РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ
В период расцвета ранней схоластики культурным центром наряду с Парижем
была философская школа в Шартре. Основал ее в конце Х в. Фульбер, знаток
арабской науки. Постепенно она становится местом, где были воспитаны многие
специалисты, которые черпали из древних источников естественных наук и
математики. Школа приобрела известность своими гуманистическими традициями,
из ее стен вышел ряд энциклопедистов. Школа обеспечивала, в духе тогдашней
системы образования, получение светского образования в виде так называемого
квадривиума, т. е. арифметики, геометрии, астрономии и музыки, и так
называемого тривиума \ Quadrivium (лат. четыре пути) и trivium (лат. три
пути) являлись содержанием семи свободных искусств, которые были частью
высшего образования в Риме. Благодаря Марциаиу Капелле эта система стала
основой средневекового образования на так называемых артистических
факультетах университетов. \, т. е. грамматики, риторики и диалектики.
В шартрской школе впервые в истории средневековой западноевропейской
философии изучались идеи античных атомистов - Демокрита, Эпикура, Лукреция -
в переводах с арабского на латинский язык.
Расцвет шартрской школы приходится на период первой половины XII в. (в
начале этого периода слушателем школы был Абеляр). В разное время школу
возглавляли Бернар из Шартра (ум. в 1130), Жильбер Порретанский (1076-1154),
Теодорик из Шартра (ум. между 1150-1155), Гильом из Конша (ум. в 1154).
Среди видных выпускников школы можно назвать англичанина Иоанна из Солсбери
(ок. 1110-1180), влиятельного церковного деятеля и дипломата, автора
значительных трудов. Его "Поликратикус" трактует об общественной жизни, о
политике; "Металогикус" посвящен теории логики (диалектики) в
аристотелевском смысле.
Шартрская школа черпала из двух главных философских источников: в
метафизике - Платон, в школе был известен его "Тимей" (часть о возникновении
мира), в логике - Аристотель. Эта двоякость порождала споры и несогласия,
что отразилось и в дискуссиях об универсалиях. Образовались два лагеря, в
которых упор делался либо на спиритуалистические и идеалистические элементы
системы Платона, либо на критический и эмпирический дух Аристотеля. У
некоторых представителей школы появилось стремление к сближению этих точек
зрения.
Шартрские ученые были и естествоиспытателями, и гуманитариями, их
объединял единый фронт борьбы против спекулятивной теологии. Философию
природы они соединяли с логикой, причем их единым источником они считали
реальность. Философия должна быть не формальной спекуляцией, но дисциплиной,
которая черпает данные из внешнего мира.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 774;