ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ
В то время как на Западе философия, искусство и наука на определенное
время задержались в своем развитии, на Востоке благодаря заслугам арабских
мыслителей происходит их расцвет. Арабы удерживали философские традиции и на
Западе, в частности на Пиренейском полуострове, который частично находился
под их господством. Арабская философия стала связующим звеном между
греческой философией, традиции которой арабы переняли (главным образом через
посредство сирийцев) и сохранили, и последующей ступенью европейской
философии - схоластикой. Поэтому проблематика, которую арабская философия
решала, заметно повлияла на историю западноевропейской философии.
После национального и религиозного объединения арабских кочевых племен
в эпоху пророка Мухаммеда (570-632) небывало укрепилась мощь арабов,
разобщенных ранее непрестанными внутренними конфликтами. Начиная с VII в.
арабы под стягом Ислама подчиняли одну страну за другой, так что в конце
первой трети VII в. Арабский халифат был больше, чем бывшая Римская империя,
и простирался от Туркестана до Испании. Он имел несколько культурных
центров.
Религиозным центром стало место рождения Мухаммеда - храм Кааба в
Мекке. В других частях исламского мира возникают два значительных центра
духовной культуры. На Востоке - Багдад, где халифы поддерживали развитие
науки и искусства, в частности Харун ар-Рашид (786-819), на Западе-испанская
Кордова, крупнейший наряду с Константинополем город тогдашней Европы. В Х в.
мусульманская Испания (расположенная на юге страны) была одной из самых
цветущих стран Западной Европы.
С VIII по XII столетие в арабском мире, на Востоке, а потом и в
западных областях, в частности в Испании, начинается развитие наук. Сначала
развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и
психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника,
медицина. Однако арабы занимались не одной лишь наукой - астрономию у них
сопровождала астрология, химию дополняла алхимия и т. д. Постепенно по
отношению к специальным исследованиям преимущество приобретают
религиозно-философские подходы.
Теологические дискуссии, касавшиеся главным образом сути бога, свойств
его характера (носят ли они позитивный или лишь негативный характер?), а
также отношений человека к богу (происходят добрые или дурные поступки от
предопределенности или от человеческой свободы и т. д.?), начались еще до
знакомства с греческой наукой.
Исламская культура имела, естественно, не только арабское
происхождение. Арабские завоеватели вступили в тесный контакт с культурой
покоренных народов, и, несмотря на религиозную замкнутость арабов,
осуществлялось взаимное смешение культур.
Наиважнейшим духовным источником наряду с исламом была для арабов
греческая наука и философия. Знакомство с ними начиная с VIII в. шло как
через переводы и комментарии исламских ученых, так и через христиан, которые
жили в арабской среде. Эти знания быстро распространялись по всему арабскому
миру. Противоположность между греческим способом мышления и мрачной
простотой религии Корана была сначала такой же резкой, как и отношение
ислама к христианству. Однако потребность обосновать исламскую теологию с
помощью научного аппарата привела к сравнительно быстрому их
взаимопроникновению. Арабско-греческая философия становится звеном,
посредством которого осуществлялась передача большей части наследия
греческой науки и философии; она, в частности, обеспечила более точную
интерпретацию идей Аристотеля.
В мусульманских областях Европы, прежде всего в мавританской Испании,
оседает и много евреев, которые в 155 г. были изгнаны римлянами со своей
родины в Палестине и в чуждой среде сохраняли свое религиозное и этническое
своеобразие. В высших школах мавританской Испании преподавали мусульмане,
евреи и христиане. В огромных книгохранилищах сохранились трактаты всех трех
вероисповеданий, а также переводы и комментарии к греческой философии.
Еврейские филологи и теологи также стремились защитить догматы собственной
религии идеями из греческой философии. Этим они повлияли на христианскую
схоластическую философию.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 966;