Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, итерпретации.

Тезис о независимости психики от сознания (примеры: Гельмгольц: бессознательные умозаключения; сомнамбулические состояния, сновидения, роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов (психиатрическая практика: существования особого мира)).

Психика не ограничивается только состояниями сознания.

Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Случай Анны О. – предположение, что заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания состояла в том, что эти ущемленные аффекты получили ненормальное применение (после воспоминания в гипнотическом состоянии больная получала несколько часов нормальной жизни). Если больная с выражением аффекта в гипнозе вспоминала, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить симптомы болезни (катартический метод лечения).

Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все, тогда надо заставить вспомнить). Таким методом: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность зиждилась на идеи о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно.

Исходные тезисы: независимость психики от сознания (обосновать существование ее и исследовать). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание).

Словарь по психологии:бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с пчихотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).

Основные понятия и направления психоанализа.

 

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения:

  1. динамической,
  2. топической (учение о структуре душевной жизни)
  3. экономической.

С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики – сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознательное имеет свойство переживания.

Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания.

Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики.

Источники о предположении бессознательного: безусловный детерминизм и факты не поддающиеся сознательному контролю имеют причины и их надо объяснить (забывчивость, описки, сновидения и т.д.). Объективные проявления – сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость – открываются сознанию, а причины – нет. Они лежат в бессознательном.

Пути выявления бессознательных причин – анализ объективных проявлений бессознательного (метод свободно всплывающих ассоциаций – требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей).

Но эти объективные данные должны подвергнуться интерпретации, т.к. под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем.

 

Метод толкования сновидений – Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаваться, т.к. они неприемлемы для нас. В снах бессознательное пользуется определенной символикой, которая вполне типична. Сновидения создаются так же как невротические симптомы: они являются компромиссом между требованиями подавленных импульсов и сопротивлением цензурирующей силы (в снах можно исследовать нормальную психическую жизнь здорового человека). Таким образом, психоанализ больше не вспомогательная наука в области психопатологии, он способен и для понимания нормы.

Метод анализа ошибочных действий. Описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны

Содержание и сущность бессознательного.

 

Скрытые тенденции – это желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться. Бессознательное – это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для не имеет значения критерий реальности. В ней отсутствуют противоречия, она существует в форме представлений, не облекаясь в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни: остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой психических переживаний.

Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата. Подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение, чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Т.е. течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствие-страдание.

Динамическая точка зрения. Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: Я, Сверх-Я, Оно. Индивидуум представляется как бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено Я. Здесь собираются все влечения. В окончательном варианте различаются сексуальные влечения – подчиняются принципу удовольствия; инстинкт самосохранения-влечения Я – подчиняется принципу реальности. Те и другие объединялись в группу влечений к жизни. Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению.

Оно – движущая сила поведения, источник энергии, мощное мотивационное начало.

Я – поверхностный слой душевного аппарата. Сознание. Соизмеряет деятельность Оно с принципом реальности.

Сверх-Я направлено против Оно, выражает систему требований Я. Имеет двойное лицо: включает систему идеалов и запреты. Это критическая инстанция, посредник между Я и Оно. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель. Эта часть структуры личности относится к бессознательному.

Общая линия развития человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий. Первая – это аутоэротизм.

 

Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях:

1. Происходит подчинение господству генитальной зоны и возникновение собственно влечения;

2. Выбор объекта составляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление исключительное значение. Объект любви среди близких взрослых. Фрейд развивает теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Формирование комплекса. Вытеснение – образование – Сверх-Я. В Сверх-Я также филогенетическое достояние. Затем латентная стадия. В 13-14 лет – период окончательного выбора объекта. Ребенок берет за образец отца и мать и переносит на другой объект. Это благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации на определенной стадии, регрессия. Эти извращения были названы инфантилизмом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается Я, формируются инстанции Сверх-Я и вытесненного Оно.

Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом окольные, через сублимацию. вСя человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как динамическое их столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом.

Сознательное Я, считавшееся раньше истинным сосредоточением индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольно плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донеся сведения лишь о том, что пропускает цензура. Сознательное – не суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим качествам.

В то же время задача заключается в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. Там где было Оно, должно быть Я.

Широкие аналогии на социальное развитие (культурное развитие и отказ от первобытного опыта).

Единственный критерий достоверности этой теории – психотерапевтическая практика. Большая произвольность в символических толкованиях. Вместо строгой дедукции используются аналогии, метафоры. Все это противоречит объективности и научности. В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 3381;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.