АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Арабская философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики.
Однако ее развитие происходило иначе. Вначале арабы перенимали у греков
преимущественно идеи Платона и неоплатоников, но постепенно они начали
уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в
частности, метафизические, логические и физические трактаты) внимательно
изучались и комментировались. При этом особый упор делался на метафизику и
формальную логику.
Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он переплетался с
элементами неоплатонизма, поскольку платонизм больше, чем идеи Аристотеля,
отвечал интересам теологии.
Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные
догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со
схоластической философией.
У начал исламской философии стоят два великих мыслителя. Первым из них
является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800 - ок. 870),
современник Эриугены, переводчик и комментатор Аристотеля. Впоследствии,
однако, он отходит от чистого аристотелизма и переходит к неоплатонизму.
Стойким последователем Аристотеля в Х столетии был аль-Фараби (870-950),
который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900-950 гг. Однако он
также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе неоплатоников,
взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности на
отдельные области научных интересов. Картину духовного мира этого периода
дают так называемые "Трактаты чистых братьев" - около пятидесяти сочинений о
религии, философии и естественных науках, написанных представителями секты
"Братья чистоты и искренности", которая возникла в Х столетии и помимо
прочего стремилась к соединению ислама с эллинистической философией. Здесь
также главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога и
возвращается к нему.
По отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество
великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна, на
Западе - Аверроэс.
Авиценна (араб. Ибн Сина, 980-1037) происходил из туркестанской Бухары.
Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был
трактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий основы
логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии
к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел
трактат "Канон медицины".
Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем
христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в
коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего;
материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной
возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог
является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим
условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и
непосредственно богом, но возник постепенно. О параллельности развития
арабской и христианской философии свидетельствует и понимание универсалий.
Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Абеляр, но по времени
раньше. В согласии с другими арабскими философами, он учит, что об
универсалиях можно говорить трояким способом:
- они существуют до единичных вещей в божественном разуме (ante res);
- они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность (in
rebus);
- они существуют после вещей в головах людей как образованные ими
понятия (post res).
Для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими
тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации. Он
является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в себе
элементы философии Аристотеля с религией ислама.
Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке, то королем
арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был
Аверроэс (араб. Ибн Рушд, 1126-1196). Происходил он из испанской Кордовы.
Известен как теолог, юрист, врач математик и прежде всего философ. Является
автором известных комментариев к Аристотелю, которого он считал величайшим
из людей, подлинным философом. Он занимал высокие должности, выполнял важные
государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль-Мансура был
отправлен в изгнание. Его трактаты, которые были отвергнуты исламскими
теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям
По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве
ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из
ничего, как это провозглашает религия.
Аристотелевское истолкование возникновения природы, согласно которому
материя как таковая является не действительностью, а возможностью, что на
нее должна воздействовать форма, чтобы природа возникла, Аверроэс
интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в вечной
материи все формы потенциально содержатся и постепенно в процессе развития
выкристаллизовываются. Концепцию всеобщей градации и иерархии сущего между
богом и человеком он перенял у Авиценны. Такая концепция, естественно была
значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из
ничего, которую проповедовав христианство и иудаизм.
Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс полемизировал
с исламской догматикой. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; при
этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом,
как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа
умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные
чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку.
Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с
индивидуальными чувственными представлениями человека, активный - имеет
характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен. Только общий разум
всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным.
Единичные души (разум индивида) участвуют в нем, содержат его, сам он,
однако, является надличностным и по своей сути подобен божественному разуму.
Это всеобщий активный интеллект земной сферы. Таким образом, Аверроэс
онтологизировал высшую теоретическую способность человеческого духа.
Религиозное представление о бессмертии индивидуальной души
бессмысленно. Высшую нравственную ценность Аверроэс видит в учении, которое
воспитывает человека, чтобы он сам творил добро, а не в том, которое
обусловливает поведение человека ожиданием вознаграждения и наказания на том
свете. Его этика резко контрастирует с учением Мухаммеда, которое, с одной
стороны, в живых красках описывает адские муки, а с другой - обещает
небесные радости и блаженство в виде мягкого ложа, вина и черноволосых
девушек с большими глазами, ожидающие верующих.
Отношение между религией и философией Аверроэс понимал следующим
образом: высшая и чистая правда, которую познает философ, в религии
проявляется в чувственных образах, что может быть полезным для интеллекта
простых, необразованных людей. Религиозные же представления в интерпретации
философов простые люди понимают иначе, что и является содержанием исходного
пункта учения о так называемой двойственной истине, одним из создателей
которого был Аверроэс. Однако полная истина лишь одна - это истина
философская. Смысл теории "двойственной истины" заключался в стремлении
сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки.
Неудивительно, что философия Аверроэса (впрочем, как и философия
Авиценны) была резко осуждена исламской ортодоксией, а его трактаты было
предписано сжечь, что, однако, никоим образом не ослабило их влияния и не
воспрепятствовало их дальнейшему воздействию, как происходило и в других
подобных случаях.
Скептическая мистика. Развитие арабской философии сравнимо с развитием
христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование
религии под влиянием аристотелизма здесь тоже образуется мистическое
направление. Его представителем был интеллектуальный скептик, последователь
суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат. Альгазель, 1059-1111),
современник Ансельма, на поколений старше Бернара из Клерво, имевшего схожие
с аль-Газали взгляды. Главный интерес аль-Газали сосредоточивался на вере,
которую он резко противопоставлял науке и философии. Свой скептический
подход он демонстрировал в трактате "Опровержение философов", против
которого энергично выступал Аверроэс. В этом трактате аль-Газали показывает
вредное для веры влияние аристотелевских воззрении на науку и философию. Он
отверг и принцип причинности, проявляющийся в мире естественным образом.
Огонь не может быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое
ничего не может сделать; пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным
средством, но не причиной. Философия должна способствовать религии.
Ориентация на мистику проходит через все его произведения. В познании,
согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом
и откровение. Самыми худшими заблуждениями философов он считал отрицание
сотворения мира богом, его всемогущества и справедливости, божественного
провидения.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 1569;