ЭРИУГЕНА
В IX столетии неоплатоновские идеи начали распространяться в Западной
Европе. Роль распространителей играли ирландские монастырские школы, которым
были известны тексты греческих "отцов церкви" (в другие страны Западной
Европы греческие тексты еще не проникли). К эмигрантам, которые пришли на
континент и оказали влияние в духе неоплатонизма на западноевропейское
образование, принадлежал Иоанн Скот Эриугена (ок 810-877), учитель при
королевском дворе Карла Голого в Париже. Он был большим ученым своего
времени, знал греческий язык (писал на нем стихи), переводил с латыни. Хотя
он был человеком светским, церковники обращались к нему по вопросам
теологии, прежде всего в большом споре IX столетия по проблеме
предопределения (предистинации). Его главное произведение "О
предопределении" ("De preedestinatione") появилось именно в связи с этим
религиозно этическим спором. Трактат "О разделении природы" ("De divisione
naturae") являлся по преимуществу трудом метафизическим.
Система Эриугены по типу неоплатоновская, по происхождению она
относится к ряду тех, которые были основаны Плотином. Хотя его трудов
Эриугена, непосредственно не знал, но он был знаком с ними через
христианские работы неоплатоников, в частности греческих "отцов
церкви"-Григория Нисского, Псевдо-Дионисия, Максима Исповедника. Обращение к
работам этих авторов было типичным для всей ранней схоластики. Переводами с
греческого Эриугена способствовал распространению на Западе знании об
александрийской философии.
Его называли "первым отцом схоластики", а также "Карлом Великим
схоластической философии". Если Карл Великий в начале средних веков
объединил светскую монархию и церковную иерархию, то Эриугена создал
всеобъемлющую, единую систематическую философскую систему, которая
разрабатывалась последующими поколениями.
Одним из первых он выдвигает тезис, относящийся ко всей схоластике:
подлинная религия является и подлинной философией и наоборот; сомнения,
выдвигаемые против религии, опровергают и философию. Он энергично защищал
тезис о том, что между откровением и разумом нет противоречия. Орудием
разума является диалектика, которую он понимает, подобно Платону, т. е. как
искусство сталкивать противоположные точки зрения в беседе, а затем
преодолевать различия с целью выделить истину. Решающую роль в познании, по
Эриугене, имеют общие понятия. В согласии с Платоном, он принимает
реальность понятий по степени их общности: чем выше степень общности, тем
больше проявляется их объективная реальность и независимость от познающего
человеческого разума. Единичные понятия, наоборот, существуют лишь благодаря
тому, что они относятся к видам, а виды - к роду. Это направление
философской рефлексии в ходе дальнейшего развития средневековой философии
было названо реализмом. Его позднейшее отвержение церковью имело два повода.
Первый повод: Эриугена в целом придавал большое значение разуму; он
становится одним из первых защитников рационализации теологии,
провозглашает, что авторитет основывается на истинности разума, но ни в коем
случае не наоборот. Вторым поводом были пантеистические выводы, которые у
Эриугены заметно проявляются прежде всего в трактате "О разделении природы".
Он отождествляет бога с природой (в абстрактном, но не в эмпирическом
смысле), причем исходит из платоновских формулировок, где бог представляет
начало, середину и конец (временами пантеистические элементы содержались уже
у ареопагитиков).
Процесс развития идет от бога к миру, и, наоборот, возврат всего
существующего к единичному богу раскрывает его характер, который проявляется
в четырех ступенях природы. Первая ступень - природа несотворенная и вместе
с тем творящая, вторая ступень - природа сотворенная и вместе с тем
творящая, третья - природа сотворенная и нетворящая и четвертая
ступень-природа несотворенная и нетворящая. Бог, таким образом, есть начало,
середина и конец всего космоса.
Эриугена говорит о двух путях познания бога. Он, как и Псевдо-Дионисий,
различает позитивную и негативную теологию. В негативной бог понимается как
непознаваемая сущность, теология в лучшем случае лишь определяет, чем бог не
является. Мы можем познать не сущность бога, но лишь его проявления. Бог
выше всех категорий, о нем нельзя сказать, что он субстанция, или материя.
Эриугена продвигает свою негативную теологию дальше, чем остальные
христианские авторы, а его концепция бога отличается от библейского учения.
Учение Эриугены несколько раз объявлялось церковью еретическим. Сначала была
запрещена его трактовка предопределения, позже и трактат "О разделении
природы", который был приговорен к сожжению. Несмотря на это, трактаты
Эриугены были широко известны. Его пантеизм вновь ожил в XII и XIII вв. В
1225 г. произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).
Учение Эриугены оказывало влияние как на ученых (школа в Шартре), так и на
некоторые еретические религиозные движения.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 932;