ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 18 страница

• одиночестве и самодостаточности;

• признании собственных слабостей;

• выражении социально неприемлемых чувств и мыслей в атмосфе­ре терпимости и принятия;

• освоении новых форм опыта, а также в соотнесении собственных чувств и мыслей с реальностью;

• признании и понимании другими; а также в том, чтобы быть са­мим собой.

Этот список включает потребности, которые значимы для всех нас в различные моменты жизни. Однако три последних пункта, по-видимому, особо актуальны при длительной групповой работе.

Арт-терапии реабилитационного характера может принадлежать осо­бая роль: она ориентируется на потребности людей и их творческие воз­можности, задает определенные пространственно-временные параметры для психической поддержки и внутренней перестройки человека. В про­цессе такой работы специалист и пациент фокусируются не на симпто­мах, а на здоровых элементах личности последнего. В этом арт-терапия реабилитационного характера отличается от других форм арт-терапии, делающих основной акцент на разрешении проблем. Долгосрочная груп­повая арт-терапевтическая работа опирается прежде всего на внутрен­ний опыт участников и на опыт их повседневной жизни, который стано­вится особым предметом отражения в изобразительной деятельности. Учитывая то, что участники группы зачастую получают другие виды по­мощи, включая и медикаментозное лечение, арт-терапия может рассмат­риваться как альтернативный язык, пригодный для выражения трудно передаваемых словами переживаний. Кроме того, она создает особую ситуацию, в которой больные люди могут увидеть в этих переживаниях смысл и прийти к интеграции своего прошлого и настоящего опыта.

Занятия художественным творчеством в группе позволяют:

• создать условия для регулярных встреч участников;

• объединить людей на основе творчества, а не симптомов болезни или связанных с нею проблем;

• поддержать и развить творческие интересы;

• сформировать определенный «рабочий стереотип»;

• иметь инструмент для выражения чувств и мыслей;

• использовать отличные от вербального общения средства комму­никации;

• создать определенный социальный контекст, позволяющий в об­разном виде раскрыть внутренний опыт человека;

• оценить своеобразие своего взгляда на мир через групповое об­суждение;

• создать предпосылки свободному самовыражению, без страха быть осмеянным или подвергнутым критике.

Атмосфера арт-терапевтической работы имеет принципиальное зна­чение. С одной стороны, она обусловлена тем, что изобразительный про­дукт является зримым, материальным свидетельством переживаний и мыслей участников группы, и в то же время выступает в качестве средства укрепления и развития психотерапевтических отношений клиента и арт-терапевта. Это ни в коей мере не умаляет его ценности. Кроме того, изо­бразительный продукт может являться средством укрепления отношений группы в целом, благодаря отражению в нем совместного опыта участ­ников. В случае необходимости он может отвлечь их внимание от погру­жения в свои индивидуальные мысли и переживания.

С другой стороны, атмосфера арт-терапевтической работы является важным фактором создания у участников группы ощущения безопасно­сти, необходимого для изобразительной деятельности. Художественное творчество — сотворение образа «из ничего» — предполагает опреде­ленный риск,'встречу с неизвестным, а потому требует от участников группы высокой степени взаимного доверия. Автор часто хорошо пони­мает, какие элементы его работы значимы, и избегает их обсуждения. Поэтому пока между участниками группы и арт-терапевтом не будут установлены надежные отношения, фокусировка на социальных аспек­тах деятельности (в частности, использование обратной связи между участниками группы и подчеркивание их достижений) помогает снизить тревогу и внушить уважение к личности участников. Лишь после этого можно ожидать от них большей откровенности (Donnelly М. J., 1984).

В арт-терапевтической работе человек может отвлечься от повсе­дневных проблем, кроме того, ее положительными моментами являются вовлечение участников в творческий процесс и отсутствие жестких культурных норм, касающихся создания художественных образов и спо­собов изобразительной деятельности. Участники, как правило, чувству­ют свою способность в определенной мере контролировать происходя­щее в группе, что приводит к их большей самостоятельности. Пациенты сами решают, посещать им занятия или нет, какие изобразительные ма­териалы использовать, каким образом создавать образ, да и создавать ли его вообще, в какой степени рассказывать свои мысли и чувства и т. д. Люди могут предпочесть работать либо «изнутри», опираясь на свою фантазию, либо ориентироваться на внешние факторы (возможно зани­маться созданием репродукций). В одних случаях создание художе­ственной работы может занять десять минут, в других — десять заня­тий. Таким образом, существует множество решений, которые пациент принимает самостоятельно, и это укрепляет его независимость как в рамках группы, так и за ее пределами.

 

УСЛОВИЯ РАБОТЫ И СОСТАВ ГРУППЫ

Занятия проводились в Gloucester House — специальном лечебно-реабилитационном учреждении, предназначенном для оказания психи­атрической и социальной помощи жителям района. В целях более эф­фективной работы он разделен на три сектора — северный, средний и южный, — соответствующие участкам врачей общего профиля (GP). Gloucester House находится в средней части района. Каждый сектор об­служивается возглавляемой психиатром бригадой специалистов. Наря­ду с медицинскими работниками в бригаду входят социальный работник, четыре общинные психиатрические медицинские сестры, специалист по терапии занятостью и арт-терапевт. Клинические психологи также про­водят соответствующую работу, однако их деятельность осуществляет­ся вне территориальной разбивки на сектора. При Gloucester House име­ется дневной стационар, в который направляются пациенты из разных частей района. Кроме того, в каждом из трех секторов в настоящее вре­мя созданы более мелкие сателлитные дневные стационары, работаю­щие по одному дню в неделю. Арт-терапевтический отдел и отдел по те­рапии занятостью расположены непосредственно в Gloucester House.

Поскольку общинная реабилитационная работа распространяется на район в целом, арт-терапевтические группы формируются из пациентов всех трех секторов. Некоторые из больных занимаются в индивидуаль­ном режиме.

Занятия в разных группах неодинаковы: в одних они происходят ре­гулярно по плану, посещение других имеет менее обязательный харак­тер. Работа всех групп является предметом совместных обсуждений спе­циалистов арт-терапевтического отдела. Наша задача — сделать учас­тие больных в работе арт-терапевтических групп более доступным и учитывающим их потребности. Мы полагаем, что лишь в этом случае наша деятельность может быть эффективной. Все пациенты, посещаю­щие арт-терапевтические группы, являются амбулаторными. Они на­правляются на арт-терапию психиатрами, другими членами бригады спе­циалистов или врачами общего профиля.

Ввиду деления района на сектора в Gloucester House существуют три группы. Они работают в специально оборудованном помещении по два часа вечером по понедельникам и средам, а по пятницам — в утреннее время. В этой статье будет описана работа групп, занимающихся по по­недельникам и пятницам (необходимо оговорить, что двое участников пятничных групп посещали занятия в среду, а трое пациентов из группы, работающей по понедельникам, занимались в пятницу). В группах, о кото­рых пойдет речь, по семь человек (из них только одна женщина — в груп­пе, занимающейся по пятницам). Максимально допустимое число людей в каждой группе — восемь человек. Даже при минимальной посещаемо­сти на занятиях присутствовало не менее четырех участников. Обычно же их было пять-шесть человек.

Участники распределились по группам следующим образом:

а) вечерняя группа (понедельник) — Бен, Ким, Энтони, Ричард, Пат-,
рик, Грегори, Дэвид;

б) утренняя группа (пятница) — Кевин, Майкл, Энтони, Ричард, Пат-
рик, Сьюзен, Саймон.

Трое пациентов на момент описываемых событий были женаты; остальные никогда не состояли в браке. Возрастной диапазон от 24 до 65 лет. Ким (47 лет), Дэвид (31 год) и Сьюзен (36 лет) проживают в при­юте, куда были помещены спустя примерно два года после выписки из. психиатрической больницы, где находились длительное время. При улуч­шении состояния пациенты могут переходить из приюта в специальные дома, предназначенные для группового проживания, там им предостав­лена большая самостоятельность.

Энтони 42 года, и он живет в таком доме. Бен снимает комнату. Ри­чарду — 34, Майклу — 35, Саймону — 55 лет. Они все женаты и живут в отдельных квартирах со своими супругами.

Патрику 24 года, а Грегори — 36 лет, они живут с родителями. Кеви­ну — 39, ему недавно предоставлена муниципальная квартира, в кото­рой он живет самостоятельно.

Все пациенты за единичным исключением перенесли от одного до не­скольких приступов психического заболевания, по поводу которых и были помещены в психиатрическую больницу. Исключение составил Саймон, направленный на арт-терапию врачом общего профиля: после травмы он был частично парализован и у него возникли нарушения речи) и депрессия. Характер имеющихся у него нарушений во многом отличен от нарушений других участников группы. Однако, как и все они, он на длительное время утратил трудоспособность. При всем отличии Саймо­на от других, его присутствие в группе сказывалось на них благотворно. Саймон сблизился с Майклом и особенно с Ричардом, который, как и Саймон, был склонен к депрессивным переживаниям и имел нарушения, речи.

Патрик, включенный в группу сравнительно недавно, единственный из всех имел работу — на почте и был занят неполный день. До недавне­го времени он работал шофером в рамках общинной программы, однако по ее завершении никак не мог трудоустроиться. Энтони, Ричард, Бен и Грегори в течение нескольких лет до прихода ко мне посещали арт-тера-і певтические группы.

Хотя пациенты занимаются в коллективе, они остаются личностями. Это может показаться банальной истиной, которой, однако, трудно пре­небречь. Укрепление чувства собственного достоинства каждого участ­ника является важнейшей задачей нашей работы.

 

ОСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Арт-терапевтическая работа, как всякая форма психотерапии, осно­вана на установлении устойчивых отношений между клиентом и арт-те­рапевтом, преследующими общие цели. Считается, что пациенты, стра­дающие хроническими психическими заболеваниями, мало подходят для психотерапии из-за их неспособности установить тесные доверительные отношения с психотерапевтом.

Основанный на доверии психотерапевтический процесс обычно пред­полагает активный вербальный контакт, ведущий к осознанию клиентом своих переживаний и их интеграции. Очевидной сложностью в работе с хроническими больными является создание условий, предопределя­ющих развитие психотерапевтических отношений. Таким больным обыч­но требуется для этого слишком много времени, из-за чего возникают сомнения в целесообразности психотерапевтической работы с ними (Donnelly М. J., 1988). Поэтому предпочтение отдается некоторым спе­цифическим формам работы, например арт-терапии.

В работе с названной категорией пациентов я считаю наиболее при­емлемыми следующие положения. Первое — отказ от четкого обозначе­ния целей работы (Donnelly М. J., 1988). Он отнюдь не означает, что арт-терапевт равнодушен к происходящему в группе или не проявляет актив­ности. Такой подход предполагает создание атмосферы, в которой могут быть установлены отношения с участниками группы. Сроки работы не оговариваются, и группа ориентируется на деятельность «в настоящем времени». Это позволяет продолжать занятия, не предъявляя к участни­кам завышенных требований. Время занятий может быть использовано прежде всего для лучшего знакомства участников друг с другом и укреп­ления их взаимопонимания. Данный подход неадекватен: арт-терапевт отказывается от роли безусловного авторитета, то есть того, кто все зна­ет и являет собой образец здоровья и компетентности.

Другое весьма ценное представление связано с предыдущим и осно­вано на «активном ничего-не-делании» (Donnelly М. J., 1988). Оно также предполагает отказ арт-терапевта от завоевания инициативы, жестокой организации рабочего процесса, формулировки идей с помощью участни­ков группы. Психотерапевтические отношения формируются на основе взаимного интереса и обоюдной инициативы, что особенно значимо при длительной работе (Greenwood Н., Layton G., 1987). Эти принципы долж­ны не декларироваться, а проявляться в реальном поведении. Я, напри­мер, на групповых занятиях стремлюсь к атмосфере дружелюбия, равно­правия, независимости и взаимного доверия, в которой члены группы могут обмениваться своим опытом посредством создания художествен­ных работ.

Многие участники моих групп стали друзьями. Иногда пациент име­ет друзей только в группе. Обычно группа становится тем местом, где люди шутят и порой делают язвительные замечания, — что может отра­жать защитные тенденции или стремление к завоеванию лидерства. В та­кой атмосфере группа сама формирует «нормы» поведения ее участни­ков. Мне неоднократно приходилось быть свидетелем высокой взаимной терпимости, чуткости и внимания пациентов друг к другу, когда они ин­туитивно пытались определить для себя допустимую меру «открытости» в выражении своих мыслей и чувств. Нередки и довольно сложные мо­менты, в которые неясно, какой стиль поведения оптимален для конкрет­ного участника группы, каков человек на самом деле, каковы его возмож­ности.

Каждый участник имеет свои собственные представления о соци­альных нормах в группе, «правильном» и «неправильном», «допустимом» и «недопустимом». Нередко арт-терапевтические занятия становятся местом для1 выхода весьма сильных переживаний: отчаяния, агрессии, паранойяльной подозрительности и т. д. Хотя они не всегда подвергают­ся анализу, участники группы нуждаются в том, чтобы их переживания были приняты окружающими.

В целях лучшей ассимиляции переживаний участников и осознания происходящего групповая динамика не должна быть высокой. Необходи­мо помнить, что пациенты имеют довольно серьезные повседневные про­блемы, поэтому их не следует «перегружать» на занятиях. Низкая груп-, повая динамика позволяет снизить тревожность и обеспечивает лучшую посещаемость, особенно если члены группы отличаются повышенной ранимостью и неустойчивой идентичностью.

Трудности в работе с некоторыми пациентами, как правило, становят-' ся очевидны уже на первых занятиях и могут вновь проявляться впослед-j ствии. «Групповая культура» помогает учитывать потребности участии-; ков, особенно в начале работы, когда в группу приходят новые люди, пьь тающиеся адаптироваться к сложившейся обстановке. Это побуждает пациентов к установлению прямых контактов друг с другом, минуя арт-! терапевта и сотрудников психиатрического учреждения. Ни арт-тера­певт, ни сотрудники не должны навязывать пациентам правил поведе­ния. По возможности следует минимизировать любые внешние должен­ствования, дабы предупредить негативные переживания. Необходимо укреплять в пациентах чувство ответственности за свои поступки и по­буждать их отстаивать перед своими родственниками собственное пра­во на самостоятельную жизнь.

Как я уже указывала, группа обеспечивает поддержку участников и способствует их сплочению. Одной из важнейших задач моей работы является создание безопасного пространства с четкими временными гра­ницами, что достигается, в частности, проведением занятий в определен­ные дни и часы. Я готовлюсь к каждому занятию на самых разных уров­нях: размышляю над складывающейся в группе атмосферой и, по-просто­му, проверяю, политы ли цветы и чисты ли столы. Помещение готовится заранее; соответствующим образом располагаются материалы и начатые на предыдущих занятиях работы. Незадолго до занятия включается му­зыка и готовится все необходимое, чтобы участники могли сделать себе чай или кофе. Эти вещи могут показаться банальными, однако они необ­ходимы для того, чтобы пациенты почувствовали: помещение подготов­лено к их приходу. Только так они смогут ощутить, что о них заботятся.

Следует учитывать то, что некоторые участники стремятся занять больше места, чем другие. Каждый создает свою работу, находясь в об­щем пространстве. Помещение должно предполагать определенную воз­можность выбора, чтобы участники чувствовали себя комфортно: кому-то, например, хочется занять место на периферии. Расположение участ­ников в пространстве также влияет на возможность их вербальной коммуникации. Одним из элементов групповой культуры является допу­стимость молчаливого присутствия на занятиях и даже неучастия в изобразительной деятельности. В то же время отдельные пациенты мо­гут быть иногда очень разговорчивы. Тогда арт-терапевт должен стре­миться к тому, чтобы они не мешали остальной группе.

Художественное творчество является способом бытия. Когда грани­цы «Я» размыты или хрупки, участие в изобразительной деятельности может рассматриваться как форма упорядочивания опыта, способствую­щая укреплению идентичности. В этом смысле арт-терапия чрезвычай­но ценна для тех, чье «Я» повреждено или дезинтегрировано. Ее лечеб­ное воздействие обусловлено опирающимся на психотерапевтические отношения достижением целостности посредством воображения и сим­волической функции сознания.

Длительная групповая арт-терапевтическая работа является альтерна­тивным, дополнительным средством поддержки больных. Для некоторых из них она может быть одной из немногих возможностей контакта с представителями соответствующих служб, если не считать визитов к врачу за лекарствами. Однако в практике общинной, амбулаторной ра­боты больные чаще получают лекарства через врача общего профиля. Арт-терапевт может наблюдать за изменениями в настроении и поведе­нии пациентов, за эффектами лечения, отражающимися в изобразитель­ной продукции, которая нередко оказывается чутким индикатором про­исходящих или грядущих изменений. Таким образом, арт-терапевт мо­жет помогать в предупреждении тех или иных осложнений в течении заболевания, сообщая о наблюдаемых изменениях другим членам брига­ды специалистов. Он обращает внимание на то, что изображает тот или иной участник группы, какое настроение преобладает в его художе­ственных работах, каковы пространственные особенности рисунка и тип используемых материалов, каким образом он их применяет.

Как я уже отмечала, богатые возможности для выбора, имеющиеся в арт-терапии, способствуют проявлению у пациентов инициативы, разви­тию практических навыков и умения контролировать ситуацию — все это помогает социальной адаптации и удерживает пациентов от «ухода в болезнь».

Приведенные ниже работы выполнены участниками арт-терапевти­ческих групп и отражают особенности их внутреннего мира. Однако сле­дует подчеркнуть, что эти работы рассматриваются мной вне контекста арт-терапевтического процесса. Некоторые пациенты трудятся над од­ним образом длительное время, демонстрируя при этом большое упор­ство, самодисциплину и целеустремленность. Майкл, например, работал над рисунком, который он назвал «Вулкан» (рис. 4.1), в течение 11 заня­тий. На восьмом занятии, после изображения вулкана, он нарисовал себя, идущего по дороге у его подножия, «вне опасности, на твердом пути». Он с трудом сдерживался от агрессивных проявлений и опасался осложнений конфликтов с окружающими. Диагноз шизофрения был ему поставлен в возрасте 22-х лет.

Он испытывал неудовлетворенность в общении и к моменту занятий состоял уже в третьем браке, жаловался на затруднения в концентрации внимания и неспособность завершить начатое дело.

Закончив свой рисунок, он заявил, что испытывает в результате ра­боты «чувство освобождения»: ему удалось выразить свой гнев и неудов­летворенность, обретя над ними определенную степень контроля. Ему понравилось и то, как он справился с задачей создания композиции.

Кевин нарисовал остров, открывающийся взору с крутого берега (рис. 4.2). Кевин потратил на создание этого рисунка примерно столько

же времени, что и Майкл. Ему стоило больших усилий получить нужные оттенки красок — он то и дело пробовал их на отдельном листе. Его изобразительная манера свидетельствует о недостаточной уверенности и спонтанности, характерных для него опасениях не справиться с про­блемами повседневной жизни и ипохондрических переживаниях. Образ является красноречивым отражением его одиночества и трудностей в об­щении. Кевин пояснил, что если бы его попросили нарисовать на этом листе себя, он поместил бы себя на острове. Он признался, что испытал чувство удовлетворения от работы. На его следующем рисунке на перед­нем плане были изображены две человеческие фигуры, что, по-видимо­му, можно рассматривать как свидетельство готовности к контакту с участниками группы.

Некоторые пациенты могли создать один, два или даже три рисунка в течение одного занятия, четко организуя свое время. Так обычно случа­лось с Ричардом. Он происходит из большой дружной семьи. Его род­ственники возлагали на него большие надежды. Поступив в университет в 17 лет, он держался обособленно от сверстников и учился далеко не так успешно, как ожидали его родные. Ему не удалось получить диплом.


В возрасте 22-х лет он заболел и вскоре был помещен в психиатрическую больницу.

В тот период у него отмечались непроизвольные движения челюсти и нарушения речи (внезапная, словно «насильственная» ее остановка). С тех пор у него начала расти неприязнь к отцу и брату, стали возникать «наплывы» «злых мыслей». Ричард регулярно посещал занятия в течение четырех лет. На рис. 4.3 и 4.4 представлены его работы.

Рис. 4.3 отражает переживания «пребывания в ловушке обстоятельств» и может рассматриваться как свидетельство подавляемых агрессивных чувств.

На рис. 4.4 Ричард изобразил себя — «несчастного человека», стре­мящегося «спрятаться от других». В то же время он заявил, что «все мы именно так и живем», по-видимому полагая, что другие чувствуют себя так же, как он.

Некоторые участники группы могли за несколько секунд или минут изобразить то, как они чувствуют себя в данный момент, — например, Энтони. Он несколько раз лечился в психиатрической больнице в тече­ние последних двадцати лет. Энтони был постоянно озабочен своими




отношениями с лицами противоположного пола, состоянием своего здо­ровья и проявлениями предполагаемых соматических заболеваний.

Он жаловался на ощущение «пульсации в голове» и то, что окружаю­щие могут «читать его мысли». Его отец был профессиональным худож­ником, и Энтони, имея дома необходимые принадлежности, нередко сравнивал себя с ним. Рис. 4.5 отражает присущую ему манеру изобра­жения. Хотя этот рисунок завершен, он довольно прост по исполнению. Энтони не исправил ни одной линии, опасаясь вносить в рисунок изме­нения, что, по-видимому, отражает снижение критических способностей и страх эксперимента. Энтони нередко рисовал пейзажи, имевшие для него определенный «магический оттенок». Таковы, например, созданные им изображения Стоунхенджа и святилища Тора в Гластонбери. Для Энтони это «целебные» места. В то же время его пейзажи отражают пе­реживания, характерные периоду начала психического заболевания, — наиболее драматического времени в его жизни.

На рис. 4.5 представлена композиция, названная им «Чучело». Энто­ни пояснил, что чучело «уравновешивает пейзаж». Этот рисунок можно рассматривать как своеобразный автопортрет, где и пустынное поле, и дерево со сломанными ветвями глубоко символичны.


Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами 263

Случалось, Энтони ничего не хотел рисовать несколько занятий под­ряд. В эти периоды ему требовалась определенная помощь. Он просто сидел, рассматривая свои ранее выполненные рисунки или иллюстрации в книгах. Хотя изобразительная деятельность участников группы чрез­вычайно важна, даже «бездеятельное» пребывание в группе имеет нема­лое значение.

Иногда пациент может отрицать связь изобразительной работы со своим состоянием —'явное свидетельство определенных переживаний, например, тревоги, испытываемой им в группе. Необходимо анализиро­вать такие случаи, поскольку это помогает установить контакт с пациен­том и упорядочить его внутренний мир. Иногда нежелание видеть связь рисунка со своим состоянием может указывать на трудности в раскры­тии пациентом своих чувств и мыслей. Одним из достоинств художе­ственной работы является то, что она позволяет выражать «невысказы-ваемое», делая его зримым и приемлемым для обсуждения. Так можно выйти на проблемы, связанные с зависимостью и независимостью, отно­шениями со значимыми лицами, сексуальным поведением, утратами и достижениями, профессиональной деятельностью и т. д.

От арт-терапевта требуется способность принимать участников груп­пы, как они есть, быть предельно искренним, проявлять желание понять их работы, вопросы и потребности. По моему мнению, рисунки, отража­ющие хаос чувств и сексуальные переживания, наиболее характерны для больных острыми психическими расстройствами либо для тех, кто занимается в условиях обычного или дневного стационара. Рисунки же больных, длительное время посещающих арт-терапевтическую группу, имеют более поверхностный, формальный характер и предполагают сравнительно низкую способность пациентов к осознанию своих пере­живаний. В таких рисунках очень часто проявляются чувства одиноче­ства, изоляции, стереотипные темы, а также отчаяние, вызванное жи­тейскими трудностями.

Арт-терапевтические занятия заканчиваются уборкой помещения. Участники группы складывают свои работы в папки или оставляют их для просушивания. Некоторые приходят на занятия заранее, другие опаздывают; некоторые уходят раньше, другие, как Энтони и Грегори, остаются до последней минуты. В отличие от них, Бен приходил на заня­тия за полчаса до начала и уходил за полчаса до его окончания — он от­правлялся за покупками. Кевин, как правило, опаздывал на полчаса, а то и более. Естественно, ему было трудно завершить свою работу вовремя. Мы обычно заканчивали занятия обсуждением планов участников груп­пы на конец недели и напоминанием о времени следующей встречи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для арт-терапевта представление об «активном ничего-не-делании» является одним из обоснований занятий с пациентами, страдающими хроническими психическими расстройствами. Несомненно, что длитель­ная арт-терапевтическая работа выступает для таких пациентов в каче­стве своеобразной формы бытия. Процесс становления многих важных психических функций в условиях арт-терапевтической группы осуще­ствляется с опорой на творческую деятельность больных, особый соци­альный контекст и психотерапевтические отношения. Это способствует психосоциальной реабилитации пациентов.

Создание художественных работ не предполагает активной вербаль­ной коммуникации, протекает в атмосфере высокой взаимной терпимо­сти и открытости и способствует актуализации и развитию системы по­требностей душевнобольных людей, повышению их самооценки и са­мостоятельности. Но арт-терапевт стремится воздержаться от такой постановки своей задачи. Принципом его деятельности является «бытие с другими», что позволяет ему сохранять устойчивые отношения с участ­никами группы в течение довольно длительного времени. Устойчивость и регуляция контактов являются слагаемым дружеских отношений, воз­никающих как между отдельными участниками группы, так и между ними и арт-терапевтом. Такие принципы взаимодействия в комплексе с творческой самореализацией в изобразительной деятельности дают участникам группы возможность выражать и осознавать особенности своего состояния. Все это позволяет считать работу арт-терапевта важ­ным фактором адаптации к социальному окружению психически больного человека и достижения им более стабильного психического состояния.

 

ЛИТЕРАТУРА

Donnelly М. J. You're Good at Dealing with Difficult People / / Inscape. Vol. 2. № 13. 1984.

Donnelly M. J. Psychotherapy and Psychosis than Out-patient Setting [1988]. Unpublished.

Greenwood H., Layton G. An Out-patient Art Therapy Group / / Inscape. Vol. 1. № 12. 1987.

Warren A. A Brief Introduction to the Community Rehabilitation Service for Southmead 11988]. Unpublished.

РАБОТА С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ НА БАЗЕ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА

Александр Копытин

 

Теоретические предпосылки и принципы арт-терапии психически больных могут быть различны и варьируются в широком диапазоне: от психодинамического подхода, делающего акцент на работе с бессозна­тельным пациента, до методов «социализирующей» терапии, ставящей своей основной целью модификацию поведения больного и формирова­ние у него определенных практических навыков. Существуют и иные модели, интегрирующие принципы психодинамического подхода и соци­альной психиатрии.

На сегодняшний день имеется довольно большой опыт использования арт-терапии в реабилитации психически больных. В большинстве случа­ев он свидетельствует о значимом вкладе арт-терапевтического подхода в решение комплекса лечебно-реабилитационных задач. В то же время имеются определенные проблемы, связанные с неразрешенными до сих пор противоречиями между традиционным психиатрическим, биомеди­цинским подходами и гуманистическими принципами арт-терапии.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 563;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.