ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 28 страница

 
 

«Война территорий касается прежде всего Боснии и Герцеговины — края, где переплетаются границы Сербии и Хорватии и честолюбивые мечты их народов и где эти мечты проникают сквозь века, устремляясь в будущее» (р. 10).

Первой и единственной темой, самостоятельно обозначенной нами в работе с беженцами лагеря, была тема территорий. Мы пытались пред­ставить ее в широком смысле, сознавая то, что она может всколыхнуть глубоко личные переживания членов группы, с которыми нам предстоит работать в течение пяти недель. На занятии с группой молодых людей участники сами решили сообща нарисовать карту Боснии. Эта работа имела для них (так же, как и для большинства беженцев старшего воз­раста) большое значение. Эмоциональный отклик на нее оказался чрез­вычайно высоким.

Карта создавалась вначале в помещении столовой, затем — в худо­жественной студии и наконец снова в столовой. Молодые люди добави­ли изображения своих городов и поселков, после чего дети и взрослые стали писать на карте свои имена и имена своих родственников. В конце концов карта представляла собой яркий ковер, испещренный именами и надписями личного характера (рис. 5.31). Таким образом, она не только служила участникам группы средством для обозначения конкретного материала, но и способствовала объединению членов семей посредством совместной работы. Иногда в процессе коллективного творчества на ли­цах художников были видны слезы. Мы сознавали, какое психотерапев­тическое значение имеет такая работа. Реакции участников были самы­ми разнообразными: одним эта работа позволяла выразить чувство горя, для других являлась способом осознания себя в контексте определенных ценностей, а третьим служила средством передачи своих представлений о пережитой народом утрате и чувства гордости за его историю. Дегума-низирующей реальности войны и вынужденному ощущению себя бежен­цами в процессе этой работы был брошен вызов. Посредством изобрази­тельной работы люди имели возможность заявить о том, что они пред­ставляют собой нечто большее, чем беженцы, вынужденные коротать свои дни в лагере.

 

2. Дома

Изображения домов были одной из самых популярных тем в рисунках беженцев. Наиболее близка эта тема оказалась детям. Дома изобража­лись самыми разными способами: это могли быть рисунки, постройки из разных материалов (о чем уже говорилось выше), устные и письменные рассказы и даже театральные представления. Причем дети продолжали изображать дома как на протяжении всех пяти недель нашего пребыва­ния в лагере, так и после нашего отъезда, и во время нашего второго ви­зита.

Детям, казалось, не требовалось никаких дополнительных стимулов для начала работы. Изобразительное творчество являлось для них гораз­до более, чем речь, удобным и естественным средством самовыражения, позволяющим передать всю сложность их внутреннего мира. Рисунок оказался чрезвычайно богат метафорическим возможностям, и по мере того как образы утрачивали свое буквальное значение, они начинали вмещать в себя все больше смысла и позволяли работать на самых раз­ных уровнях.

Изображения домов могли быть связаны с различными вещами. Они давали возможность повторного переживания драматического опыта, благодаря чему личность могла ощутить свою силу и превосходство над обстоятельствами. Для некоторых детей эти изображения могли быть связаны с попыткой визуализации понесенного ими ущерба, связанного с разрушением их родных домов, — того ущерба, который им было труд­но чем-либо восполнить. Через повторное изображение домов дети мог­ли прийти к примирению с этой утратой. Возможно, что для детей млад­шего возраста это занятие было связано с повторным переживанием психической травмы, которую они не могли преодолеть самостоятельно и нуждались в той или иной психотерапевтической интервенции. Изо­бражения домов являются значимым символом во всех культурах, есте­ственным элементом детских игр. За время пребывания в лагере мы мог­ли убедиться в значимости тем, связанных с собственностью и автор­ством, обретением личного жизненного пространства и утверждением себя в нем, — все они находили отражение в художественных работах наших клиентов. Мы полагаем, что приведенные нами описания являют­ся красноречивым свидетельством той важной роли, которую изобрази­тельное творчество играет в жизни беженцев, позволяя им выразить и осознать свои переживания.

 

ЛАГЕРЬ БЕЖЕНЦЕВ НА ОСТРОВЕ ПРВИК

Првик — маленький остров, расположенный вблизи далматийского побережья Хорватии, в районе города Сибеник. В момент нашего пребы­вания в лагере в нем находилось триста человек: в основном люди пожи­лого и преклонного возраста, а также пятьдесят детей, которые посеща­ли две местные школы и школу в Сибенике. Пятьдесят лет назад населе­ние острова составляло пять тысяч человек, однако в результате двух последних войн (напоминаниями о Второй мировой войне являются, на­пример, бункеры, расположенные на холме вблизи лагеря беженцев) большинство местных жителей переселилось в Хорватию и другие евро­пейские страны, а также в Австралию и США. До недавнего времени ост­ров являлся популярным туристическим курортом, что было трудно себе представить, видя его полупустынным, с двумя маленькими поселками, в которых имелось всего две лавки и немного местных жителей, в основ­ном преклонного возраста. По вечерам можно было видеть, как острови­тяне сидели на лавках возле своих домов. Добраться до «большой зем­ли», так же как и прибыть оттуда, можно было на двух катерах, распи­сание движения которых менялось каждую неделю. Во время нашего пребывания в лагере близость войны местными жителями практически не ощущалась. Они продолжали заниматься привычным для себя де­лом — ловлей осьминогов и сбором олив. Отсутствие туристов и нали­чие лагеря беженцев, располагавшегося в конце маленького поселка, были единственным напоминанием о военных конфликтах в Хорватии и Боснии.

Во время нашего визита на остров с октября по ноябрь 1994 г. погода здесь резко менялась: спокойные ясные дни чередовались с периодами, когда дул сильный ветер и шли проливные дожди.

Корпус, в котором когда-то располагался летний лагерь скаутов, те­перь был предоставлен беженцам. Он находился возле небольшой бух­ты у подножия холма, покрытого соснами, и имел три этажа, на которых могли разместиться семьдесят человек. В центре здания была столовая, комната отдыха, большая кухня, маленький офис и медпункт, на каждом этаже имелись жилые комнаты с двухъярусными кроватями и два туале­та. На весь корпус приходились лишь две душевые комнаты, располо­женные на первом этаже. На территории возле корпуса в летнее время устанавливались столы и развешивалось для просушивания белье. Здесь же был зеленый газон и заасфальтированная площадка с двумя теннис­ными столами.

Лагерь был официально открыт в октябре 1994 г. Когда мы прибыли сюда в конце октября, здесь находилось всего двадцать четыре беженца (девять детей в возрасте от двух до одиннадцати лет, четырехмесячный ребенок, одиннадцать подростков и три женщины). Они начали посту­пать еще в июне 1994 г., после того как здание бывшего лагеря скаутов было переоборудовано канадской организацией, установившей перего­родки в жилых помещениях.

Большинство детей прибыло отдельно от своих родителей, которые либо продолжали оставаться в Боснии, либо погибли во время войны. Первоначально сюда должны были направляться круглые сироты, подвергшиеся психической травматизации. Однако впоследствии сюда стали направляться и дети, потерявшие одного из родителей.

Управление по делам перемещенных лиц и беженцев было в Хорва­тии единственным учреждением, осуществляющим их регистрацию, а лагерь на Првике служил официальным местом, откуда можно было по­давать документы на регистрацию, поэтому для многих людей, утратив­ших свои документы и стремящихся перебраться в другие страны или вернуться в Боснию, он превратился в перевалочный пункт.

Беженцы, как правило, ехали в лагерь неохотно, так как он был рас­положен на острове, а сообщение с большой землей было нерегулярным и весьма сложным. Они не имели никаких средств, кроме небольшого пособия, выплачиваемого раз в три месяца Управлением по делам пере­мещенных лиц и беженцев, а также тех денег, которые они могли зара­ботать пошивом одежды и ее продажей в местном ателье. Кроме того, исламские организации «Идаза» и «Мерхамед» выплачивали беженцам стипендии.

Дети в возрасте от шести до одиннадцати лет посещали местные шко­лы. Подростки же учились в городе Сибеник. Психологическая помощь беженцам оказывалась двумя женщинами. Для Наташи — дипломиро­ванного психолога — и Мари — учительницы, используемой здесь в ка­честве социального работника, — это была их первая работа. Они обе осуществляли ранее психологическую помощь пожилым беженцам, раз­мещенным в лагере города Водицы. Кроме них на Првике трудились во­лонтеры из стран Европы (в частности, Швейцарии), чьей задачей была организация мероприятий социального, творческого характера, созда­ние атмосферы заботы и взаимопомощи, для того чтобы снять пережи­ваемое многими беженцами ощущение одиночества и изоляции. Волон­теры, подбиравшиеся, как правило, из числа студентов, играли важную роль в жизни лагеря, но во время учебных семестров их присутствие ста­новилось менее заметным.

Наша работа была рассчитана на три недели. Она осуществлялась в соответствии с пилотным проектом и предполагала проведение серии художественных сессий. Основной ее задачей являлась демонстрация возможностей краткосрочной арт-терапии в лагере беженцев.

Мы рассчитывали привлечь к занятиям художественным творче­ством всех находящихся здесь беженцев. Работавшие с ними ранее пси­хологи пытались проводить вербальную групповую психотерапию, но тогда возникли проблемы с тем, чтобы в достаточной степени заинтере­совать беженцев и обеспечить регулярность занятий. Кроме того, этими же психологами были организованы групповые занятия танцами и дра­мой, оказавшиеся более успешными, хотя и столь же нерегулярными, как и занятия вербальной психотерапией. Мы планировали организо­вать для беженцев художественные сессии, которые позволили бы реа­лизовать возможности арт-терапевтического подхода. Так же, как и при работе в лагере Храстника, мы собирались участвовать в этих сессиях в качестве фасилитаторов, поддерживая и развивая темы, появляющиеся в процессе изобразительной деятельности участников групп. Так же, как и там, мы пытались обеспечить определенную частоту и продолжитель­ность занятий, однако это оказалось непросто из-за школьного расписа­ния, мешавшего посещению детьми наших занятий в одно и то же время. Мы тем не менее смогли обеспечить ежедневные художественные сес­сии, ориентируясь на существующие условия и ритм жизни беженцев.

В отличие от лагеря Храстника, лагерь на Првике воспринимался большинством проживавших здесь людей временным пристанищем. Как правило, они находились здесь не более пяти месяцев (в некоторых слу­чаях гораздо меньше). Беженцы из лагеря Храстника, прожившие там по два года, уже адаптировались к новым для себя условиям и представля­ли собой оформленное общество. В лагерь на Првике беженцы попадали разными путями: прямо из Боснии, из других лагерей, из близлежащих городов. Люди отличались друг от друга по характеру своих пережива­ний и потребностей. Однако, из-за того, что их было всего двадцать три человека, не считая младенца, мы смогли установить личный контакт со всеми.

Мы хорошо понимали, что психологическая работа с беженцами в этом лагере должна иметь краткосрочный характер и быть сфокусиро­ванной на определенном круге задач. Заранее разработанный нами пи­лотный проект был рассчитан на три недели и не предполагал в дальней­шем новых визитов на остров. В случае необходимости остававшиеся здесь психолог и социальный работник могли обеспечить беженцам не­обходимую психологическую поддержку. Мы использовали лишь те ма­териалы, которые были нам доступны. Занятия проходили в помещении столовой, поэтому перед нами стояла задача создать такую атмосферу, которая располагала бы членов группы к изобразительному творчеству там, где они обычно занимались совсем другим делом. Каждый день про­водилось до пяти художественных сессий. Участники подбирались в группы с учетом возраста: одна группа состояла из самых маленьких де­тей, другая — из школьников, третья — из подростков, четвертая — из взрослых.

Мы предлагали участникам самостоятельно выбирать себе тему для рисования и использовать любые изобразительные материалы. Работа структурировалась с помощью определенных приемов, в частности, путем использования разных материалов, бумаги любого размера или формы.

Дети охотно пользовались предоставленной возможностью творче­ства. На начальном этапе они нередко создавали до десяти рисунков в течение часа. Мы стали давать им бумагу небольшого формата, что спо­собствовало фокусировке на создаваемых образах. Благодаря этому ха­рактер рисунков изменился: они стали включать больше мелких деталей и выполнялись более тщательно. При проведении занятий со взрослыми и подростками мы поначалу пытались организовать их работу, что ока­залось излишне, так как они и без того отнеслись к ней с большим инте­ресом. Они рисовали в любое свободное время, когда у них появлялась этом потребность. В дальнейшем мы перешли на неформальный стиль общения: выдавали изобразительные материалы по просьбе беженцев, после чего они собирались в помещении столовой или шли в свои комна­ты для самостоятельной работы, приходя затем к нам со своими рисун­ками.

Ниже приводится дневник художественных сессий, отражающий то, что происходило в течение трех недель нашей работы в лагере. Дневник позволил нам зафиксировать детали, которые могли бы оказаться упу­щенными при использовании иной формы описания.

Расписание сессий:

• утренние сессии с 10.00 до 12.00;

• дневные сессии с 13.00 до 15.00 (или с 13.00 до 16.00);

• вечерние сессии с 16.00 до 18.00 и с 17.00 до 19.00.

 

День первый

Прибытие на остров, ориентировка, знакомство с условиями жизни и работы. Встречи с волонтерами, беженцами и работающими в лагере психологом Наташей и социальным работником Мари. Мы стремились узнать, как организована жизнь находящихся здесь людей. Отметили характерную для многих из них апатию и плохую организацию жизни. Сотрудники лагеря указали на недостаток инициативы у беженцев. Нам было важно осознать эти моменты для того, чтобы не поддаться царящей здесь летаргии.

День второй

Утро. Встреча с психологом и социальным работником, в ходе кото­рой мы узнали об истории создания лагеря и его нынешних обитателях. Затем состоялась беседа с директором лагеря и его ассистентом; мы при­шли к согласию относительно нашей будущей работы: ее целей, продол­жительности и условий.

День. Занимались переоборудованием одной из спален в арт-тера­певтический кабинет.

Вечер. Провели неформальную художественную сессию с группой детей младшего возраста (2-8 лет) в только что оборудованном кабине­те. Присутствовали: Марио, Мари, Блазенка, Люба, Хикмета, Рефиджа. Дети охотно рисовали, осваивали помещение и разные материалы, при­норавливались к условиям групповой работы в новой для себя обстанов­ке. Тема сессии: знакомство. Дети с интересом отнеслись к заданию и представляли нам себя в рисунках.

Обстановка в лагере. Мы продолжали знакомство с местными усло­виями, вновь отметили царящую апатию и слабую организацию жизни беженцев.

 

День третий

Художественная сессия с детьми. Присутствовали: Марио, Хикмета, Мари, Мирела, Блазенка, Рефиджа. Отметили, что дети пользовались большим количеством красок, быстро создавая один рисунок за другим. Казалось, они испытывали радостное возбуждение из-за того, что в их распоряжении появились изобразительные материалы.

Вечер. Неформальное общение с волонтерами и беженцами.

Важное наблюдение. Обратили внимание на то, что апатии среди беженцев стало меньше.

 

День четвертый

Утро. Поездка в город Сибеник для покупки изобразительных мате­риалов.

День. Художественная сессия с подростками и взрослыми. Тема: зна­комство с изобразительными материалами и техниками. Рисовали и фо­тографировали с помощью «Поляроида». Каждому давалась возмож­ность сфотографировать какой-нибудь предмет в кабинете или за окном.

После перешли к рисованию, стремясь создать либо фрагмент рисунка, либо законченный образ. Присутствовали четырнадцать человек: Злат­ка, Мина (с сыном Иваном), Стефан (волонтер), Эрмин, Эмир, Азра, Адиза, Наташа, Мари, Бобби, Дебра, Кук, Элвис, Горана. Цель занятия: осторожное ознакомление участников группы с основами художествен­ного творчества. Общая атмосфера в группе: изобретательность и вовле­ченность в творческий процесс с длительными периодами молчаливой сосредоточенной работы. Вначале была необходима определенная под­держка с нашей стороны, и мы стремились уделить внимание каждому участнику. Пили кофе, звучала музыка.

Важные наблюдения. Златка долго и сосредоточенно работала. Эр-мин опоздал, заявил, что не хочет рисовать, рассмотрел «Поляроид», но затем положил его. Начал рисовать и создал три рисунка: на одном были изображены какие-то карикатурные персонажи, на втором раскрашен­ная фигура клоуна, на третьем — кот (контурное изображение). Эмир тоже опоздал. Его отношение к работе было противоречивое. «Полярои­дом» сделал очень удачный, яркий снимок стеллажа с материалами. Было видно, что он испытывает от этого гордость. Азра работала весьма осторожно и нарисовала два пейзажа. Элвис взял «Поляроид» и ходил с ним, практически ни с кем не общаясь и не рисуя. Горана после долгих раздумий сфотографировала свою руку с красными, наманикюренными ногтями (позднее оказалось, что этот снимок отражает ее озабоченность своей внешностью, в частности руками, хотя в дальнейшем она часто посещала художественные сессии, эта работа оказалась ее единствен­ным законченным произведением).

Резюме. Мы1 были поражены высоким уровнем творческой активно­сти детей на этом этапе работы, которого было трудно ожидать исходя из ранее проведенного опроса. Мы обратили внимание на заметное сни­жение апатии у участников групповых занятий в этот день. В группе ца­рила атмосфера творческого поиска, изобретательности и высокого ин­тереса к работе.

 

День пятый

Утро. Была организована совместная прогулка по острову.

День. Директор распорядился освободить арт-терапевтический каби­нет и в дальнейшем использовать для проведения художественных сес­сий помещение столовой. Реакция беженцев на это была различна. Не­которые выражали свое возмущение, но большинство подростков, каза­лось, испытывали радость и прилив энергии, помогая нам освобождать ранее занимаемую комнату.

 
 

Вечер. Открытая групповая художественная сессия с участием лю­дей самого разного возраста. Присутствовало большинство беженцев, включая матерей, подростков и детей (рис. 5.41). Тема не задавалась.

Важные наблюдения. В ходе сессии было создано большое количе­ство работ; многие участники просили дать им новые листы бумаги. Рефиджа (мать Хикметы) пыталась давать советы дочери и помогать ей в ходе рисования. Эмма (мать Мари, Марио, Блазенки и Мирелы), как и Деян, изобразивший футбольных игроков, создала свой первый и по­следний рисунок. Дэниел (волонтер) сделал стилизованное изображе­ние острова.

Резюме. Количество рисунков, созданных за одну сессию, оказалось впечатляющим. Участников было трудно оторвать от работы. Мы расце­нили это как проявление «выплескивания» чувств и высокой потребно­сти беженцев в выражении своих переживаний. Атмосфера в ходе сес­сии была «заряженной», ощущалась некоторая озлобленность и неудов­летворенность. Такое состояние многих участников сохранялось и на следующий день, когда имели место проявления негативизма и вызыва­ющего поведения. Мы связали это с напряжением в отношениях между дирекцией лагеря и беженцами. Во время обеденного перерыва директор выступил с речью, в которой выразил свои сожаления по поводу перене­сения занятий в помещение столовой и напомнил о требованиях, касаю­щихся поведения беженцев в лагере. Его слушали молча. На лицах боль­шинства подростков и взрослых было трудно что-либо прочитать.

 

День шестой

Утро. Групповая художественная сессия с участием детей. Присут­ствовали: Марио, Мехмед, Эрмин, Зарина. Многие пришли с опоздани­ем. Эмир тоже участвовал в этом занятии, хотя был старше других детей. Его присутствие, казалось, сплачивало группу. Тема не задавалась. Пре­обладающим мотивом в рисунках оказалось изображение острова (так же, как и в рисунках участников других групп). Было создано около тридцати пяти рисунков. Многие дети оказались под впечатлением рабо­ты Дэниела, нарисовавшего остров, они пытались копировать его рису­нок, внося в него дополнения.

Важные наблюдения. Рефиджа пыталась «исправить» рисунок Хик­меты. Эрмин подшучивал над ней. Она, казалось, стала центром притя­жения других детей.

Резюме. Стремление детей использовать в ходе занятия большое ко­личество бумаги и красок сохранялось и отражало их эмоциональную неудовлетворенность. В работу этой группы по своему желанию включи­лись некоторые подростки.

День. Занятие с участием детей и взрослых. Тема: создание мандалы в круге произвольного размера. Присутствовали: Эмир, Стефан, Азра, Люба, Селвер, Рефиджа и ее дочь Кука. Атмосфера в группе была спо­койной, уровень активности то и дело менялся.

Важные наблюдения. Эмир весь день был погружен в работу, начав рисовать после завтрака и закончив лишь к обеду. Он рисовал воображае­мые пейзажи, а затем стал копировать их с открыток, тщательно выби­рая краски. Рефиджа создала свою первую работу — тщательно прори­сованные цветы в вазе. Когда мы предложили ей повесить свой рисунок на стену (выбор рисунков и их приклеивание к стене скотчем превратил­ся уже в ритуал завершения сессии), на ее лице отразилось замешатель­ство и в то же время удовольствие. Она ответила (через переводчика), что ее рисунок кажется ей нарисованным семилетним мальчиком и пред­ставляет собой плохую имитацию работы Хикметы. Марио и Мари не­сколько раз выходили из помещения, капризничали и мешали другим. Единственным способом их успокоить оказался массаж лица и бровей.

Резюме. Эмир обратил на себя внимание своей увлеченной работой, что шло вразрез с его беспокойным поведением и отсутствием интереса к школьным занятиям. Мы отметили и то, что физический контакт с ма­ленькими детьми — используемый нами обдуманно и с большой осто­рожностью — помогал успокоить их на этой стадии работы.

Вечер. Директор уехал из лагеря после двух дней своего пребывания здесь, в течение которых многие чувствовали себя весьма закрепощен-но. Сразу после его отъезда на столах в столовой появились пустые бу­тылки из-под вина, что было явным вызовом местным правилам, соглас­но которым в лагере не допускалось распитие спиртных напитков. Пси­хическое напряжение, характерное для беженцев и подогреваемое гиперконтролем со стороны администрации, проявилось в инцидентах: мы увидели, например, как обычно тихая и замкнутая Рефиджа бежала за Хикметой и, догнав, стала ее бить. Шестнадцатилетний Элвис пытал­ся взять на себя роль «доброго пастыря»: его комната стала местом для ночных «тусовок», где он развлекал собравшихся музыкой и угощал их кофе. В этот вечер Элвис вышел в коридор и раздавал всем проходящим витамины и бинты.

Резюме. День начался достаточно спокойно, но затем в поведении беженцев стал ощущаться немой протест. К вечеру атмосфера в лагере стала особенно напряженной. При этом нам трудно было определить причину этого напряжения.

День седьмой

Утро. Встреча с Наташей и Мари для обсуждения обстановки в лаге­ре и общих проблем. В процессе разговора мы узнали, что директор при­езжает в лагерь каждые две недели. Его последний приезд и выступле­ние перед беженцами почему-то вызвали у них сильную реакцию. Ната­ша и Мари посетовали на плохую организацию повседневной жизни беженцев. По их мнению, беженцы, ощущая это, вскоре начнут покидать лагерь. В их словах сквозило раздражение, тревога и озабоченность пер­спективой своей работы.

День. Групповая художественная сессия с участием детей младшего возраста. Тема: рисование мандалы. Присутствовали: Мирела, Михана, Блазенка, Мехмед, Зарина.-Хикмета, Ана (санитарка), Мари. Дети были спокойны и сосредоточенны. Повышение атмосферного давления вызва­ло южный ветер с моря. Вскоре он усилился, и море заштормило. Небо покрылось серыми тучами. Несколько беженцев пожаловались на голов­ную боль и угнетенное настроение.

 

День восьмой

Утро. Ездили на катере в Сибеник купить принадлежности для рабо­ты. По возвращении на террасе состоялась неформальная художествен­ная сессия с участием детей младшего возраста. Присутствовали: Мире­ла, Хикмета, Мехмед, Михана, Зарина, Мари, Марио, а также Ана. Тема: рисование и лепка из пластилина.

День. Занятие с детской группой. Тема: работа с глиной. Присутство­вали: Мирела, Хикмета, Мехмед, Михана, Зарина, Мари, Марио. Каж­дый получил глину и доску. Дети с интересом и осторожностью знако­мились с новым для себя материалом, пытались вылепить различные фигуры.

Важные наблюдения. Мари первой начала активно пользоваться во­дой, но покинула занятие, не завершив своей работы. Другие дети, после­довав ее примеру, вскоре переключились на другой вид деятельности, — смешивая глину с большим количеством воды, они стали попросту иг­рать, находя в этом удовольствие.

Резюме. На этом занятии группа работала в определенном ритме, который во многом структурировал действия участников и придал заня­тию терапевтический оттенок. Преждевременный уход Мари, казалось, был закономерен и обусловливался ее предшествующим поведением.

Вечер. Подростки по отдельности подходили к нам и брали изобра­зительные материалы, отправляясь затем с ними в свои комнаты или в столовую (большинство из них показало нам уже созданные работы).

Важные наблюдения. Шторм утих, и выдавшийся спокойным вечер прошел без каких-либо эксцессов.

 

День девятый

Утро. Встреча с Наташей и Мари. Обсуждали их работу, связанные с ней проблемы, способы их решения и т. д., а также ход занятий с учас­тием семей беженцев и отдельные случаи. Был поднят вопрос о необхо­димости супервизорской помощи. Затем состоялось занятие с участием детей, Наташи и Мари. Присутствовали: Мирела, Рефиджа, Михана, Мехмед. Тема: изготовление поздравительных открыток. Присутствова­ли: Азра, Мина и Иван, Хикмета, Мирела, Марио, Мари.

Важные наблюдения. Мари на этот раз осталась до конца занятия и создала законченную работу. Азра нарисовала две поздравительные открытки и была увлечена работой.

Резюме. Маленькие листы картона явились для Мари стабилизиру­ющим фактором и позволили ей сфокусироваться на создании детализи­рованного образа (на последующих занятиях Мари предпочитала пользоваться листами бумаги такого же размера).

Вечер. Совершили организованную прогулку на вершину близлежа­щего холма с участием детей и взрослых. Вечер стоял тихий и безоблач­ный.

 

День десятый

Утро. Художественная сессия с участием маленьких детей. Тема: рас­крашивание найденных предметов. Использовались акриловые краски.

День. Художественная сессия с участием детей старшего возраста. Тема не задавалась.

Важные наблюдения. Группа оказалась неспокойной; между детьми то и дело возникали стычки. Хикмета была не в своей тарелке и нарисо­вала девочку со «счастливым» лицом и красными точками по всему телу.

Затем состоялась еще одна сессия с участием детей старшего возрас­та и подростков. Тема: прогулка и фотографирование. Предполагалось, что каждый сделает снимок окружающей лагерь местности. В начале прогулки участники группы проявили интерес к фотографированию, затем между детьми стали возникать стычки. Обсуждения работ не по­лучилось. Большинство детей и подростков были перевозбуждены. Про­гулка среди скал продолжалась еще некоторое время. На обратном пути Мари и Марио попросили разрешения забраться на небольшую часовню, расположенную на одной из скал. Пытаясь вскарабкаться по скале, Ма­рио упал и повредил колено. Оставшуюся часть пути группа прошла бо­лее спокойно.

Вечер. Подростки продолжали рисовать в неформальной обстановке.

Атмосфера в лагере. В начале занятий атмосфера в группах была довольно напряженной, из-за чего было трудно организовать работу. Утром медсестра, пытаясь развлечь детей, делала им перевязку рук и пальцев. Вечером Эрмин перебинтовал свою руку и наложил шину на палец. У Марио оказалось перебинтовано колено, а у Деяна после того, как он упал с велосипеда, — рука. Хотя появление такого количества повязок в лагере было случайным, оно привлекло к себе внимание.

 

День одиннадцатый

Утро. Встреча с Наташей для обсуждения программы работы на по­следнюю неделю. Затем состоялась художественная сессия с участием детей младшего возраста. Тема: работа с пластилином. Присутствовали: Мирела, Мехмед, Блазенка, Михана. Занятие проводилось на открытом воздухе. Дети пребывали в радостном возбуждении и дружно рисовали.

День. Художественная сессия в помещении с детьми старшего воз­раста. Тема: создание индивидуальных коллажей, во второй половине занятия — совместное групповое рисование. Присутствовали: Мирела, Зарина, Мари, Марио, Хикмета, Мехмед. Занятие началось с потасовок, однако к концу дети успокоились и смогли создать довольно интересную и гармоничную работу.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 510;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.