] Так, по утверждению М.С. Строговича, принципами следует считать важней­шие и опреде­ляющие правовые положения, на которых построен уго­ловный процесс.[3] Близки к этому пониманию суждения Т.Н. Добро­вольской, А.М. Ларина, Н.П. Митрохина, Я.О. Мотовиловкера, И.Л. Петрухина, А.Л. Ривлина.[4]

Нормативность большинством исследователей рассматривает­ся как имманентное свойство принципов судопроизводства. Более того, в качестве норм права принципы выступают как основные, исходные положения, которые определяют характер всех других процессуальных правил. Их роль видится в том, что с «ними сравниваются все иные нормы, которые получают возможность пози­тив­ной реализации лишь при условии полного соответствия требова­ниям принципов. Из этого положения следует возможность толкования с помощью принципов всех остальных уголовно-процессуальных норм,[5] ибо принципы по своей сути представляют собой обобщенную характеристику содержа­ния уголовно-процес­суального права.

Если посмотреть на данную проблему с точки зрения динамики развития государственно-властных институтов, то становится очевид­но, что принципы уголовного судопроизводства, являясь продуктом по­литики государства в области правосудия, первоначально формиру­ются в виде идей, которые постепенно в ходе правотворчества закреп­ляются как нормы действующего законодательства.

Следовательно, основной вопрос заключается в определении «движущей силы», посредством которой идеи о правосудии неизменно воплощаются в виде правовых норм. Такой силой, на наш взгляд, является стремление к наибольшей эффективности судопроизводства. Отсюда вытекают и основные требования, которые можно предъявить к принципам, – их целесообразность для достижения результатов судо­производства и наглядность внешнего выражения. При этом макси­мальная эффективность правоприменения и наглядность принципов будет достигнута при их закреплении в виде норм-предписаний, кото­рые содержатся в отдельных статьях УПК и дают возможность наибо­лее полно усвоить их смысл. Это, однако, не исключает возможности конкретизировать содержание принципов в более частных логических нормах права.

Принципы представляют собой основы создания и направленности всей системы соответствующей отрасли права, которые наиболее полно выражают содержание уголовно-процессуаль­ного законодательства, тесно связаны с государственной политикой в сфере уголовного судопроизводства, являются общими для всех стадий процесса и, выступая нормативными образованиями высшей юридичес­кой силы, оказывают охранительное и регулятивное воздействие по отношению ко всем уголовно-процессуальным нормам.[6]

Принципы процесса следует отличать от общих условий произ­водства в отдельных стадиях. В отличие от принципов общие условия не имеют сквозного, пронизывающего весь процесс характера и действуют лишь в пределах отдельной стадии.

В совокупности принципы уголовного процесса образуют си­стему, поскольку находятся во взаимодействии, взаимообусловлен­ности и взаимоподчинении. При этом следует иметь в виду два обстоя­тельства. Во-первых, все принципы самостоятельны и равнозначны. Во-вторых, в силу объективно-субъективного характера права в целом различные авторы нередко строят систему принципов по своему усмот­рению, находя в законодательстве соответствующие обоснования.

2. В правовой литературе известны следующие классификации прин­ципов уголовного процесса.

В зависимости от источника, в котором закреплены принци­пы уголовного судопроизводства, различают конституционные и неконституционные (отраслевые) принципы.

Конституционные принципы сформулированы и закреплены в Конституции РФ, например, принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50 Конституции), принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции) и т.д.

Неконституционные (отраслевые) принципы сформулиро­ваны и закреплены в нормах отраслевого законодательства. В каче­стве примера можно привести принцип публичности (ст. 21 УПК).

В зависимости от сферы действия различают принципы межотраслевые и отраслевые.

Межотраслевые принципы действуют в несколь­ких отраслях права. Так, принцип законности действует во всех процес­суальных отраслях: в конституционном, уголовном, администра­тивном и гражданском процессах.

Отраслевые принципы действуют в отдельной отрасли права. Таким принципом, в частности, является принцип публичности (ст. 21 УПК) и в какой-то мере принцип права на защиту (ст. 16 УПК).

В зависимости от характера влияния на организацию и функцио­нирование системы судебных и правоохранительных органов различа­ют судоустройственные (организационные) и судопроизвод­ственные (функциональные) принципы.

Судоустройственные (организационные) принципы обеспечи­вают организацию системы судебных и иных органов, осуществляю­щих уголовное судопроизводство. К ним специалисты относят, в част­ности, принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ).

Судопроизводственные(функциональные) принципы опреде­ляют деятельность участников уголовного процесса. В правовой лите­ратуре к ним, в частности, относят принцип состязательности (ст. 15 УПК). Следует иметь в виду, что эта классификация условна, посколь­ку в чистом виде соответствующие принципы практически отсутствуют.

В систему уголовного процесса входят следующие принципы:

- законности;

- осуществления правосудия только судом;

- уважения чести и достоинства личности;

- неприкосновенности личности;

- охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судо­производстве;

- неприкосновенности жилища;

- охраны тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почто­вых, телеграфных и иных сообщений;

- презумпции невиновности;

- состязательности сторон;

- обеспечения подозреваемому и обвиняемому (подсудимому, осужденному или оправданному) права на защиту;

- свободы оценки доказательств;

- национального языка уголовного судопроизводства;

- свободы обжалования процессуальных действий и решений;

- публичности;

- равенства граждан перед законом и судом;

- независимости судей и подчинения их только закону.

 

3. Понятие и содержание отдельных принципов уголовного процесса. Под принципом законности (ст. 7 УПК и др.). понимается точное и неуклонное ис­полнение участниками судопроизводства про­цессуальных норм и пра­вильное применение органами, осуществляю­щими судопроизвод­ство, норм материального (уголовного) закона. Принцип законности пред­полагает: а) невозможность применения законов, противоречащих нормам Уголовно-процессуального кодекса; б) доминирующие значе­ние норм Уголовно-процессуального кодекса в сравнении с другими актами; в) признание доказательств недопустимы­ми, если они получе­ны с нарушением процессуальных норм; г) закон­ность, обоснован­ность, мотивированность и справедливость всех реше­ний в сфере уго­ловного судопроизводства.

Принцип осуществления правосудия только судом (ст. 8 УПК) заключается в том, что никакой другой го­сударственный орган, кроме суда, не вправе осуществлять правосудие как специальную (спе­цифическую) государственную деятельность. Содержание ст. 8 УПК имеет конституционную основу. Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, в соответствии же со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмот­рение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. К тому же это конституционное требование воспроизводится не только в УПК РФ, но и в законодательстве о судебной системе РФ, гражданско-процес­суальном и арбитражном законодательстве. И основная идея одна – кроме суда никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функцию осуществления правосудия, какое бы высокое положение или должность они не занимали. Только суд может признавать лиц виновными в совершении преступ­ления и назначать им наказание. При этом подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к под­судности которых оно отнесено законом.

Принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 9 УПК) запрещает осуществление действий, принятие решений, унижаю­щих честь и достоинство личности, а также обращение, унижающее ее человеческое достоинство либо ставящее под угрозу ее жизнь и здоровье. Кроме того, этот принцип в соответствии с между­народными договорами запрещает насилие, пытки и другое жестокое обращение, унижающее достоинство человека.

Обычно личное достоинство определяют при помощи фило­софской категории ценности. Можно сказать, что это объективное общественное свойство личности, ее социальная ценность и значи­мость, складывающаяся из физических, нравственных и духовных качеств. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ). Основной смысл положения об охране чести сводится к тому, чтобы без особой необходимости не распространять сведения, способные испортить доброе имя гражданина еще до вынесения приговора суда, особенно это касается подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Принцип неприкосновенности личности (ст. 10 УПК) заклю­чается в том, что: а) никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии законных оснований; б) органы, осуществляющие уголовный процесс, обязаны немедленно освободить всякое лицо, незаконно задержанное, заключенное под стражу, лишенное свободы или помещенное в медицинский или психиатрический стационар свыше срока, установ­ленного процессуальным законом; в) лицо должно содержаться в соответствующих учреждениях в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК) предполагает: а) разъясне­ние подозреваемому, обви­няемому, потерпевшему, частному обвините­лю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и другим участни­кам процесса прав, обязан­ностей и в необходимых случаях ответствен­ности; б) предупреждение лиц, обладающих свидетельским иммуните­том, о том, что в случае дачи ими показаний содержащиеся в них сведения (фактические дан­ные) могут быть использованы в дальней­шем в качестве доказа­тельств; в) принятие мер безопасности в отно­ше­нии лиц, указанных в законе; г) возмещение по основаниям и в поряд­ке, предусмотренных в законе, вреда, причиненного должностными лицами органов, осуще­ствляющих уголовное судопроизводство.

Принцип неприкосновенности жилища (ст. 12 УПК) уста­навливает правила, в соответствии с которыми: а) осмотр жилища про­изводится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения за исключением случа­ев, предусмотренных ст. 165 УПК; б) обыск и выемка в жилище произ­водятся на основании судеб­ного решения, кроме случаев, предусмот­ренных ст. 165 УПК.

Жилище– индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для времен­ного проживания.

Принцип защиты (охраны) тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК). В соответствии с этим принципом: а) ограничение прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, поч­товых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основа­нии судебного решения; б) наложение ареста на почтовые и телеграф­ные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров производится лишь на основании судебного решения, кроме случаев, указанных в ст. 165 УПК.

Принцип презумпции невиновности (ст. 14 УПК) предпо­ла­гает: а) состояние невиновности обвиняемого до тех пор, пока его ви­новность в совершении преступления не будет доказана в предусмот­ренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; б) отсутствие обязанности обвиняемого доказывать свою невиновность; в) возложение бремени доказывания обвинения и опровержения доводов защиты на предста­вителей стороны обвинения; г) толкование неустранимых сомнений в пользу обвиняемого; д) недопустимость постановления обвинительно­го приговора на предположениях.

Под принципом состязательности сторон (ст. 15 УПК) пони­мают построение (организа­цию) судопроизводства, которое обеспечи­вает: а) отделение друг от друга функций обвинения, защиты и юсти­ции (разрешения дела по существу); б) невозможность возложения раз­личных функций на один и тот же орган или на одно и то же дол­жностное лицо; в) независи­мость суда, который создает необходи­мые условия для исполнения сторонами своих обязанностей и осущес­твления ими предоставленных законом прав; г) равноправие сторон перед судом.

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому (подсудимому, осужденному или оправданному) права на защиту (ст. 16 УПК) включает в себя: а) право указанных лиц лично защи­щать свои права и законные интересы; б) право этих лиц пользоваться услугами (помощью) защитников и законных представителей; в) обя­занность органов, осуществляющих уголовный процесс, разъяснять этим лицам возможность защиты средствами, не запрещенными про­цессуальным законом, и обеспечивать участие защитника в процессе, в том числе на бесплатной основе.

В соответствии спринципом свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК) все участники процесса: а) оцени­вают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имею­щихся в деле доказательств, и руководствуясь при этом законом и совестью; б) учитывают, что доказательства не имеют заранее установ­ленной силы.

Принцип национального языка судопроизводства (ст. 18 УПК) устанавливает правила, в рамках которых: а) судопроизводство в России ведется на русском языке или на государственных языках субъектов РФ; б) судопроизводство в Верховном Суде России и воен­ных судах ведется только на русском языке; в) лицам, не владеющим языком судопроизводства, предоставляется возможность реализации своих прав с помощью бесплатных для них услуг переводчика; г) доку­менты, подлежащие обязательному вручению, передаются участникам процесса на языке, которым они владеют.

Законодатель справедливо исключил из системы принципов процесса принципы установления объективной истины и участия в процессе общественности (народного элемента).

В то же время законодатель совершенно безосновательно устранил из судопроизводства ряд принципов, например, полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела.

Думается, что в систему принципов следует также включить следующие:

1) принцип публичности (ст. 21 УПК), устанавливающий правила, в рамках которых: а) про­курор, следователь, орган дознания или дознаватель при обнаружении деяния с признаками преступления обязаны принять меры к уста­новлению события преступления и лиц, виновных в его совершении; б) уголовное преследование от имени государства по делам публичного и частно-публичного обви­нения осуществляют прокурор, а также следователь или дознава­тель; в) требования, поручения и запро­сы должностных лиц орга­нов, осу­ществляющих судопроизводство, обязательны для исполне­ния всеми иными учреждениями, должност­ными лицами и гражданами;

2) принцип независимости судей и подчинение их только закону(ст. 120 Конституции РФ). При осуществлении правосудия по уго­ловным делам судьи и при­сяжные заседатели независимы и подчи­няются только закону. Вмеша­тельство в деятельность судей и при­сяжных заседателей недопустимо и влечет за собой в зависимости от характера правонарушения ответ­ственность административного или уголовного характера.

 

Литература

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 №13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»// СПС «Гарант» по сост. на 1.01.2006*.

2. Белоносов В.О., Колесников Е.В. Принцип законности при произ­вод­стве по уголовному делу и его интерпретация Конституционным Судом РФ // Журнал российского права. 2004. № 5*.

3. Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. №2 *.

4. Громов Н.А., Николайченко В.В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система // Государство и право. 1997. №7*.

5. Гриненко А.В. Источники уголовно-процессуальных принципов // Журнал российского права. 2001. №5 *.

6. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М., 1971.

7. Трунов И.Л. Новый УПК: нормы о праве на защиту нуждаются в уточнении // Журнал российского права. 2001. № 11*.

8. Куцова Э.Ф. Уголовный процесс России: истина и состязательность // Законодательство. 2002. № 9*.

9. Орлов Ю. Принцип состязательности в уголовном процессе: значение и пределы действия // Российская юстиция. 2004. №2*.

10. Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. № 11*.

11. Якупов Р.Х. Принципы уголовного процесса. М., 1997.

 








Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 9784;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.