Опасные опыты Гэмфри Дэви с неизвестными веществами
Гэмфри Дэви (1778—1829) — английский химик, основатель новой науки электрохимии, президент Лондонского королевского общества — испытал на себе терапевтическое действие монооксида углерода СО («угарного газа») и чуть было не погиб. Однажды в лаборатории разбилась склянка с монооксидом диазота N2O, и Дэви почувствовал сильное опьяняющее («веселящее») действие этого газа. Оказалось, что при вдыхании N2O в незначительном количестве он вызывает судорожный смех — отсюда его название «веселящий газ». Одно время среди молодых аристократов стало модным посещать лабораторию Дэви и, слегка подышав газообразным N2O, немного опьянеть от него, разразиться беспричинным смехом, судорожно двигаться и, наконец, заснуть в нелепой позе. При вдыхании большого количества N2O действует наркотически. Случилось так, что перед испытанием монооксида диазота у Дэви разболелся зуб; подышав этим газом, химик с удивлением обнаружил, что боль прошла (правда, вскоре она возвратилась),
Так впервые были открыты анестезирующие (обезболивающие) свойства этого вещества.
Дэви испытал на себе действие водорода Н2 и метана СН4. Первая же порция вдыхаемого метана парализовала мускулы тела, а вторая и третья привели испытателя в бессознательное состояние. Лаборант сумел вовремя закрыть кран, и к Дэви постепенно стало возвращаться сознание. После этого Дэви тяжело болел.
Дэви в 1807 г., пропуская электрический ток через платиновые электроды, погруженные в расплавленный гидроксид калия КОН, обнаружил у катода появление маленьких серебристых капель металлического калия К, которые, вырастая в размерах, загорались и с треском разрывались на более мелкие частицы, разлетающиеся по лаборатории. Не зная характера взаимодействия нового металла с водой, Дэви погрузил тигель со значительным количеством калия в воду. Тотчас раздался взрыв, осколки стекла и капли калия попали ему в лицо. Неосторожность обернулась для Дэви потерей правого глаза и глубокими шрамами на лице.
Гэмфри Дэви родился в маленьком городке Пензансе на юго-западе Англии, о котором старинная поговорка гласила: «Южный ветер приносит туда ливни, а северный — возвращает их». Отец Гэмфри был резчиком по дереву, «не умеющим считать деньги», и поэтому семья его с трудом сводила концы с концами. Мать Гэмфри Грация Миллет была приемной дочерью местного врача Тонкина. В 1794 г. отец Гэмфри Дэви умирает, и Дэви переезжает жить к Тонкину.
В 1807 г. Дэви серьезно заболел. Потом он записал в дневнике: «Выздоравливаю после девятинедельной горячки, весьма опасной и с желчными припадками».
В 1812 г. Дэви в возрасте тридцати четырех лет за научные заслуги был удостоен титула лорда; в этом же году он женится на молодой вдове Джейн Эйприс — дочери богатого купца Чарльза Кэрра, дальнего родственника Вальтера Скотта. В письме к брату Гэмфри писал: «Завтра я женюсь, и предо мною прекрасная перспектива счастья с наиболее привлекательной и интеллектуальной женщиной из всех, которых я когда-либо знал». Джейн была «львицей» эдинбургского светского общества и близкой подругой писательницы Анны-Луизы де Сталь. Она отличалась чрезвычайным честолюбием и любовью к титулам, была горда и заносчива. Ее характер Дэви узнал через два-три года, когда наступил семейный разлад, связанный с обострением его болезни.
В 1820 г. Дэви был избран президентом Лондонского королевского общества.
В 1826 г. Дэви поразил первый апоплексический удар (кровоизлияние в мозг и частичный паралич тела), который надолго приковал его к постели. Джейн в это время подолгу не бывала дома, она предпочитала развлекаться в светском обществе Лондона, окруженная толпой поклонников, и держаться подальше от больного мужа.
М. Фарадей впоследствии писал: «С самого начала союз Дэви и леди Джейн не был счастливым браком. У Дэви самой привлекательной чертой характера была его поразительная привязанность к матери, сестрам и брату... он использовал каждую малейшую возможность посетить их. Дэви очень любил детей... но в браке с леди Джейн детей не было... она абсолютно не была приспособлена к семейной жизни». Дэви любил свою жену и всячески ей потакал, прощая многие грубые выходки. Джейн, воспитанная в пренебрежении к труду, полная аристократических предрассудков, мало помогала «прозаической» работе своего великого мужа: она просто ее не понимала. Эта высокомерная женщина принесла Дэви много горя. Вся ее жизнь состояла из формы, этикета и манер.
Чувствуя близкую развязку, Дэви уходит с поста президента Лондонского королевского общества. В начале 1827 г. он уезжает из Лондона в Европу вместе с братом: леди Джейн не сочла нужным сопровождать больного мужа. В 1829 г. на пути в Англию Дэви поразил второй апоплексический удар, от которого он и умер на пятьдесят первом году жизни в Женеве. Рядом с ним был только его брат. За несколько часов до смерти Дэви получил от жены письмо, в котором она сообщала о своей любви к нему.
Дэви похоронен в Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где покоится прах выдающихся сынов Великобритании.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1796;