ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Еврейская философия в средние века также развивается параллельно с
христианской и исламской, причем и здесь исходными точками являются
неоплатонизм и аристотелизм.
На ее развитие оказали влияние мистические элементы иудейского учения,
которые содержались в весьма неясных, непонятных, полных намеков
энигматических текстах так называемой Каббалы \ Каббала, дословно:
традиция, предание - общее название еврейской мистики и религиозной
философии, которая в XII в. ссылалась на тайную мудрость, содержащуюся в
Священном писании. Содержит мистику чисел и письмен. \ (IX-XII вв.),
дающих аллегорическую интерпретацию Ветхого завета и направленных против
аристотелевского рационализма.
Крупнейшим мыслителем этого течения был Ибн Гебироль (середина XI в.),
которого схоластики считали арабом и называли Авицебронном. Его учение -
теория эманаций - было одним из наиболее последовательных в средние века.
Среди еврейских аристотеликов наиболее .выдающимся был Мозес Маимонид
(евр. Моисей бен Маймун), который родился в 1135 г. вблизи испанской Кордовы
и умер в 1204 г. в Египте. Его учение, как и других еврейских философов,
частично находилось под влиянием каббалистики, которую он пытался соединить
с рационалистической философией Аристотеля. Главное произведение Маймонида
"Путеводитель заблудших" было первоначально написано по-арабски, затем
переведено на еврейский и латынь. Маймонид, как и его исламский современник
Аверроэс, был восторженным почитателем Аристотеля. Он говорил, что, кроме
пророков, никто не подошел к истине так близко, как Аристотель. В своем
обожании Аристотеля ок, однако, не идет так далеко, как Аверроэс (он считал
Аристотеля неограниченным авторитетом лишь в области подлунного мира), но,
несмотря на это, он все-таки вступает в конфликт с ортодоксальными учениями.
Что касается отношения веры и науки, то, по его мнению, результаты обоих
должны быть согласны. Однако там, где возникает противоречие между разумом и
словом Писания, там преимущество имеет разум, который стремится путем
аллегорической интерпретации соединить Писание и разум. В духе древних
элеатов и неоплатоников он утверждает, что истина не множественна, а едина,
сама себя создает, движет и сохраняет.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 975;