ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 21 страница
Таким образом, к началу пятого занятия композиция оказалась предельно насыщенной, и что-либо добавить к ней уже было сложно. Хотя далеко не у всех возникло ощущение завершенности работы, участники группы согласились, что следует принять ее, как она есть. При этом некоторые заявили о чувстве сожаления оттого, что полноценного взаимодействия между сторонами так и не произошло. Смысл «пугающих» мужских образов остался непроясненным и, возможно, непонятным даже самим создателям (по крайней мере, никто из мужчин не смог объяснить, зачем им нужно было «сжигать» себя и проливать столько «крови», навешивать на себя столько рогов и черных очков).
Единственным утешением для нескольких участников было признание ими того, что «в жизни именно все так и есть, как на нашей картине» (Александр, Татьяна, Валентина). Александр добавил: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». «Окольцованные» руки, казалось, напоминали о том, что ситуация может и должна быть иной.
Личный ответ участников на эту ситуацию был различен, а опыт совместной работы над темой осознан ими в разной степени: кто-то унес с собой «умудренную грусть», приняв ситуацию, как она есть (Александр, Татьяна), кто-то убеждение, что «так не должно быть», и надежду на возможность иного исхода (Валентина, Николай), а кто-то просто не сформулировал свою позицию; считая, что может быть по-разному и что от него все равно ничего не зависит (Анна, Петр).
Опыт применения техники «драматическая арена» в данной группе позволил сделать некоторые выводы.
1. Несмотря на определенный интерес к работе со стороны участников группы, уровень внутригруппового взаимодействия оказался слишком низок. Это отразилось на композиции, так и оставшейся разделенной пополам (при отдельных попытках преодолеть это разделение). Низкий уровень внутригруппового взаимодействия можно, по-видимому, объяснить, во-первых, характерным для ряда психических заболеваний снижением коммуникативных возможностей и, во-вторых, слишком сильной «закрытостью» ряда больных, не позволившей им откровенно выразить в работе свои чувства. По-видимому, «уровень безопасности» оказался для них недостаточным, чтобы они смогли преодолеть свои защитные тенденции. Данный вывод в целом согласуется с существующим мнением о том, что формы арт-терапевтической работы, предполагающие активное взаимодействие участников, обычно мало пригодны для использования в группе психически больных.
2. Члены группы продемонстрировали разный уровень вовлеченности в. совместную работу, а также различные формы поведения при ее выполнении. Некоторые из них проявили реакции избегания или пассивного компромисса, что свидетельствовало об ограниченности их адаптивных возможностей в конфликтной ситуации. Разный уровень вовлеченности в общую работу можно отчасти объяснить гетерогенным составом группы, в которую вошли пациенты с разной степенью эмоционально-волевых и когнитивных нарушений.
3. Отдельным участникам группы удалось продемонстрировать достаточно конструктивные формы реагирования на конфликтные ситуации, достичь определенного психотерапевтического эффекта, проявившегося в динамике их психического состояния в процессе групповой работы. Так, у Валентины, Александра и Николая и отчасти у Татьяны заметно снизился уровень тревожности. Они смогли осмыслить некоторые особенности и механизмы своего поведения в конфликтной ситуации и найти формы ее конструктивного разрешения. Александр, к примеру, смог интегрировать свой опыт работы над темой, признав закономерными и необходимыми обе позиции — мужскую и женскую, и осознать связи, существующие между его формой участия в арт-терапевтической работе и поведением в реальной жизни. Валентина проявила определенную волю к конструктивному взаимодействию с участниками мужской группы, не состоявшемуся, однако, из-за отсутствия реакции с противоположной стороны. Продуктивной оказалась и позиция Николая, который попытался взять на себя роль лидера, объединив композицию образом «древа жизни».
Таким образом, положительные эффекты работы, отмечаемые у отдельных участников в сочетании с низкой групповой динамикой в целом, позволяют говорить о целесообразности формирования гомогенных групп.
ЛИТЕРАТУРА
Case С, Dalley Т. The Handbook of Art Therapy. London & New York: Tavistock / Routledge, 1992.
Huet V. Challenging Professional Confidence Arts Therapies and Psychiatric Rehabilitation // Inscape. Vol. 2. № 1. 1997.
Liebmann M. Art Therapy for Groups. London: Croom Helm, 1987.
Moloy F. Art, Psychotherapy and Psychiatric Rehabilitation. Arts Psychotherapy and Psychosis / Killick K., Schaverien J. (eds.). London and New York: Routledge, 1997.
Moloy F. Art Therapy and Psychiatric Rehabilitation: Harmonious Partnership or Philosophical Collision? / / Inscape. Summer 1984.
Perkins R., Ditks S. Worlds Apart: Working With Severely Socially Disabled People // Journal of Mental Health. Vol. 1. 1992. P. 3-17.
\
АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
В этой главе представлены формы арт-терапии, реализуемые, главным образом, вне госпитальной сферы и ориентированные не на медицинские, но на психокоррекционные и психопрофилактические задачи. Использование этих форм работы связано с решением проблемы психического здоровья определенных социальных групп (бездомных, безработных, заключенных, людей, прошедших лечение от алкогольной или наркотической зависимости и стремящихся удержаться в состоянии «ремиссии», перемещенных лиц, беженцев и др.). Грань между клиническими и неклиническими (социальными) задачами, конечно же, весьма относительна и порой трудноуловима. Психофизическое и духовное здоровье человека вряд ли можно отделить от «здоровья» среды — социальной, экономической, культурной, политической. Эта среда в значительной мере обусловливает системы медицинского обслуживания и образования, методы социальной работы с населением и, самое главное, те инте-риоризованные ценности и представления, которые становятся движущими факторами человеческого поведения.
Сознавая условность деления на социальные, образовательные и медицинские задачи, составители сборника тем не менее сочли необходимым выделить некоторые статьи в отдельную главу, посвященную использованию арт-терапии в социальной работе. Это было продиктовано необходимостью обозначить социальную сферу в качестве относительно самостоятельной и чрезвычайно важной области арт-терапевтической деятельности, пример которой показывает, насколько серьезную роль может играть тот или иной психотерапевтический метод в жизни общества.
С точки зрения профессиональной социологии, арт-терапия, несомненно, представляет собой яркий образец новой специальности, сформировавшейся за последние полвека. Многие факторы ее развития следует рассматривать в социальной плоскости. Иной «язык», которым арт-терапия, по сути, во многих случаях является, складывался параллельно и в тесной связи с протекающими в обществе культурными метаморфозами и обострявшимися социальными проблемами. На сегодняшний день арт-терапевты являются одной из наиболее прогрессивных и динамичных общественных групп, чутко отзывающихся на такие проблемы и прикладывающих усилия к их разрешению.
Подтверждением этому могут служить все без исключения статьи главы. Так, М. Либманн описывает арт-терапевтическую работу с «условно» осужденными и находящимися под надзором лицами, а К. Тисдейл демонстрирует возможности арт-терапевтического подхода к работе с преступниками, имеющими личностные расстройства и находящимися в специализированном закрытом лечебно-исправительном учреждении. Вряд ли стоит указывать на то, что условия содержания заключенных и методы работы с осужденными в нашей стране пока еще далеки от тех, что описаны этими двумя авторами. Однако и с позиции международных норм прав человека, и с практической точки зрения формы арт-терапевтической работы с данной социальной группой оказываются не столь уж «утопическими», как может показаться на первый взгляд.
В статье К. Свенсон представлен опыт ведения арт-терапевтической группы из числа бездомных, занимающихся на базе приютов и социальных центров. Учитывая то, что бездомных лиц в нашей стране становится все больше, арт-терапевтическую работу с ними вряд ли можно считать далекой от российской действительности «экзотикой».
Прочие публикации посвящены использованию арт-терапии в условиях военных и этнических конфликтов. Д. Байере представительница Ближневосточного культурного и образовательного фонда Канады рассказывает о своей поездке в Израиль. Она делает акцент на поисках общечеловеческих доминант, позволяющих преодолевать культурные и религиозные антагонизмы, и целым рядом примеров демонстрирует, как посредством живой коммуникации с использованием изобразительного искусства людям, пострадавшим в локальных конфликтах, удается возродить в себе надежду и любовь к жизни.
Д. Калманович и Б. Ллойд описывают ход и результаты своей арт-терапевтической деятельности в лагерях беженцев на территории Боснии и Словении. Среди методов работы с жертвами политического преследования и организованного насилия арт-терапия в последнее время привлекает к себе все больше внимания. Многочисленные наблюдения благотворного действия на людей, переживших насилие, спонтанного творчества или художественной работы под руководством соответствующих специалистов свидетельствуют о значительных возможностях арт-терапевтического подхода. Описанные в статье формы арт-терапии сильно
отличаются от традиционных моделей психотерапевтической интеракции: особенностью работы на Балканах явилось проживание участниц проекта непосредственно в лагерях беженцев и использование лишь доступных в местных условиях материальных ресурсов. Такие обстоятельства требовали большой гибкости и оперативности специалистов.
Помимо описанной в данной главе арт-терапевтической помощи правонарушителям, заключенным, бездомным и беженцам существует широкий спектр иных видов арт-терапевтической деятельности в социальной сфере. Сегодня во многих странах арт-терапия довольно хорошо интегрирована в жизнедеятельность местных сообществ и муниципальных общинных центров культурного и социального назначения, которые используют ее в основном в формах открытых студийных или тематически ориентированных групп. Особенности этой практики заключаются в отсутствии «психотерапевтической» направленности работы и отказе, в большинстве случаев, от учета психодинамических представлений. Участие в группе сугубо добровольно и не предполагает подписания психотерапевтического контракта. Основной акцент делается на стимулировании коммуникации участников и развитии их практических навыков, в том числе художественных или декоративно-прикладных. Задачами своей работы такие группы видят преодоление социальной изоляции, освоение адаптивных форм поведения (в частности, в ситуациях конфликта), самовыражение, работу над характерными данному составу участников проблемами, развитие творческих возможностей, личностный «рост» и ряд других.
ИСТОРИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РИСУНКАХ
Мариан Либманн
Статья печатается по изданию: Liebmann М. 'It Just Happened': Looking at Crime'Events / / Art Therapy in Practice / Liebmann M. (ed.)- London: Jessica Kingsley Publishers, 1990. P. 133-155.
Сведения об авторе. Мариан Либманн — педагог, социальный работник, арт-терапевт, использует арт-терапию в общинной работе, деятельности центров дневного пребывания, работе с правонарушителями. Автор книги «Арт-терапия для групповой работы» и составитель ряда сборников, в частности «Арт-терапия в практике».
ВВЕДЕНИЕ
В статье представлена практика использования арт-терапии в работе с находящимися под надзором правонарушителями. Вначале я охарактеризую область работы и людей, с которыми приходилось иметьдело. Затем опишу, каким образом я пришла к использованию изобразительных методов в работе с правонарушителями, и приведу некоторые примеры из личной практики, включающей как индивидуальную, так и групповую арт-терапию. В заключение я изложу некоторые свои соображения относительно дальнейшего развития форм арт-терапевтической работы с правонарушителями.
ПРАВОНАРУШИТЕЛИ И СИСТЕМА НАДЗОРА
Прежде всего важно подчеркнуть, что в реальной жизни правонарушители далеко не всегда соответствуют тому образу, который создан средствами массовой информации; среди них много «обычных» людей — мужчин, женщин, подростков и взрослых (иногда и стариков, но редко), экстравертов и интровертов, людей веселых и добродушных, раздраженных и агрессивных. Они совершают преступления по разным причинам, и подчас очень трудно понять, что же на самом деле подтолкнуло их к криминалу. На эту тему проводились многочисленные социологические исследования. Основным предметом статьи будет разбор тех причин правонарушений, которые коренятся в личности преступника и над которыми он имеет определенную степень контроля.
Британская пенитенциарная система использует разные методы работы с правонарушителями. Лишение свободы является основным из них, однако в последние годы этот метод вызывает в обществе все большую неудовлетворенность из-за высокой стоимости содержания тюрем. Кроме того, опыт свидетельствует: заключение человека под стражу мало способствует изменениям в его поведении и не приводит к его реабилитации.
В случаях нетяжких правонарушений используется система штрафов, а также некоторые новые формы работы с правонарушителями — центры посещений, сочетающие методы физического воспитания, производственные и дискуссионные группы (проводимые, как правило, по субботам) и методы общинной помощи (безвозмездная работа в пользу местных сообществ). При определенных обстоятельствах лишение свободы может быть заменено на «условную» меру наказания.
Надзор используется при необходимости обследовать или оценить социальные обстоятельства преступления, в особенности если это связано с алкоголизмом, разводом, семейными проблемами или нищетой. В этом случае специалисты пытаются разобраться как в особенностях поведения правонарушителя, так и в причинах преступления. С правонарушителями работают социальные работники, которые применяют самые разные подходы в зависимости от обстоятельств. Правонарушители продолжают находиться на свободе и приходить на беседы к следователю (иногда он посещает их дома). Такая работа может иметь разную продолжительность: минимум — шесть месяцев, максимум — три года.
Другой задачей надзора является подготовка специальных отчетов для суда, с тем чтобы способствовать вынесению правильного приговора, учитывающего личные и семейные обстоятельства преступника. Обычно по поводу причин преступления высказываются разные мнения. По закону правонарушитель должен дать согласие на осуществление надзора, однако, учитывая альтернативу — лишение свободы, — люди редко от него отказываются. В период надзора правонарушители находятся под постоянным наблюдением. Многие из них заинтересованы в решении своих проблем с законом и заключают индивидуальные контракты со следствием, в которых, как правило, человек берет на себя обязательства по поиску работы и жилья, решения финансовых проблем, изменения условий жизни и т. д. — таким образом может быть снижен риск повторных нарушений закона. Многие правонарушители обязуются посещать специальные группы (например, по преодолению алкогольной зависимости, работе с гневом, совершенствования навыков вождения, женские группы, группы, состоящие из лиц, совершивших сексуальное насилие, и т. д.). В процессе групповой работы правонарушители смотрят и обсуждают фильмы, осваивают определенные упражнения, анализируют последствия совершенных преступлений и участвуют в других видах деятельности. Некоторые проходят индивидуальные консультации, пытаются осмыслить свои установки и представления о жизни. Очень часто преступление является лишь верхней частью айсберга, в то время как под водой скрываются проблемы, остававшиеся без внимания в течение многих лет. Для правонарушителей, ранее уже пытавшихся изменить свою жизнь к лучшему, надзор является важным периодом.
Надзор осуществляется с помощью разнообразных учреждений и форм работы, включая приюты и центры дневного пребывания, а также описанные выше виды групповых занятий. Некоторые из них посещаются на добровольной основе, другие в административном порядке или по решению суда. Многие специалисты, осуществляющие надзор, имеют подготовку в области общинной работы, психотерапии или, например, скалолазания, что помогает им в общении с правонарушителями.
Большинство центров дневного пребывания для правонарушителей использует разные формы работы, среди которых есть и изобразительное искусство. Это могут быть уроки рисования под руководством педагога-художника либо самостоятельные занятия с рекреационной направленностью. В некоторых центрах дневного пребывания осознают, что занятия изобразительным творчеством могут являться важным инструментом коммуникации и работы с личностью правонарушителя. Поэтому в таких центрах трудятся арт-терапевты.
Использование арт-терапии здесь основано на тех же принципах, что и в работе с другими группами клиентов. Правонарушители могут заниматься арт-терапией как индивидуально, в соответствии с личными программами, так и в группах, использующих определенные темы, значимые для всех участников. В такого рода группах изобразительная деятельность дополняется комментариями, на основе которых затем разворачиваются дискуссии.
При всем разнообразии накопленного опыта арт-терапевтической работы с правонарушителями мне хотелось бы остановиться только на одной технике, особенно интересной и плодотворной на начальных этапах надзора.
ВЗГЛЯД НА ПРАВОНАРУШЕНИЕ
В отношении правонарушителей возбуждается уголовное дело. Для большинства это само по себе является психотравмирующим фактором. Многие правонарушители не понимают, что привело их к преступлению; для них оно является лишь «свершившимся фактом». Даже те из них, кто неоднократно привлекался к суду, порой не осознают, как «все это могло произойти», и воспринимают содеянное ими «результатом случайного стечения обстоятельств», управлять которыми они не в состоянии.
Техника «рассказа в картинках» помогает человеку воссоздать закончившуюся преступлением цепочку обстоятельств и поступков, представить свой взгляд на нее. Это способствует осознанию альтернативных вариантов развития событий, не имевших бы таких тяжелых последствий. Кроме того, становятся очевидными некоторые стереотипы криминогенного поведения, осознать которые очень сложно, если используются лишь вербальные способы коммуникации.
Техника «рассказа в картинках» имеет особую ценность в работе с лицами, затрудняющимися в вербальном описании событий или своих чувств. Многие правонарушители, находящиеся под надзором, знакомы с ней, что позволяет им включиться в работу. Их рисунки могут затем стать предметом обсуждения и глубокого анализа.
Идея использования техники «рассказа в картинках» появилась у меня еще в период моей работы в центре дневного пребывания. Я обратила внимание на то, что многие правонарушители получают удовольствие от занятий рисованием и более склонны выражать себя в рисунках, нежели в словах. Когда я вошла в состав бригады надзора, я решила использовать эту технику в индивидуальной работе. Мне представлялось, что «рассказ в картинках» вряд ли уступает традиционно применяемым в психологическом консультировании методам вербального диалога.
Я начала с того, что спросила одного из клиентов, готов ли он рисовать. Он ответил утвердительно, тогда я, учитывая то, что эта техника была ему уже знакома и не вызывала у него страха, предложила изобразить «историю в картинках». Она позволила получить гораздо больше информации, чем многочисленные беседы с клиентом в течение нескольких месяцев. Поэтому я решила и впредь использовать эту технику. Дальнейший опыт показал, что она дает прекрасную возможность начать обсуждение с клиентом обстоятельств правонарушения.
После назначения надзора несколько занятий, как правило, используются для оценки личности правонарушителя. Обычно из материалов следствия бывает уже многое известно о его проблемах, однако требуется сформировать индивидуальный план работы и выделить приоритетные задачи. Поскольку правонарушение является причиной назначения надзора, оно становится первоочередной темой обсуждения.
Именно на этой стадии я считаю целесообразным использовать изобразительные методы. Если я знаю, что клиент любит рисовать, я говорю ему, что тоже занимаюсь рисованием, и предлагаю вместе попробовать разобраться в обстоятельствах, связанных с преступлением. Если же клиент не может быть увлечен рисованием как процессом, я просто предлагаю ему воспользоваться техникой «рассказа в картинках», чтобы поведать мне о случившемся и о том, как он сам это воспринимает. Некоторые отказываются (обычно по причине страха перед рисованием), и я не принуждаю их. Кроме того, существуют некоторые правонарушения, которые вряд ли целесообразно исследовать с помощью данной техники, — например,повторные преступления.
В начале работы клиент нуждается в помощи — либо из-за неуверенности в своих художественных возможностях, либо из-за того, что ему трудно вспомнить и объяснить случившееся. Создание серии рисунков предполагает диалог между мной и клиентом, направленный на получение как можно большей информации о правонарушении. Я обычно стремлюсь понять точку зрения клиента и воспринять случившееся его глазами.
Когда серия рисунков закончена, мы вместе ее обсуждаем. Это в какой-то мере позволяет клиенту дистанцироваться от обстоятельств преступления и посмотреть на него «новыми глазами». Кроме того, он нередко начинает ощущать себя действующим персонажем, находящимся в центре событий, а не только «жертвой обстоятельств». Это знаменует собой важную веху на пути формирования у клиента ответственности как перед окружающими людьми, так и перед собственным будущим. Приведенные ниже примеры показывают, каким образом я использую этот подход в своей индивидуальной работе с правонарушителями.
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
Обычно первая попытка клиента создать «рассказ в картинках» позволяет обнажить лишь часть обстоятельств преступления. Следующий пример демонстрирует те связанные с правонарушением «белые пятна», которые впоследствии заполняются событиями.
Дон: проблема насилия
Дону было 16 лет, когда он напал на девочку. Он очень стыдился произошедшего и надеялся, что это никогда не повторится. Однако педагоги его школы отмечали склонность юноши к насилию, а мать Дона считала, что ее сын «пошел по стопам отца». (Родители развелись после того, как отец несколько раз избил жену и детей.) Дон посещал специальную школу, с трудом читал и писал, но увлекался рисованием. Он охотно откликнулся на мое предложение использовать рисуночную технику.
Я предложила ему изобразить то, что произошло с ним в школе, в виде серии рисунков. На первом занятии было сделано лишь четыре картинки (рис. 5.1). На них Дон от своего друга узнает, что одна из знакомых смеется над ним. Приятели решают специально уйти с уроков, чтобы подкараулить девочку и «разобраться» с ней. Они поджидают ее у школы в течение всего дня до того времени, когда дети начинают расходиться с уроков. На последнем рисунке показано, как Дон избивает девочку, которая якобы посмеялась над ним.
В этих рисунках, на мой взгляд, очень многое было пропущено, поэтому через неделю я попросила Дона повторить задание, но выполнять его медленнее и отразить больше деталей, особенно касающихся того, что произошло, начиная с третьего рисунка — то есть перед тем, как Дон начал избивать девочку. Я полагала, что подробная детализация помо-
жет Дону осознать некоторые значимые внешние и внутренние факторы, определившие трагический финал.
На рис. 5.2 показана вторая версия «рассказа в картинках». Первый из серии рисунков отражает опознание друзьями девочки. Затем Дон подходит к ней и начинает ей угрожать. После он ее избивает и наконец наносит удар ногой. В этот момент на его лице видна улыбка. По пути домой Дона преследует другая девочка — свидетель произошедшего. Дон начинает испытывать страх и обращается в бегство. Он объяснил мне, что собирался лишь отругать девочку, но когда она сказала ему: «Иди своей дорогой и отвали от меня, жирный ублюдок!» — он потерял над собой контроль и начал ее бить. Я попросила его уточнить детали разговора, произошедшего между ними, и записала все, что он смог вспомнить.
Затем мы использовали эти рисунки как исходный материал для выяснения тех качеств Дона, которые привели его к такому результату. Он смог осознать, что нечто подобное случалось с ним в школе неоднократно, когда он должен был участвовать в «разборках» и попадал в разные неприятные истории. Он знал о недовольстве учителей тем, что всегда просит прощения за свое поведение, но вскоре вновь совершает плохие поступки. Дон сказал, что в нем есть хороший и плохой человек, но он никогда не знает, какой из них одержит верх в той или иной ситуации. Я попросила его нарисовать два рисунка — «хорошего» и «плохого» Дона, и он выполнил мою просьбу с удовольствием.
На следующей неделе мы попытались проанализировать эти рисунки и выявить различия между двумя образами. «Хороший» Дон был словоохотлив и искренен, мог договариваться с людьми и не стремился к главенствующему положению. «Плохой» — любил драться и неизменно участвовал во всех потасовках. Дон снова посмотрел на свой «рассказ в картинках» и попытался определить, была ли у него возможность не избивать девочку. Мы выявили «триггеры», вызывающие его агрессивное поведение, и расположили их на «шкале» его чувств. Две группы «триггеров» оказались особенно значимыми: первая состояла из ситуаций, в которых кто-нибудь называл Дона «жирным» или «ублюдком»; вторая — из ситуаций, в которых кто-нибудь обижал или оскорблял значимых для него людей, особенно друзей, брата или мать. Благодаря этому мы смогли перейти к анализу внутрисемейной ситуации в целом, включая и личность отца.
Таким образом, первая попытка создания Доном «рассказа в картинках» и затем ее вторая версия позволили выявить некоторые существенные темы и более глубоко их проанализировать с учетом личного опыта Дона. Для нас стало очевидно, что проблема заключается не только в особенностях темперамента, но и в специфике ролевого поведения юноши.
Следующий пример демонстрирует сходную модель поведения, проявившуюся, однако, в другой ситуации и связанную с другим видом правонарушения.
Мэк: кража и проблема одиночества
У Мэка отмечалась небольшая задержка развития, а его речь была замедленна. Он дважды попадал в автомобильные аварии (в возрасте 7 и 17 лет), в результате чего получил две не очень сильные черепно-мозговые травмы. Писал Мэк с определенным затруднением. В момент моей работы с ним ему было 24 года; он жил вдвоем с матерью и работал неполный день.
Молодой человек попал под надзор после неудачной попытки украсть бензин. Хотя рисунки Мэка было трудно разобрать, арт-терапия помогла ему воссоздать и проанализировать закончившийся кражей ход событий. Серия рисунков показывает, как Мэк в компании друга отправляется на квартиру к своему брату, а затем на автостоянку — добывать бензин для мотоцикла приятеля. Друг разрезает проволоку ограждения и заставляет Мэка пролезть в образовавшееся отверстие, чтобы позаимствовать бензин в припаркованных машинах. Полиция застает товарищей на месте преступления. Друг спасается бегством, а Мэка арестовывают.
Мы обсудили с Мэком, какими могли быть иные варианты развития событий. Он предположил следующие:
а) вернуться на квартиру брата и не забираться на стоянку;
б) остаться на ночь у брата, если в мотоцикле у друга нет бензина;
в) не идти на поводу у своих чувств, когда друг назвал его «трусли-
вым цыпленком^;
г) сказать другу: «Давай не делать глупостей»;
д) сказать другу: «Делай это сам, если хочешь».
При нашей следующей встрече Мэк признал, что окружающим часто удавалось «заговорить ему зубы» и что его друзья в большинстве своем были плохими людьми. Имея свободное время, он часто испытывал одиночество и подавленное настроение: ему казалось, он никому не интересен. Поэтому Мэк легко попадал на крючок к более «компанейским» товарищам, особенно к тем, которые «делали нечистые дела». Мэк назвал наиболее серьезной своей проблемой поиск и обретение хороших друзей.
Вскоре после этого разговора Мэк решил уйти от матери и начать жить с друзьями. За исключением одного случая, когда друзья пытались «приписать» ему совершенное ими преступление (Мэк был оправдан), он больше не привлекался к суду. В конце срока надзора я спросила его, что изменилось в результате проделанной нами совместной работы, и он ответил: «Теперь я говорю им: делайте сами свое нечистое дело. Я чувствую себя более уверенным в себе. Кроме того, я научился сам находить себе друзей».
Раймонд: семьянин и насильник
Раймонду было 40 лет, когда он был привлечен к суду за то, что в автобусе пытался засунуть свою руку между ног 12-летней девочки. Он совершил аналогичное правонарушение тремя годами раньше и успешно прошел двухлетний надзор. Состоя в счастливом (втором) браке, Раймонд имел двоих детей: пяти и одного года. Первый брак был расторгнут в результате правонарушений Раймонда на сексуальной почве.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 552;