В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
In recent years the problem of career growth and career success has become one of the studied and relevant in the domestic and foreign psychology. For a long time, these concepts were traditionally considered among the negative personal aspirations and carried destructiveness. Active behavior, success-oriented, is evident not only in the social and professional activities, it can be observed in almost all spheres of life of the individual and therefore can be designated as vysokogeneralizovannoe quality of a person.
Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и рангов). Следствием этого стало тотальное стремление всех быть успешными в различных областях жизнедеятельности. Начинающие специалисты уже на этапе вузовского обучения обнаруживают эту тенденцию. Возможно, этому способствует начавшаяся в ряде последних десятилетий резкая дифференциация образовательных возможностей россиян, обусловливающая раннее включение растущей молодежи в жесткие конкурентные отношения. Если в 70-80-х годах XX века говорить о карьерном росте было не совсем корректно, то теперь, напротив, карьерные намерения из ситуативных превращаются в жизненно-значимые, включаемые в личные планы и проекты.
Как показывают исследования, карьерные устремления делают жизнь осмысленной, ценной и целенаправленной. Конструкты «карьерный рост» и «карьерные достижения» завоевали не только массовое сознание россиян, но и стали предметом теоретических и эмпирических исследований. Названные конструкты входят в понятие «личные стремления», которые характеризуются как «…индивидуализированные цели, отражающие типичные или характерные задачи, которые человек стремится выполнить в своем повседневном поведении» [1, с. 136].
Для теории и практики психологии развития, по всей вероятности, фундаментальное значение имеют ответы на вопросы о том, как и когда зарождаются карьерные цели личности, насколько они ею осознаются и рефлексируются, с помощью каких психологических механизмов регулируются и как участвуют в конструировании профессионального сознания. Предстоит выявить, насколько карьерные достижения являются личностно значимыми, как они связаны с развитием профессиональной «Я-концепции» и как карьерные цели трансформируют и развивают жизненные смыслы личности.
Не меньшее значение имеет изучение того, насколько реализация карьерных целей и установок обеспечивает психологическое благополучие личности. Известно, что это понятие в течение длительного времени игнорировалось в профессиональном психологическом литературе. Попытку понять взаимосвязь достижения целей с ощущением психологического благополучия предпринял Лаутон М.Р., который определяет его «…как оцениваемый человеком уровень своей компетентности и своего «Я», соотнесенный с его личной иерархией целей» [5, С. 328].
В последние годы проблема карьерного роста и карьерной успешности становится одной из изучаемых и актуальных в отечественной и зарубежной психологии. В течение длительного времени, эти понятия традиционно рассматривались в числе негативных личностных устремлений и несли деструктивность. Они означали погоню «за успехом в служебной, научной и прочей деятельности, вызванной стремлением к личному благополучию».
В отечественной психологической науке до недавнего времени проблему успеха рассматривали Орлов Ю.М., Ковалёв С.В., Харчёв А.Г., Голод С.И. В последние годы ситуация изменилась не только в науке, но и в других областях социальной жизни. Средства массовой коммуникации, обращаясь к психологическим аспектам решения многообразных житейских проблем, предлагают самые разнообразные алгоритмы достижения социального, личностно-семейного, профессионального успеха.
Успех связывают с социальной природой человека, с проявлением его сущностного начала. Для нормального психологического развития личности необходимо динамическое равновесие двух взаимосвязанных сторон его жизненного процесса, в которых проявляются тенденции взаимодействия личности с обществом: «включённость» в социум и «обособление» от него, т.е. необходимость слияния с общностью, чтобы быть единым с нею, но в тоже время выделиться, быть замеченным в своих действиях, быть признанным.
Противоречия между этими тенденциями задаёт главные социально-психологические параметры проблемы успеха личности. Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть». Это, значит, самоутвердиться в обществе, выделиться в нём, соответствовать социальным параметрам преуспевания. Направленность на успех – это осознанное и целенаправленное поведение, ориентированное на реализацию общественных требований (норм, ценностей, стандартов). Немецкие психологи В. Фридрих, А. Хофман утверждают, что поведение, направленное на успех, является частным видом человеческой деятельности. Формирование поведения, ориентированного на успех, происходит непосредственно через семью и косвенно – через социальные институты.
Активное поведение, ориентированное на успех, проявляется не только в социально-профессиональной деятельности, его можно наблюдать практически во всех сферах жизнедеятельности личности и поэтому можно обозначить как высокогенерализованное качество личности. Конкуренция повышает индивидуальную готовность к успеху. В общем, виде можно дать следующее определение успеха: успех – положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в частности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой созревает человеческая потребность в достижении успеха.
Термин «карьера» (от итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще) понимается как «род занятий, профессия; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще; а также самое достижение такого положения», а также как «успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности» и как «род занятий, профессия» [5].
Некоторые авторы (В. Скориков, Ф.В. Вондрасек) считают, что негативный смысл слова «карьера» поддерживался в советском обществе за счёт гиперценностного отношения к профессиональным достижениям. Мотивация построения карьеры не поддерживалась, так как ни усилия по достижению рабочих целей, ни качество выполняемой работы не оказывали значимого влияния на карьерное продвижение.
До недавнего времени понятие «профессионализм» в значении «мастерства» также был слабо связан с общественным признанием. Произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие радикальные социально-экономические изменения резко повысили актуальность этой проблематики.
Теперь понятие «карьера» входит не только в житейский лексикон, но и в научный обиход. В широком смысле оно может быть определено как продвижение, общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни – семейной, трудовой, досуговой, в узком смысле оно связано с динамикой положения и активности личности в трудовой, профессиональной деятельности.
Изучение факторов, оказывающих существенное влияние на карьерное продвижение, становится актуальной задачей, решение которой помогает в достижении вершин профессионализма. В количественном и качественном отношении эти факторы многочисленны, многообразны и разновекторны.
В.Л. Романов, создал один из вариантов классификации факторов, тормозящих карьерное продвижение. Выделил, исходя из природы их происхождения четыре группы:
1) физические факторы, которые обусловлены состоянием организма (дефекты органов чувств, речи, низкая работоспособность в связи с болезнью и т.д.);
2) социальные, в число которых входят факторы социальной природы, обусловленные дезорганизацией на различных уровнях социального устройства: политическом, государственном, экономическом и т.д.;
3) идеальные, к которым относятся факторы, порождающие девиации в сферах культуры, нравственности, идеологии;
4) группа психологических факторов, среди которых выделяются связанные с деструкциями в отношениях субъектов карьеры к себе и своему окружению, такие состояния как нерешительность, опасения и иные формы страха, проблемы интеллекта, акцентуация характера неплодотворной ориентации, девиации поведения.
Базовыми структурами теорий личности крупных зарубежных психологов А. Бандуры, Дж. Роттера, Г. Айзенка является совокупность таких личностных факторов, как самоэффективность, локус контроля, мотивация к карьере, эмоциональная стабильность, психотизм.
Карьерное восхождение к более высокому управленческому уровню требует развития ряда способностей, умений и навыков, в частности таких как:
1. Способность использовать более широкий спектр ролевых позиций. А.Н. Волкова отмечает, что «первая отличительная особенность карьерного успеха – многообразие ролей, которые можно достоверно сыграть» [1]. Эта способность определяет и жизненный успех.
2. Умение выстраивать поведение, соответствующее конкретной задаче или ситуации.
3. Настойчивость и последовательность в разрешении задач профессиональной деятельности.
По утверждению А. Бандуры, уровень развития данных способностей напрямую связан со степенью выраженности его самоэффективности в сфере деятельности. Высокую самоэффективность в сфере деятельности можно рассматривать в качестве существенного личностного фактора, обеспечивающего достижение карьерного успеха.
Согласно имеющимся данным, в молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к самовыражению, к достижению успеха. Эти тенденции отчетливо проявляются в осуществлении профессионального самоопределения, в начале самостоятельной профессиональной карьеры (Д.И. Фельдштейн, Е.И. Степанова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Е.Е. Сапогова, Ф. Райс).
Имеются определенные данные о влиянии на становление позиции в отношении успеха и успешности фактора культурной принадлежности обладающей ею субъекта.
Являясь по своей смысловой нагрузке национальной, идея «успеха» в американской культуре получила своеобразное представление, отразившее противоречивый процесс возникновения и утверждения своеобразного типа личности. В силу того, что личность в Америке рассматривалась, прежде всего, как субъект экономической соревновательной деятельности, позитивную оценку получали соответствующие качества (честолюбие, предприимчивость, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплинированность, прилежание, склонность к риску, независимость ума, самостоятельность, практицизм, упорство в достижении цели, расчетливость). В американском менталитете формировалась личность, имеющая жизненную ориентацию на достижения, стимулировались и поощрялись практические усилия и устремления. вероятно поэтому в Америке популярным стал образ «человека, сделавшего самого себя» [2, c. 98].
В России в течение длительного времени насаждалось и демонстрировалось неискреннее безразличие к личному и карьерному успеху. Однако к началу 90-х годов ХХ века из Америки в Россию пришла азартная, всепоглощающая жажда жизненного успеха, универсальные формулы которого содержатся в широко распространенной популярной литературе. По данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного под руководством Б.В. Дубина, среди приоритетных мотивов молодых людей на первых местах оказались: «всегда быть самим собой», «быть счастливым», «не упускать своего», «быть хитрее других», «занять видное положение», «быть богатым». Из этого следует, что новое поколение хочет видеть себя образованным, материально обеспеченным, физически крепким, решительным и т.д. [3].
В характерной для современной России дифференциации понимания успеха и успешности проявилось сочетание действия возрастного фактора его обладателей и социокультурных перемен в обществе. Отечественные исследователи выявили, что подрастающее поколение радикально отличается по своим социально-психологическим характеристикам от предшествующих поколений. Нынешних выпускников интересует не столько получение высшего образования, не престижность или интересность дела, а профессиональные навыки, позволяющие больше получать. Новый менталитет проявляется не только в области отношений, ценностей, но и в реальном поведении.
У нового поколения россиян заметно возросла установка на жизненный и карьерный успех. При этом у современных юношей и девушек со всей очевидностью стала заметной тенденция доминирования прагматической формы развития личности. Этому способствуют все средства массовой информации и вся повседневная действительность. Как отмечает В.Н. Петриевский, в российском обществе одновременно сосуществует «старый тип» личности, у которого принципиально отсутствует потребность самому выбирать жизненные ценности, строить жизненные планы, т.е. имеет место готовность принимать инструкции относительно собственной жизни «сверху», и «новый тип» прагматической, экономически озабоченной личности [4, с. 89].
Таким образом, проблема успеха, успешности является достаточно востребованной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В качестве факторов, способствующих достижению успешности, рассматривались индивидуально-психологические (интеллектуальные и эмоциональные способности, мотивационная сфера) и психотипологические (половой диморфизм, возраст, культурная принадлежность) особенности субъекта.
Являясь высоко генерализованным качеством личности, поведение, ориентированное на успех, проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности личности – социальной, личностно-семейной, профессиональной и т.д. Обладая как общими, так и частными особенностями своего проявления, успешность требует более детального изучения в зависимости от своего предметного содержания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 35-39.
2. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1999.
3. Дубин Б.В. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года / Б.В. Дубин, А.И. Гражданкин, А.В. Толстых // Социология и образование. – Т. 1. Вып. 1. – 2011.
4. Петриевский, В.Н. Психологические особенности личностного самоопределения успешного предпринимателя. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.
5. Советский Энциклопедический словарь. – М.: Советская Энциклопедия, 1980.
6. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., 2002.
Мартынова Сюзанна Кареновна,
учитель музыки МАОУ-СОШ № 20
Мартынова Ника,
студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2339;