ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 24 страница

Cox M. Supportive and Interpretative Psychotherapy in Diverse Contexts. Fo­rensic Psychotherapy: Crime, Psychodymanics and the Offender Patient. Cordess С, Cox M. (eds.). Vol. Two: Mainly Practice. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. P. 83-93.

Dolan В., Coid C. Psychopathic and Antisocial Personality Disorders — Treat­ment and Research Issues. London: Gaskell Imprints, Royal College of Psychiatrists, 1993.

Eysenck H., Eysenck S. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire — Revised. London: Hodder & Stoughton, 1991.

Fonagy P., Target M. Personality and Sexual Development, Psychopathology and Offending / / Forensic Psychotherapy: Crime, Psychodynamics and the Offen­der Patient / Cordess С, Cox M. (eds.). Vol. One: Mainly Theory. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. P. 107-116.

Genders E., Player E. Grendon, A Study of a Therapeutic Prison. Oxford: Cla-vendon Press, 1995.

Gilroy A. Our Own Kind of Evidence // Inscape. Vol. 1. № 2. 1996. P. 52-60.

Guidelines for Arts Therapists Working in Prisons, Home Office / Teasdale C. (ed.): HM Prison Service for England & Wales, 1997. Copies available from: 'Arts Therapies Guidelines', Education Service, HM Prison Service, Room 403, Advance House, 15 Wellesley Road, Croydon CRO 2AG.

Innes R. An Art Therapists 'Inside View' / / Forensic Psychotherapy: Crime, Psychodymanics and the Offender Patient / Cordess С, Cox M. (eds.). Vol. Two: Mainly Practice. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. P. 547-553.

Karban B. Working as an Art Therapist in a Regional Secure Unit Art Therapy with Offenders / Liebmann M. (ed.). London: Jessica Kingsley Publishers, 1994. P. 135-164.

Laing J. Art Therapy in Prisons / / Art as Therapy / Dalley T. (ed.). London: Tavistock Publications, 1984. P. 140-151.

Mahoney J. The Organisational Context of Art Therapy / / Art Therapy: A Handbook / Waller D., Gilroy A. (eds.). Buckingham: Open University Press, 1992. P. 49-70.

Peaker A., Vincent J. Arts in Prisons: Towards a Sense of Achievement: Home Office Research & Planning Unit & the Arts Council, December 1990.

Perspectives on Henderson Hospital / Dolan B. (ed.). Sutton, Surrey: Hender­son Hospital, 1996.

Phares E. Rotters Internal — External Locus of Control in Personality. Mor­rison, New Jersey: General Learning Press, 1976.


Ravens J. Ravens Standard Progressive Matrices. Cambridge & London: Uni­versity Printing House & H. K. Lewis, 1958.

Reed J. (Chairman). Review of Health & Social Services for Mentally Disordered Offenders and others requiring similar services. London: Department of Health / Home Office, final and advisory group reports, 1992.

Teasdale C. Art Therapy as a Part of a Group Therapy Programme for Perso­nality Disordered Offenders // Therapeutic Communities Journal. Vol. 18. № 3. Autumn 1997. P. 209-222.

Teasdale C. Creating Change: Art Therapy as Part of a Treatment Service to Counter Criminality / / Prison Service Journal: HM Prison Service for England & Wales. № 99. 1995. P. 6-12.

Teasdale C. Reforming Zeal or Fatal Attraction: Why should art therapists work with violent offenders? / / Inscape. Winter 1995. P. 2-9.

Therapeutic Communities for Offenders / Cullen E., Jones L., Woodward R. (eds.). Chichester: John Wiley & Sons, 1997.

Welldon E. Group Analytic Psychotherapy in an Outpatient Setting / / Foren­sic Psychotherapy: Crime, Psychodymanics and the Offender Patient / Cordess C, Cox M. (eds.). Vol. Two: Mainly Practice. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. P. 63-82.

West A. The Risks of Burnout / / Forensic Psychotherapy: Crime, Psychody­manics and the Offender Patient / Cordess С, Cox M. (eds.). Vol. Two: Mainly Practice. London: Jessica Kingsley Publishers, 1996. P. 209-240.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С БЕЗДОМНЫМИ

Клэр Свенсон

Печатается по изданию: Swainson С. Art Therapy and Homeless People / / Art Therapy in Practice / Liebmann M. (ed.). London: Jessica Kingsley Publishers, 1990. P. 156-172.

Сведения об авторе. Клэр Свенсон — выпускница Художе­ственной академии, диплом арт-терапевта получила в Hertfordshere College of Art and Design, одна из пионеров использования арт-тера­пии в работе с бездомными.

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

В настоящей публикации представлен опыт использования арт-тера­пии в качестве составной части программы по обслуживанию бездомных Бристоля (Великобритания). Статья начинается с общей характеристи­ки проблемы бездомности и краткого описания проекта «Внутренний го­род». Автор делится опытом ведения арт-терапевтической группы, состо­ящей из бездомных и ориентирующейся на их потребности. Статья включает в себя описание работы с тремя группами: одна из них занима­лась в приюте для бездомных мужчин, другая — в приюте для бездом­ных женщин, а третья — в специализированном арт-терапевтическом кабинете. В конце приводится описание работы двух участников группы, между которыми установились дружеские отношения, отразившиеся в их рисунках.

 

ПРОБЛЕМА БЕЗДОМНОСТИ

Бездомный — это тот, кто не имеет крыши над головой. В более ши­роком смысле слова бездомность означает отсутствие у человека надеж­ного, постоянного, принадлежащего ему жилища. Такие люди могут жить в ночлежках или приютах, арендовать «койку и завтрак» (bed & breakfast) в частных домах, либо жить в помещениях, не отвечающих установленным стандартам. К категории бездомных относят иммигран­тов, людей, временно утративших жилье, а также тех, кто проживает в приютах или ночлежках достаточно продолжительное время. Напри­мер, один из моих пациентов прожил в одном и том же приюте пятнад­цать лет, не считая коротких отрезков времени, когда он находился либо в больнице, либо снимал «койку и завтрак».

Некоторые становятся бездомными по своей воле. Существует мно­го причин, приводящих к такой жизни, среди них: распад семьи (обу­словленный, например, раздорами или утратой кормильца), физическое или психическое заболевание, длительное пребывание в каком-либо уч­реждении (например, в детском доме, больнице или тюрьме) и другие. Однако помимо них существуют иные — связанные с изменениями в го­сударственной политике, в частности, сокращение ассигнований на вы­плату пособий. Кроме того, лица моложе восемнадцати лет, ушедшие из дома, не могут рассчитывать на получение финансовой помощи от госу­дарства.

Отсутствие жилья — трагедия для любого человека, особенно для женщин. Среди причин, приводящих женщин к бездомности, можно на­звать избиения и издевательства со стороны родителей или партнера, инцест, беременность, изнасилование и т. д. Многие бездомные женщи­ны имеют разного рода психические расстройства. Некоторые женщины вынуждены жить в приюте по решению суда.

Исследования показывают, что чем дольше человек остается бездом­ным, тем труднее ему найти для себя постоянное место жительства. Без­домность усугубляет его житейские проблемы и создает новые. Бездом­ные лица часто имеют весьма сложную биографию и, сталкиваясь с раз­личными социальными институтами, постепенно опускаются на самое дно жизни. Их проблемы и заболевания чаще всего приобретают затяж­ной характер.

Бездомных различают по типу имеющихся у них психических или личностных расстройств. Можно выделить пять основных категорий:

1) психозы (острые психотические эпизоды, шизофрения и иные па­раноидные психозы);

2) поведенческие нарушения (неадекватное или непонятное для окру­жающих поведение);

3) алкогольная или наркотическая зависимость;

4) органические поражения головного мозга (травма, сосудистая де-менция);

5) познавательные нарушения (нередко отмечаемые при психических заболеваниях);

6) нарушения психики, вызванные бездомностью (Appleton Р., 1989).

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ БЕЗДОМНОСТИ

Общество относится к бездомным весьма негативно и часто считает их бесполезными и даже вредными своими членами. Бездомные люди подвержены стигматизации, оказывающей дегуманизирующее воздей­ствие. Полное отсутствие перспектив трудоустройства и обретения на­дежной крыши над головой вызывает чувство беспомощности и сомне­ния в какой-либо ценности своей личности, приводит к отчаянию, апа­тии и снижению мотиваций. В более долгосрочном плане можно говорить об утрате способности бездомного человека к продуктивным контактам с окружающими, крайне узком круге близких ему людей и даже его полном одиночестве. Он нередко ощущает себя покинутым и изолированным от общества, даже если находится в приюте рядом с себе подобными. Он переживает неверие в свои силы и собственную неспо­собность строить отношения с другими.

Те, кто работает с бездомными, достаточно хорошо чувствуют это и испытывают большие трудности, пытаясь хоть как-то изменить настрое­ние своих клиентов. Персонал учреждений, обслуживающих бездомных лиц, нередко остро ощущает свое бессилие, что ведет к большой текуче­сти кадров. Непостоянство состава работников таких учреждений дела­ет еще более проблематичным для бездомных лиц установление устой­чивых отношений с окружающими.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы бездомности, обще­ство уделяет ей мало внимания. Хотя разнообразные государственные и добровольческие организации заняты решением этой проблемы и их трудно упрекнуть в отсутствии доброй воли, формы работы с бездомны­ми все еще крайне ограничены. В Бристоле, например, существует лишь один специально рассчитанный на бездомных центр дневного пребыва­ния и совсем небольшое количество помещений для их проживания.

 

ПРОЕКТ ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЕЗДОМНЫХ «ВНУТРЕННИЙ ГОРОД»

Этот проект начал действовать с 1987 г. благодаря выделению средств Государственным департаментом здравоохранения и социальной помощи. Деньги предназначались для финансирования работы, которую намеревался проводить местный отдел здравоохранения, не имевший, од­нако, чна это материальных возможностей. Согласно проекту, пер­воочередная помощь должна была оказываться бездомным, имеющим хронические, выраженные психические расстройства. Финансирование проекта было рассчитано на три года, после чего местный отдел здраво­охранения должен был включить расходы на продолжение работы в свой бюджет.

Особую озабоченность вызывает центральная часть Бристоля. Про­веденные исследования и данные клинического анализа свидетельству­ют о том, что жители центра города испытывают наибольшее социальное напряжение и имеют самые высокие показатели заболеваемости. В то же время мероприятия по охране психического здоровья жителей цент­ральных районов проводятся на низком уровне.

Проект «Внутренний город» имел следующие основные задачи:

1) общую оценку социальных и психологических потребностей жите­лей центральных районов;

2) удовлетворение этих потребностей;

3) создание благоприятного микроклимата в коллективах и организа­циях, занимающихся оказанием помощи жителям центральных рай­онов, а также развертывание новых форм помощи;

4) разработку специальной программы для центральных районов Бри­столя (Phillips J., 1988).

Приоритетными в рамках проекта были следующие два направления деятельности:

1) улучшение работы с представителями национальных меньшинств, проводимой в государственных учреждениях здравоохранения;

2) совершенствование услуг, оказываемых бездомным лицам.

Проект предполагал систематическую оценку деятельности персонала, осуществляемую как специальными сотрудниками, так и Государствен­ным департаментом здравоохранения и социальной защиты. К меропри­ятиям в рамках проекта были привлечены многочисленные консультан­ты и наблюдатели. Регулярно оценивалось мнение жителей охваченных проектом районов.

Коллектив сотрудников, работающих в рамках проекта, состоял из двенадцати человек. Их задачей было оказание соответствующей помо­щи людям афро-карибского и азиатского происхождения. Лично я рабо­тала с бездомными. Вместе со мной трудились социальные работники и вспомогательный персонал. Я проводила арт-терапевтические занятия с двумя группами, мне помогали добровольцы из числа жителей централь­ных районов.

В ноябре 1987 г. я участвовала в совместном собрании жителей и участников проекта. Мы обсуждали, в частности, возможность исполь­зования арт-терапевтических методов. Реакция моих собеседников была положительной, хотя какой-либо определенный план сформулирован не был. В январе 1988 г. я организовала арт-терапевтическую группу, в которую вошли бездомные женщины, проживающие в одном из цент­ральных районов. Вскоре после этого ко мне присоединился Питер — социальный работник, предложивший организовать аналогичную груп­пу для мужчин. В течение последующих двух лет моя работа станови­лась все более активной. В настоящее время ее объем достигает 21 часа в неделю.

 

ДОСТОИНСТВА АРТ-ТЕРАПИИ

До начала мероприятий по данному проекту Питер работал соци­альным работником, оказывая бездомным помощь, характерную для пси­хиатрической медицинской сестры. По своему опыту он знал, что мно­гим из его клиентов, включая находящихся в стационарах и посещающих центры дневного пребывания, нравится заниматься художественным творчеством.

Когда дело дошло до воплощения проекта в жизнь, Питер, проведя с бездомными беседы, заявил о том, что среди них, очевидно, имеются те, для кого участие в арт-терапевтической группе может быть полезным. Он, как и некоторые другие участники проекта, видел одно из досто­инств арт-терапии в возможности уделить человеку внимание. Мы все полагали, что занятия в арт-терапевтической группе будут активизиро­вать наших клиентов и способствовать выражению ими своих чувств и мыслей, особенно в случае затруднений в вербальной коммуникации.

Жизнь бездомных трудна не только в материальном отношении. Арт-терапевтические занятия способны помочь им в самом разном: в личном плане, например, благодаря арт-терапии эти люди получают возмож­ность самовыражения в достаточно безопасных для себя условиях, что особенно значимо, если иметь в виду чувство гнева. В приютах агрессив­ное поведение является большой проблемой, а его последствия могут быть весьма серьезными. Кроме того, у бездомных очень высок уровень тревожности. Занимаясь в арт-терапевтической группе, они могут по­чувствовать себя более раскрепощенно. Здесь они могут раскрыть свои творческие возможности и вести себя более естественно и спонтанно. У них формируется больше доверия к себе, повышается самооценка и развивается способность лучшего понимания самих себя.

В социальном плане благодаря арт-терапевтической группе бездом­ные учатся лучше понимать других и ценить их человеческие качества, у них развивается способность к общению и продуктивному взаимодей­ствию. В группе они ощущают поддержку и доверие, причем не только со стороны ведущего, но и других участников.

 

Начало работы

Мы решили начать работу в одном из помещений приюта. Клиентам не надо было делать особых усилий для того, чтобы посещать занятия. Кроме того, еженедельные арт-терапевтические занятия были зримым напоминанием о деятельности группы, что вело к ее сплочению и усвое­нию ее участниками определенной структуры занятий. Бездомные в большинстве случаев ощущают свою жизнь лишенной какой-либо цели. Постоянство занятий, проводимых в одном и том же месте в течение до­статочно длительного времени, становилось важным фактором упорядо­чения их повседневной жизни.

Предстояло преодолеть свойственное бездомным недоверие к любым людям, приходящим «извне». Для тех, кто находился в приюте относи­тельно долго, продолжение занятий в арт-терапевтической группе было важным фактором создания устойчивых, доверительных отношений. Бо­лее трудно было установить контакт с приходящими клиентами. Из-за непродолжительности их участия в групповом процессе у меня нередко возникали сомнения относительно эффективности арт-терапевтических занятий.

Для организации в приюте групповой арт-терапии было необходимо заручиться поддержкой и интересом со стороны работающего здесь пер­сонала. Понимание персоналом задач групповой арт-терапевтической работы очень помогает не только в практическом смысле, но и в плане эмоциональной поддержки участников группы и ее лидера. Персонал в основном никогда раньше не сталкивался с групповой арт-терапией. Для того чтобы дать ему определенное представление о ней, я пригласила работающих здесь специалистов поучаствовать в занятиях наравне с клиентами.

В приюте для женщин это оказалось особенно полезным; персонал даже обратился ко мне с просьбой организовать специальный одноднев­ный семинар-тренинг. Подобная практика доказала свою эффективность и при работе с персоналом, принимающим участие в проекте «Внутрен­ний город». Когда участники проекта имеют возможность заниматься в группе художественным творчеством, они лучше понимают, какое поло­жительное воздействие оно может оказывать на клиентов.

Направлением на групповую арт-терапию занимались специалисты приютов, центров дневного пребывания и государственных служб: цент­ров здоровья, учреждений социальной сферы, больниц и иных организа­ций, вовлеченных в проект «Внутренний город».

В ряде случаев клиенты сами обращались к нам с просьбой включить их в группу, что свидетельствовало об их доверии к нашей работе. Спус­тя год после начала занятий первой арт-терапевтической группы мы уже вели четыре группы на базе приютов. Занятия художественным творче­ством были внедрены в деятельность нескольких дополнительных групп, занимающихся на базе общинных центров и в местах расположения ос­новных служб проекта. В последнем случае у клиентов имелась возмож­ность для более интенсивной арт-терапевтической работы, чем в при­юте.

 

ГРУППА В ПРИЮТЕ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ МУЖЧИН

Приют обслуживается четырьмя работниками и имеет 130 коек. Из него было направлено на арт-терапию больше клиентов, чем из любого другого места. Большая их часть имела психические нарушения.

 

Начало работы

Питер выполнял определенную медико-социальную работу с прожи­вающими в этом приюте бездомными. Мы решили, что будет целесооб­разно проводить арт-терапевтические занятия в часы работы Питера, чтобы он лично мог обсудить направление конкретного клиента на арт-терапию и оказать в случае необходимости дополнительную помощь. В ре­зультате большая часть участников арт-терапевтической группы лично знала Питера.

В феврале 1988 г. мы получили согласие администрации приюта на проведение арт-терапии. Впервые группа собралась в апреле. В начале работы Питер присутствовал на нескольких занятиях; когда же была до­стигнута определенная сплоченность, его место занял ассистент, а в дальнейшем доброволец.

 

Характеристика группы

В эту группу вошли те, кто был направлен специалистами. Подав­ляющее большинство участников имело хронические и достаточно серь­езные психические расстройства. В группу вошли восемь человек — оптимальное количество, при котором мы вместе с ассистентом в ходе занятий могли уделить внимание всем клиентам.

Участники посещали занятия на добровольной основе. Группу мож­но было охарактеризовать как полуоткрытую: определенная часть кли­ентов посещала ее относительно продолжительное время, но всякий раз было от одного до двух участников, посещавших занятия более короткое время (причинами тому могли быть: исключения из приюта, ухудшение психического или соматического состояния, госпитализация и т. д.). За­нятия проводились в вечернее время и продолжались, включая вводную часть и уборку помещения, три часа.

Администрация приюта предоставила нам одно из помещений, ко­торое было оборудовано для групповых занятий. Однако нам пришлось несколько раз переходить из одного помещения в другое, что вызывало определенные проблемы и приводило участников группы в замешатель­ство. Значительную часть времени помещение для занятий использова­лось как кладовая, и время от времени нам приходилось работать, когда в помещении была сложена одежда, матрацы и маргарин. Несмотря на эти проблемы, нам все же удалось создать достаточно дружелюбную, безопасную атмосферу и оснастить помещение необходимыми материа­лами.

Мы с моим ассистентом нередко занимались рисованием. Это помо­гало вовлечь участников группы в работу, особенно когда мы брались за совместный рисунок. Одно из достоинств подобной тактики заключает­ся в том, что мы могли продемонстрировать нашим клиентам способы обращения с изобразительными материалами и то, каким образом про­блемы человека могут отражаться в создаваемых им художественных образах.

 

Арт-терапевтические занятия

Некоторые участники группы приходили на занятия заранее и поджи­дали меня, другие являлись, когда уже шла вводная часть. Я предостав­ляла клиентам возможность самим выложить краски на столы и выбрать ту или иную музыку. Мы обычно начинали занятия с чашки чая или ко­фе. В это время нередко завязывался разговор, в котором выявлялась определенная тема для работы. Время, затрачиваемое участниками на создание художественных работ, сильно варьировалось. Некоторые участ­ники группы быстро создавали рисунок, после чего просто сидели, раз­говаривали или наблюдали за работой товарищей. Другие же рисовали до конца занятия. Я уделяла внимание каждому участнику, предостав­ляя ему возможность рассказать о своем рисунке или поделиться тем, чем он считал нужным.

 

Некоторые достоинства арт-терапевтической работы

Участие клиентов-в подготовке помещения к работе и его уборке, приготовление чая или кофе являлись немаловажным элементами груп­пового процесса. Жизнь в приюте лишила этих людей возможности вы­полнять даже простейшие обязанности, равно как и шанса принимать ответственные решения. Изобразительная работа, несомненно, была та­кой формой деятельности, в которой имелась достаточная свобода выбо­ра, эксперимента и воплощения самых разных идей.

Для многих участников групповые занятия стали первым шагом к сближению с другими людьми. Хотя в приюте мои клиенты жили рядом, они очень редко общались друг с другом и фактически находились в изо­ляции. Это особенно справедливо в отношении тех, кто провел в приюте длительное время и страдал психическими расстройствами. В процессе занятий участники начали проявлять интерес друг к другу, что привело к развитию контактов за пределами группы. Большая часть моих клиен­тов раньше никогда не участвовала в групповой работе. Посещая арт-те-рапевтическую группу, они затем включались в другие формы групповой работы, проводимой в рамках проекта «Внутренний город» и на базе цен­тра дневного пребывания.

 

ГРУППА В ПРИЮТЕ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ ЖЕНЩИН

Этот приют гораздо меньше, чем мужской. Здесь имеются места для одиннадцати человек и еще шесть дополнительных коек. Он является одним из немногих мест в Бристоле, где могут найти себе пристанище бездомные женщины, которые направляются сюда через различные доб­ровольные и государственные организации. Кроме того, некоторые без­домные сами приходят в приют. Лишь небольшой процент женщин за­держивается в этом приюте надолго. Большая их часть переселяется за­тем в более удобное, постоянное жилище. Возраст женщин колеблется от шестнадцати до тридцати лет. В штате приюта четыре социальных ра­ботника и администратор, которые оказывают помощь постояльцам и обеспечивают наблюдение за ними 24 часа в сутки.

Характеристика группы

Арт-терапевтическая группа была сформирована в январе 1988 г. В отличие от мужской, она была открытой для всех проживающих в при­юте женщин и тех, кто жил там ранее. Поэтому количество участников группы было непостоянным. Если женщины, покидая приют, продолжа­ли жить в этом же районе, они имели возможность продолжить посеще­ние занятий, что, очевидно, помогало им адаптироваться к самостоятель­ной жизни.

Занятия проводились на кухне, что ограничивало число участников группы. Оптимальным было присутствие четырех клиентов. Однако с учетом того, что занятие продолжалось три часа, а клиенты могли прихо­дить и уходить, в нем могли принимать участие до восьми человек за один день. Как и мужская группа, женская группа столкнулась с рядом про­блем. По структуре занятия были аналогичны работе мужской группы.

 

Некоторые достоинства арт-терапевтической работы

Возрастной и половой состав группы, а также ее размер обусловили заметные отличия от занятий мужской группы. Тем не менее положи­тельные результаты арт-терапевтической работы были сходными. Очень важным стало достижение свободного выражения чувств и повышение самооценки.

Атмосфера в женском приюте подчас была очень напряженной, поэто­му арт-терапевтическая группа представлялась своеобразным оазисом. Даже в тех случаях, когда в приют прибывала полиция или «скорая по­мощь», группа продолжала работать, что создавало впечатление места с нормальным положением вещей. К сожалению, попытки самоубийства в приюте были нередки, но в арт-терапевтической группе женщины могли выразить свои чувства, связанные с такими попытками, совершенными когда-либо ими самими или теми, кто проживал рядом с ними. Это помога­ло им лучше понять влияние их поступков на окружающих. Когда однажды участницы группы узнали, что одна из ранее проживавших в приюте жен­щин совершила самоубийство, группа стала для них очень важным мес­том, где они могли выразить свое горе, вспомнить о погибшей, облечь свои воспоминания о ней в художественные образы, дать выход чувству гнева.

Очевидно, что возникновение у некоторых участниц ощущения непо­стоянства места и состава группы заметно влияло на их состояние. Это, однако, не преуменьшало ценность групповой работы. Порой она при­обретала интенсивный характер. Кроме того, группа помогала женщи­нам в осознании многих важных вопросов.

 

ГРУППА, СОБИРАВШАЯСЯ ПО СРЕДАМ Начало работы

Хотя арт-терапевтические группы уже работали в нескольких при­ютах, у нас было ощущение того, что проведение арт-терапевтических занятий в иных условиях могло бы быть более продуктивным. Поэтому мы организовали еще одну группу при общинном социальном центре, в котором были заняты три специалиста: главный арт-терапевт, соци­альный работник (Питер) и я. Очень много работы легло на плечи Пите­ра, который должен был собрать группу и организовать ее деятель­ность — он посещал клиентов и убеждал их прийти на занятия, рекла­мировал работу арт-терапевтической группы в соответствующих учреждениях и т. д. Многое из этого было действительно необходимо, и хотя Питер в дальнейшем не был задействован, он продолжал регуляр­но встречаться с арт-терапевтом и со мной для того, чтобы обменяться информацией и обсудить методы работы с нашими клиентами.

В группу направлялись, главным образом, лица афро-карибского и азиатского происхождения, а также бездомные, охваченные проектом «Внутренний город». Первоначально группа состояла преимущественно из бездомных, но постепенно стала включать и иные категории клиен­тов. Социальный центр, на базе которого проводилась работа, заметно влиял на эти изменения в составе группы. Его сотрудники не были впол­не удовлетворены нашей работой, и через некоторое время мы перенес­ли занятия на основную базу проекта. Здесь группе могло быть уделено больше внимания, работа стала более плодотворной и находила поддерж­ку со стороны персонала.

Группа сложилась не сразу. Потребовалось определенное время для того, чтобы создать необходимую атмосферу и наладить отношения со специалистами, работавшими рядом, после чего наши клиенты и мы сами могли чувствовать себя достаточно свободно. Отчасти поэтому группе удалось проработать в одном составе большую часть времени.

 

Характеристика группы

В группу вошли шесть клиентов, с которыми работали я и ассистент. Занятия продолжались два с половиной часа и начинались с обмена впечатлениями за чашкой чая или кофе. Как уже было отмечено при

12-1508

описании мужской группы, на этом этапе занятий нередко обнаружива­ются темы, определяющие содержание последующих художественных работ. Время от времени главный арт-терапевт также предлагал опреде­ленные темы и организовывал изобразительный процесс. Участники группы и ее ведущие обычно рисовали в течение часа, после чего прохо­дило обсуждение. Наше включение в изобразительный процесс было особенно важно в начале, когда в группе присутствовал лишь один чело­век. Это помогало снять определенное напряжение и неудобство, кото­рое он мог испытывать, ощущая себя в центре внимания. Кроме того, наше участие в изобразительной работе предупреждало возникновение ощущения, будто группа разделена на «больных» и «здоровых». Уже то­гда, когда группа занималась в полную силу, я и мой ассистент продол­жали рисовать наравне с клиентами, хотя выносили свои работы на об­суждение гораздо реже.

Так же, как и в работе с группами, занимавшимися в приютах, мы вся­чески поощряли инициативу и ответственность участников, предлагая им самим убирать помещение, вырабатывать определенные правила по­ведения, в частности касающиеся курения. Мы стремились к тому, что­бы участники группы чувствовали себя ответственными за регулярность посещения занятий.

 

ДРУЖБА

Случай, который я хотела бы описать, вряд ли является «типичным». Я не считаю, что вообще можно говорить о каких-либо «типичных при­мерах». Личности наших клиентов неповторимы. Отсутствие жилья — это то общее, что свойственно им всем без исключения. Тем не менее этот случай во многом характеризует особенности группового арт-терапевтического процесса и является примером дружеских отношений, возникших между двумя клиентами из мужского приюта.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 560;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.038 сек.