ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 16 страница
Однако работа с материалами давала пациентам шанс погрузиться в себя и, если принять во внимание присутствие арт-терапевта, делала переживание пациентами своего «Я» более валидным, что поддерживало их индивидуальности. Для престарелых людей это особенно важно.
Д. Винникотт (Winnicott D., 1960) описывает «удерживание» как существенную характеристику первичной стадии развития ребенка. Оно имеет место до появления ощущения своей собственной психической реальности и отделенности от окружающей среды. Ребенок, однако, не знает, что хорошо, а что плохо в окружающем его пространстве, поэтому лишь поддержка со стороны матери позволяет ему выжить. Именно ее эмпатия и способность понимать и адекватно реагировать на потребности ребенка обеспечивают устойчивость его психического развития. «Удерживание» является и конструктивным фактором психотерапевтических отношений. Психотерапевт защищает ситуацию от внешнего вторжения и создает атмосферу терпимости, наполненную заинтересованным вниманием к пациенту. Он пытается понять его и соответствующим образом реагировать на его действия. Это создает устойчивость контакта между встречами. В описанных случаях страх наказания и неясность границ физического тела достаточно ярко выставлялись как потребность близости к матери. Я пыталась понять то, что наблюдала, и думаю, происходящее во время занятий имело определенный смысл. Поэтому я хотела бы привнести в них возможность для «удерживания». Отсутствовала лишь его устойчивость — пациенты были неспособны связать опыт предыдущих и последующих занятий. Все это предъявляет особые требования к установкам тех, кто проводит работу с престарелыми пациентами.
КОНТРПЕРЕНОС
Думаю, что в работе с больными, имеющими выраженные расстройства памяти, фактор веры имеет очень большое значение. Недавно я спросила женщину, посещающую еженедельную арт-терапевтическую группу для пожилых людей с расстройствами памяти, как она себя чувствует. И хотя эта женщина никогда не знала, ни где она оказалась, ни кто члены ее группы, она ответила, что чувствует себя нормально, так как находится со своими «сослуживцами». Я поняла это так: женщина ощущает тесную связь с группой. Думаю, даже при грубых нарушениях памяти превербальными средствами можно достичь осознания.
Зачастую бывает трудно оценить достоинства работы со стариками. Пациенты данной группы способны вызвать ощущение тщетности усилий специалиста и его беспомощности, поэтому большинство профессионалов рассматривает пожилых больных с выраженными расстройствами памяти как наименее для себя привлекательных. Л. Треливинг (Тгеliving L., 1988) описывает свои наблюдения во время работы в психиатрическом отделении для престарелых. Она отмечает, что персонал молодого возраста чувствует себя беспомощнее в этом отделении, чем при работе с более молодыми пациентами. Она обращается к понятию психосоциального кризиса Э. Эриксон (Erikson Е., 1963) и сравнивает последнюю стадию, называемую «целостность—отчаяние», со стадией «интимности—изоляции», которой соответствует развитие ее самой и ее коллег. Она пишет: «Данное несоответствие стадий само по себе может быть причиной трудностей, связанных с необходимостью сопереживания пациенту» (р. 226). Л. Треливинг описывает психологическое сопротивление персонала чувствам утраты и увядания, а также его трудности в восприятии смерти. Названные проблемы у некоторых людей в какой-то степени могут быть связаны с дефицитом мотивации, что нередко встречается в работе с престарелыми пациентами, нуждающимися в посторонней помощи. Б. Мартиндейл (Martindale В., 1989) обсуждает проблему нарастающей беспомощности пациентов и тех реакций, которые она вызывает у персонала. Он отмечает, что среди персонала есть люди разных возрастов с преобладающей потребностью достичь отделения (индивидуализации) в семьях, из которых они происходят. Они могут испытывать тревогу по поводу потребностей собственных стареющих родителей. Автор считает, что такого рода тревога может определять избегание проблем, связанных с беспомощностью и зависимостью от окружающих, а это, вполне вероятно, ведет к затруднениям, обусловленным конфликтом между контрпереносом и чувствами, порожденными реальной жизнью.
Никто из названных авторов не описывает, однако, фрустрации и гнева, которые я нередко испытывала и которые, как мне кажется, нередко испытывает персонал. Этот гнев часто направляется на других, возможно, в попытке отрицания того, что он является результатом собственного переживания фрустрации и беспомощности перед лицом наблюдаемого плачевного состояния престарелых пациентов. Психотерапевт сталкивается со многими проблемами, вытекающими, в частности, из неустойчивого эмоционального состояния пациентов, их речевых нарушений и даже встречающегося иногда отрицания реальности присутствия специалиста. Несмотря на это, психотерапевт должен сохранять ощущение своего «Я», проникая в переживания пациента и пытаясь их понять.
Работа с людьми, прожившими намного больше вас, не может не производить глубокого впечатления и не обогащать личность психотерапевта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мною показано, что использование различных материалов и предметов в качестве моста от пациента к психотерапевту имеет много общего с арт-терапевтическим процессом. Однако между ними есть и существенные различия, обусловленные расстройствами памяти и отсутствием развития процесса. Предметы позволяют удерживать проекции пациента и помогают ему «войти» в работу с материалами.
Пациенты данной группы недостаточно хорошо понимаются окружающими. С ними трудно работать, но такая работа способна принести и удовлетворение, связанное с осознанием того, что вы можете им дать. Истинным вознаграждением являются моменты человеческого контакта, во время которых психотерапевт понимает своего пациента, а пациент чувствует себя понятым.
ЛИТЕРАТУРА
Erikson Е. Childhood and Society. 2nd ed. New York: Norton, 1963.
Martindale B. Becoming Dependent Again: The Fears of Some Eldery Persons and Their Younger Therapists / / Psychoanalytical Psychotherapy. Vol. 4. № 1. 1989. P. 67-73.
Osier /. Creativity's Influence on a Case Jn Dementia / / Inscape. Summer 1988. P. 20-22.
7'reliving L. The Use of Psychodynamics in Understanding Eldery In-Patients / / Psychoanalytic Psychotherapy. Vol. 3. № 3. 1988. P. 225-233.
Wilks, Byers. Art Therapy with Eldery People in Statuary Care. Art Therapy: A Handbook / Waller D., Gilroy A. (eds.). Buckingham: Open University Press, 1992.
Winnicott D. W. The Theory of The Parent Infant Relationship [1960]. The Ma-turational Processes and The Facilitating Environment. Hogarth Press, 1965.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ
Арт-терапевтический подход впервые был применен на практике в психиатрии. Именно здесь произошло объединение опыта вдохновленных движением «арт-брют» художников и арт-педагогов с достижениями психиатров, пытавшихся использовать стремление многих больных к оригинальным формам художественного творчества. Определенное зна-чение для проникновения первых аналогов арт-терапевтической работы в психиатрические клиники имела, по-видимому, неудовлетворенность многих специалистов «ограничивающими» и «подавляющими» подходами, длительное время доминировавшими в психиатрии. В скромном арсенале психиатрических методов лечения конца XIX — начала XX веков терапия отвлекающими впечатлениями, использовавшая изобразительное искусство, различные ремесла, чтение литературы и другие области творческой деятельности, традиционно .занимала не последнее место. В 1930-1940-е гг. в период господства бихевиоральных, механистических подходов к лечебно-воспитательной и социальной работе с психическими больными различные виды изобразительной и декоративно-прикладной деятельности были использованы, главным образом, в русле «индустриальной» терапии и терапии занятостью. Положительные эффекты такой деятельности объяснялись ее отвлекающим и обучающим (в смысле формирования ценных социальных навыков) действием.
Одновременно с этим, благодаря инициативам Г. Принсхорна, Ж. Де-бюффе и других, приобрели определенную популярность формы художественного творчества, основанные на признании эстетически оригинальной «субкультуры» больных, отражающих в творчестве свой взгляд на мир. В результате синтеза этих двух направлений сформировались «классические» формы студийной арт-терапевтической работы, осуществлявшейся, главным образом, в крупных психиатрических больницах Запада до 1950-1960-х гг. (во многих клиниках эти формы применяются и сегодня). Для арт-терапевтических студий середины XX века характерен акцент на таких видах изобразительной работы больных, которые игнорируют ее интерактивный характер, обусловленный идеей «психотерапевтического альянса» и возможностью осознания больным содержания собственных переживаний, нашедших отражение в его творчестве. В то время специалисты по использованию художественного творчества больных оказывали им в основном дидактическую помощь, обучая «азам» изобразительного искусства, и до известной степени «морально» поддерживали своих пациентов.
1960-1970-е гг. характеризовались первыми попытками использовать формы художественной работы психиатрических пациентов, которые бы опирались на психодинамические представления (И. Чампернон), и первыми опытами внедрения аналогов арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений и социальных центров по работе с психическими больными (Р. Саймон). Постепенно, благодаря успеху этих инициатив и последовавшей в тот период крупной реорганизации психиатрических служб развитых стран, связанной с активным использованием психофармакологии, в психиатрии начали распространяться новые формы арт-терапевтической работы. Обнаружилось стремление учитывать динамичный клинический и социальный статус больных, перемещающихся по мере лечения из стационаров во внебольничную среду, поэтому формы работы с ними становились все более дифференцированными.
Подлинный «прорыв» в использовании передовых методов социальной и психотерапевтической работы с психически больными, включающих в себя арт-, музыко- и драма-терапию, терапию движением и танцем, другие подходы, в развитых странах произошел в 1980-1990-х гг. Дальнейшее разукрупнение стационаров, развитие сети внебольничной помощи, введение бригадных форм совместной работы психиатров, психологов, арт-, музыко- и драма-терапевтов, социальных работников, клинических педагогов и других специалистов позволили значительно гуманизировать практику лечения и социального «сопровождения» психически больных людей, повысить качество их жизни и во многих случаях достичь их более стойкой социальной и клинической компенсации.
В настоящее время имеются самые разные формы арт-терапевтической работы с психическими больными, учитывающие особенности пациентов и этапы лечебно-реабилитационного процесса и преследующие, исходя из этого, различные цели. Их можно разделить на две основные группы:
а) арт-терапия на начальных этапах лечения (в остром и подостром
психотическом состоянии, как правило, в условиях психиатриче-
ского стационара);
б) арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации (при-
меняемые как в психиатрических стационарах, так и в амбулатор-
ных условиях).
Арт-терапия психически больных на начальных этапах лечения имеет своей основной целью стабилизацию состояния пациента и его адаптацию к условиям психиатрического стационара. Изобразительная деятельность позволяет больному выразить свои переживания и в какой-то мере осознать их. Иногда на этом этапе в арт-терапевтическую работу включаются и родственники больного, поскольку помещение их близкого в психиатрический стационар является для них большим стрессом. Совместная деятельность больного и родственников во многих случаях способствует более адекватному пониманию ими его состояния.
Арт-терапевтическая работа с острыми психиатрическими пациентами организуется по-разному и может проводиться в формах индивидуальных или групповых занятий, построенных по студийному либо тематически ориентированному принципу. В статье П. Луззатто описывается один из вариантов групповой .арт-терапии, сочетающий принципы традиционной студийной работы с элементами психодинамического подхода и интерактивности.
Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет своими основными задачами дальнейшую стабилизацию психического состояния пациента, предупреждение новых обострений болезни, а также преодоление негативных психологических последствий его социальной изоляции, вызванной длительным пребыванием в психиатрическом стационаре, потерей работы, утратой социальных связей и т. д. Особое внимание уделяется восстановлению ценных практических навыков и интересов больного, повышению его самооценки, преодолению «стигматизации» и другим проблемам.
Применяемые для этого формы работы могут включать в себя как индивидуальную, так и групповую арт-терапию в ее трех основных вариантах (открытая студийная, аналитическая и тематически ориентированная группы). Выбор определяется степенью остаточных психических расстройств, индивидуальными потребностями пациента, его специфическими проблемами. Такая арт-терапия может проводиться еще в период пребывания больного в психиатрическом стационаре, в условиях амбулаторного психиатрического учреждения («дневного» стационара),
в психоневрологическом интернате, общинном центре и в других условиях.
В статьях С. Льюис и А. Копытина описывается практика арт-терапевтической работы именно этого типа. Основными участниками арт-терапевтических групп в обоих случаях являются больные с различными психическими расстройствами, находящиеся в состоянии относительной «компенсации» или в процессе становления ремиссии. Оба автора отдают предпочтение тематически ориентированным группам с большей или меньшей «структурированностью» сессий. В статье А. Копытина также приводится пример использования тематически ориентированной, интерактивной работы пациентов с использованием техники «драматическая арена», предполагающей большую групповую динамику и коммуникацию пациентов.
Непосредственное отношение к проблемам арт-терапевтической работы с психиатрическим пациентами имеют статьи М. Мауро и К. Тис-дейл, включенные в другие главы книги. Своеобразие этих публикаций заключается в стремлении их авторов учесть культурные и социальные факторы, влияющие на характер переживаний пациентов и их отношения с психотерапевтом.
КРАТКОСРОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В «ОСТРОМ» ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
(Открытая сессия как вариант студийного подхода) Паола Луззатто
Статья печатается по изданию: Luzzatto P. Short-term Art Therapy on the Acute Psychiatric Ward: The Open Session as a Psychodinamic Development of the Studio-based Approach / / Inscape. Vol. 2. № 1. 1997.
P. 2-10.
Сведения об авторе. Паола Луззатто — дипломированный арт-терапевт с большим опытом работы в области психиатрии, в настоящее время сотрудник Memorial Sloan-Kettering Cancer Center, Нью-Йорк.
ВВЕДЕНИЕ
Вид арт-терапевтической работы, делающий акцент на создании образов при сохранении значения процесса изобразительного творчества и групповой динамики, называется открытой сессией. Обозначенное сочетание приоритетов отличает ее от традиционной студийной открытой группы, ставящей создание образов и приватный характер творчества клиентов во главу угла, но почти полностью игнорирующей групповую динамику (Adamson Е., 1984; Bach S., 1990; Hill А., 1948; Lyddiatt Е. М., 1971). В статье описывается вариант студийного подхода, дополненный некоторыми элементами интерактивной модели. Демонстрируется ряд практических и теоретических моментов работы.
Историческая ценность студийного подхода общепризнана. Однако развитие арт-терапии в качестве разновидности психотерапии способствовало вытеснению студийного подхода психодинамическими моделями, подчеркивающими важность группового взаимодействия и феномена переноса (McNeilly G., 1987; Skaife S., 1990; Waller D., 1991, 1993). Тем не менее в определенных областях психиатрии и психотерапии студийный подход сохраняет свое значение и сегодня. В первую очередь это касается работы с пациентами, страдающими хроническими психическими расстройствами и длительное время находящимися в психиатрических стационарах, а также работы в условиях психотерапевтических сообществ (McLagan D., 1985). В среде арт-терапевтов в последнее время повышается интерес к потенциальным возможности студийного подхода: многие подчеркивают особую значимость таких его особенностей, как, например, гибкость пространственно-временных Границ и возможность глубокого опыта художественного творчества; появляются публикации, допускающие создание новых вариантов арт-терапевтической работы в результате синтеза студийного и психодинамического подходов (Allen Р., 1995; Levine S. К., 1992; Malchiodi С, 1995; McGrow М., 1995; McNiff S., 1995; WixL., 1995).
К. Killick (1996) сообщает об эффективности подобной комбинации, имеющей психодинамическую доминанту: студийный подход предполагает значительные возможности для удерживания и интеграции дезинтегрированных переживаний, психодинамический элемент представлен еженедельными индивидуальными сессиями с регулярно посещающими студию пациентами.
При студийном подходе диалог пациента с художественным образом является исцеляющим фактором, но требует значительного времени. Я же предлагаю форму краткосрочной арт-терапии, которая может использоваться в работе с пациентами, находящимися в «остром» психиатрическом отделении всего несколько недель, а иногда и дней. Краткосрочные формы арт-терапии пока описаны мало, поэтому арт-терапев-там, желающим их использовать или уже их применяющим, приходится опираться на литературу по вертикальной краткосрочной психотерапии (MalanD. Н., OsimoF., 1992; Mandel Н. Р., 1981; MolnosA., 1995; Ryle А., 1990; Ursano A. I., Hales R. Е., 1986; Yalom I., 1975, 1983). Положительные эффекты краткосрочной арт-терапии пациентов, страдающих острыми психическими расстройствами, были описаны в некоторых работах (McClelland S., 1992, Wood М., 1990 и Filip С, 1994). Эти авторы подчеркивают значение для пациентов даже единичных сессий. Американка П. Аллен (Allen Р., 1983) описала свой вариант краткосрочной групповой интервенции в условиях непродолжительного курса психиатрического лечения, получивший у нее название «открытая сессия». Он очень похож на тот, что предлагается в данной публикации. Одной из наиболее значимых характеристик подхода П. Аллен, по ее собственному определению, была гибкость: группа состояла из пациентов с самыми различными потребностями и формами поведения. Среди участников были те, кто приходил на сессию лишь наблюдать или общаться, — и всем предоставлялась возможность пребывания в общем «пространстве». «Гибкость» и «адаптивность» были названы С. Фолькис — основоположником групповой аналитической психотерапии — необходимыми условиями развития групповой психотерапевтической работы.
Очевидно, что эволюция психотерапии осуществляется за счет появления самых разных, в том числе новаторских приемов и форм работы. Никакие из них не должны игнорироваться, поскольку могут оказаться ценными при работе с теми или иными пациентами. Больные, находящиеся в «острых» психиатрический отделениях, относятся к весьма сложной группе и требуют новых подходов к арт-терапевтической работе.
УСЛОВИЯ «ОСТРОГО» ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМА ПСИХОТЕРАПИИ
Предлагаемые мной открытые сессии являются результатом работы в «остром» отделении при психиатрической больнице Св. Томаса в Лондоне в период с 1989 по 1994 г. В них также учтен опыт моей предшествующей работы, в которой применялся студийный подход к традиционному контингенту больных из Tooting Вес Hospital.
В больнице Св. Томаса не было специального помещения для художественных занятий, равно как и пациентов с длительным пребыванием в стационаре. Новый контингент больных и моя психодинамическая подготовка определили стиль работы. Я решила использовать находящееся в отделении помещение столовой. Заведующий отделением разрешил мне повесить на одной из стен большую доску, чтобы размещать там работы пациентов. Таким образом больные получали возможность видеть свои рисунки каждый день во время приема пищи.
Двадцать четыре койки отделения предназначались для пациентов с самыми разными заболеваниями, включая моно- и биполярные аффективные расстройства, шизофрению и личностные расстройства. Здесь были люди, недавно совершившие суицидную попытку, лица, проходящие противоалкогольную дезинтоксикацию, пациенты в психотическом состояниями, вызванном приемом наркотических веществ. Несколько коек занимали больные с психосоматическими расстройствами и анорек-сией. Средняя продолжительность пребывания в отделении составляла около двух недель. Некоторые пациенты находились здесь дольше, некоторые — поступили повторно.
Вопрос о том, какого рода помощь, кроме медикаментозной, должна оказываться пациентам психиатрических отделений, до сих пор является актуальным для британской системы здравоохранения. В данном отделении использовались формы рекреационной работы и терапия занятостью.
Кроме того, некоторые больные в дальнейшем направлялись на психотерапию. Мне предстояло самой убедить специалистов и руководство отделения в достоинствах арт-терапии. Я решила использовать, с одной стороны, индивидуальную и групповую арт-психотерапию для амбулаторных пациентов (совместно с психологической и психотерапевтической службами, образующими психотерапевтический блок) и, с другой стороны, особую форму арт-терапии для находящихся на стационарном лечении в «остром» отделении. Короткие сроки пребывания больных в отделении и неясность дат их выписки заставили меня сделать арт-терапевтические сессии открытыми.
При проведении сессий я руководствовалась тем же принципом, что и при любой психодинамически ориентированной терапии: если пациент способен объективировать содержания своей психической жизни и проанализировать их с помощью психотерапевта, он тем самым дистанцируется от них, они становятся для него менее угрожающими, более понятными и подверженными положительным изменениям (Bolls С, 1995). Работа в «остром» психиатрическом отделении была связана с тремя основными сложностями: гетерогенним составом групп пациентов, краткостью их пребывания в отделении и высоким процентом неспособных к инсайту больных (прежде всего, больных острыми психическими расстройствами, грубыми поведенческими нарушениями и психосоматическими заболеваниями). Мне предстояло определить, насколько возможно сочетать открытый характер сессий с необходимостью создания безопасной атмосферы, обязательной для любой психотерапевтической работы.
БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТЫХ СЕССИЙ
Перечисленные ниже положения часто и плодотворно обсуждаются арт-терапевтами, студентами и волонтерами, стремящимися адаптировать свою работу к тем или иным условиям.
1. Постоянство. Атмосфера безопасности в группе нередко разрушается появлением «случайных» членов. Для поддержания стабильных условий работы необходимо по возможности одно неизменное помещение (мы, например, использовали столовую, расположенную недалеко от палат), проведение сессий в определенные дни недели в одно и то же время (мы проводили их с 10 до 12 часов), постоянство ведущего группу специалиста, применение определенного набора изобразительных материалов и столов, соблюдение оговоренных правил поведения.
2. Правила поведения. Они касались прежде всего приема пищи и
напитков во время работы (пациентам разрешалось приносить на заня-
тия кофе, но запрещалось еду) и музыки (не допускалось использование
личных радиоприемников и магнитофонов). Мы условились о том/что
участники сессий не будут мешать друг другу — портить материалы или
уже созданные и вывешенные на доске работы.
Я никогда не использовала музыку в работе с группой психиатрических пациентов, и мне'было бы интересно знать мнение других арт-терапевтов относительно возможности использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Я заметила, что некоторые из пациентов плохо переносят музыку, которую подбирают арт-терапевты или другие больные, а это может создать лишние проблемы.
3. Расположение изобразительных материалов. Мы помещали все материалы на один стол и просили пациентов выбирать понравившиеся, либо раскладывали материалы на индивидуальных столах. Наблюдения показали, что второй способ предпочтительнее. Перед каждой сессией на столах участников группы лежали: белая бумага, фломастеры, восковые мелки, пастель, акварельные краски, клей и журналы для коллажей. В помещении было семь круглых столов. Готовились также некоторые дополнительные материалы и инструменты (в частности, ножницы находились под постоянным наблюдением), часть из которых я держала на своем столе.
4. Тишина. Тишина — одно из требований студийного подхода. Поддержание баланса между ней и возможностью вербального контакта составляло определенную сложность. Обычно мы в начале сессий обращали внимание пациентов на то, что тишина является знаком взаимного уважения и позволяет сконцентрироваться на своем деле. Разговоры о повседневных проблемах были нежелательны в ходе занятий, однако беседы с отдельными пациентами в начале встречи иногда помогали им включиться в работу и преодолеть растерянность, связанную с отсутствием образов или, наоборот, их избытком.
5. Соотношение вербального общения и изобразительной работы. Вербальное обсуждение обычно касалось уже завершенных рисунков и предполагало согласие авторов. Мы просили пациентов высказывать суждения о своих работах и работах других; если кто-то продолжал рисовать, ему не препятствовали. Меня всегда удивляло, что пациенты, предпочитавшие рисовать во время обсуждений, не ощущали каких-либо помех для своей работы. Либо они были настолько глубоко погружены в свою деятельность, что не обращали никакого внимания на происходящее вокруг, либо, наоборот, понимали всю серьезность обсуждения и сознательно не принимали в нем участия. И первый, и второй варианты, вероятно, имели место.
Обсуждения строились в форме высказывания пациентами своих ассоциаций с выполненными работам. После этого могло наступить затишье, когда уже проговоренное побуждало пациентов к созданию новы рисунков. Такой момент мог оказаться очень важным в ходе всей сессии — отражающим готовность пациентов к свободной творческой игре и изменениям.
6. Достаточно ли участия одного арт-терапевта? Я всегда была рада тому, что вместе со мной работал кто-либо из студентов, проходящих стажировку по арт-терапии, либо волонтер, либо тот и другой одновременно. Они присутствовали на всех сессиях в течение всего года. Нередко ситуация требовала того, чтобы кто-то из нас оказал особое внимание определенному пациенту, в то время как другой продолжал «держать» группу. Такое распределение ролей было желательно во избежание эксцессов, связанных с внезапными бурными реакциями находящихся в измененном психотическом состоянии пациентов. Если срыв все же случался, мы, сказав пациенту, что он сможет продолжить работу через некоторое время, старались вывести его из помещения и передать медицинским сестрам.
7. Проблема «открытых дверей». «Открытые двери» — признак свободы входить в помещение и покидать его, он несет положительный смысл. «Открытые двери» особенно важны для тех пациентов, кому трудно сконцентрировать свое внимание, для тех, кто боится входить в помещение и, прежде чем присоединиться к группе, предпочитает постоять и понаблюдать, чем занимаются другие. Некоторые студенты-практиканты предлагали работать с закрытыми дверями, и мы иногда так поступали, — главным образом в конце каждой сессии, чтобы создать пациентам, готовым к групповому взаимодействию, условия для более активного участия в вербальном обсуждении работ.
8. Участие персонала. Персоналу было разрешено присутствовать на сессиях, однако всякий раз не более чем одному человеку. Регистраторы и медицинские сестры проявляли интерес к арт-терапевтическим занятиям. Я понимала, что для них личное присутствие — наилучший способ убедиться в терапевтических возможностях этих занятий.
Обычно я уделяла гостям время до и после каждой сессии. Я объясняла им различия между их ролью, ролью арт-терапевта и пациента: я находила, что наилучшим определением их роли является словосочетание «участник-наблюдатель» (они могли наблюдать за тем, что делают пациенты, и могли сами участвовать в изобразительной работе). Я также объясняла им суть обсуждений, подчеркивая, в частности, то, что нашей задачей является не оценка эстетических достоинств изображений или их интерпретация, а выяснение чувств, которые испытывают члены группы, глядя на свои работы. Гостей предупреждали, что высказывать свои суждения они могут, лишь если сам автор просит об этом. По моим наблюдениям, этих пояснений обычно было достаточно, и участие персонала не приобретало антитерапевтического характера. Очень часто «участники-наблюдатели» покидали наши занятия с чувством обретения нового для себя опыта, касающегося арт-терапии и особенностей состояния пациентов. Нечто подобное имело место и в тех случаях, когда приходили родственники или друзья больных, захотевшие быть с ними рядом во время сессии. Принцип «открытых дверей» позволял им присутствовать на занятиях, не мешая участникам группы (появление новых людей воспринимается менее болезненно, если участники группы знают о ее открытом характере).
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 639;