ЦИСТЕРЦИАНЕ

Идеи и деятельность как Абеляра, так и шартрской школы вызвали

неприязнь католической церкви. Идеологическим носителем этой неприязни стал

Бернар Клервоский (1091-1153), основатель аббатства в Клерво и главный

представитель цистерцианской школы \ Цистерциане (лат.) - реформированное

ответвление ордена бенедиктинцев. Орден был основан в 1098 г. во Франции и

первоначально ориентировался на культивацию почвы. \. Это был человек

всесторонне образованный, отличавшийся ораторским даром. Он стал душой

религиозного движения, сформированного в XII в. цистерцианами, немилосердно

преследовал ереси, активно выступал за второй крестовый поход.

Главным источником его воззрений были религиозные трактаты. Он

утверждал, что наилучшим и единственным средством философии является общение

с богом. Процесс познания он интерпретировал мистически. Не разум ведет к

богу, но любовь и привязанность человеческой души к нему. Человек, как

сотворение существо, должен знать о своем несовершенстве и огpаниченности,

вести себя перед богом покорно, смиренно. Смирение, покорность - первая

ступень познания, вторая - сочувствие, третья - созерцание, на вершине

познания человек общается с богом, забывает о себе.

Бернар враждебно относился и выступал как против светской науки, так и

против теологии, отвергая их рационализм. Его мистицизм, с одной стороны,

тормозил развитие философии, с другой - провоцировал к ней интерес

исследователей.

Бернар имел несколько последователей, среди которых - Исаак Стелла.

Мистицизм расцветает прежде всего в аббатстве св. Виктора, на окраине

Парижа, где в 1108 г. была основана Гильомом из Шампо философская школа.

ШКОЛА СВ. ВИКТОРА

Главным инициатором синтеза мистики и схоластики был Гуго

Сен-Викторский (1096-1141) и его ученик и последователь Ришар Сен-Викторский

(ум. в 1137). В Сен-Викторской школе культивировался умеренный,

"великодушнейший" мистицизм, который не ограждал себя ни от каких влияний.

Церковь не хотела полностью потерять контакт ни со схоластиками, ни с

носителями свободных искусств, а воинствующий мистицизм Бернара этому

препятствовал.

Активность Сен-Викторской школы сосредоточивалась главным образом в

области теологии, естественно, мистического характера. Согласно Гуго,

который занимался классификацией наук, важнейшей из них являлась теология.

Светские науки он делил на теоретические, практические, механические и

 

логические. Наука либо служит земным интересам, либо приводит к любви к

богу. Существуют три способа познания сущего: первый - мышление, предметом

которого являются внешние вещи, познаваемые чувственно; второй - понятийное

мышление, ведущее к познанию самого себя, т. е. души; третий, высший, способ

состоит в созерцании, в процессе которого происходит интуитивное познание

бога.

В рамках интереса к мистической теологии в Сен-Викторской школе

культивировалась психология познания и актов воли, что выдает влияние

августинианства. Очень медленно сюда проникали некоторые элементы

аристотелизма.

Гуго Сен-Викторский, таким образом, обратил внимание на обойденные

схоластикой интуитивную и интроспективную стороны познания; он принадлежал к

тем мыслителям, которые опирались на внутренние (наследие Августина) и

внешние доказательства (Священное писание) существования бога.

 








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 803;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.