Является ли буддизм религией?
Всякая попытка понять буддизм наталкивается на ряд препятствий – помимо уже упомянутой выше сложности, – не последним из которых является его обширная техническая терминология. Однако первым, и отчасти самым устойчивым, барьером, с которым обычно сталкиваются жители Запада, является тот факт, что христиано‑иудейское начало переносит на буддизм свои перспективы и категории, обеспечивающие нормы привычного мышления относительно религии, независимо от того, «религиозны» эти люди или нет. Потребовались определенное время и рефлексия, чтобы прийти к соглашению по поводу религии, которая, в некотором смысле, освобождена от понятия бога в целом, сравнивает спасение с исчезновением, а не с искуплением, и – во многих случаях – безразлична к тому, исповедуют ли ее последователи еще какую‑либо веру или нет.
Будда
Слово «Будда» – это не имя, а обозначение состояния бытия того, кто имеет подлинное знание реальности.
Буддизм зародился как учение Сиддхартхи Гаутамы, сына военного правителя небольшого государства на границе современных Индии и Непала. Детали его биографии за двадцать пять столетий иногда причудливо приукрашивались, но основная линия вырисовывается довольно четко. В возрасте двадцати девяти лет он отказался от радостей жизни и роскоши и покинул жену и ребенка в поисках духовного просветления, которое дало ему озарение о природе конечной реальности. (Этот отказ часто символически изображается в скульптурах Будды как удлиненные мочки ушей, лишенные когда‑то украшавших их сережек.)
Следуя инструкциям двух знаменитых мастеров в йогичес‑ких практиках и других мистических техниках, он вскоре превзошел их и погрузился в шестилетний период серьезного самоотрицания вместе с еще пятью аскетами. Экстремальные практики привели его на грань смерти и к осознанию того, что они являются как саморазрушением, так и самообманом. Отринув умерщвление плоти, он вернулся к прежнему состоянию – ценой потери разочаровавшихся в нем компаньонов.
Гаутама обратился к глубокой и продолжительной уединенной медитации, в ходе которой на него снизошло состояние просветления. Недели рефлексии помогли ему выразить фундаментальные озарения в последовательной доктрине и реализуемой программе жизни. Понимая, что большинство других существ хотя и благословенны, но ограниченны и различаются по способности постичь его послание, он колебался, стоит ли посвящать свою жизнь наставничеству. Тем не менее в итоге Гаутама воссоединился со своими бывшими товарищами, вдохновив их искренностью первой проповеди – Дхармачакра Праварта‑наа, или о Первом Повороте Колеса Учения.
Суть учения Будды обобщается в Четырех Благородных Истинах:
– страдания и конфликты неотделимы от человеческого существования;
– они возникают из‑за самомнения и проявления его в желаниях, амбициях и т. д.;
– возможно освобождение от бесконечных реинкарнаций, переход к не‑существованию;
– средства к достижению освобождения лежат в методике Восьмеричного Пути.
Восьмеричный Путь – это «срединный путь» между аскетизмом и гедонизмом, требующий от своего последователя стремиться к:
– правильному взгляду (т. е. пониманию космоса и места в нем людей);
– правильной цели (т. е. необходимой моральной энергии для стремления к истине);
– правильной речи (т. е. избеганию лжи и клеветы);
– правильным телесным действиям (т. е. избеганию чрезмерной чувственности, воровства или агрессии);
– правильной жизни (т. е. непричинению вреда другим живым существам);
– правильному усилию (т. е. постоянному старанию культивировать добродетель и избегать порока);
– правильной чувствительности (т. е. постоянному самосознанию);
– правильной концентрации (т. е. медитации для фокусировки собственного сознания).
Присутствовавшие на первой проповеди стали пятью первыми буддийскими монахами, ядром сангхи (сообщество), посвятившими жизнь следованию и пропаганде истины Будды (на санскрите – дхарма).
Сам Будда провел остальную часть жизни учительствуя и умер в возрасти восьмидесяти лет. (Если говорить более строго, считается, что он в итоге перешел в нирвану, вырвавшись из круга перерождений.) После кремации части праха Будды были принесены в различные государства и города, где строились монастыри для защиты членов сангхи.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1244;