ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 5 страница
Э. Шарпе (Sharpe Е., 1950а) — другой автор, развивающий психоаналитические взгляды на искусство с позиций теории М. Клейн. Она считает, что первые формы изобразительного искусства как в онтогенетическом, так и в историческом отношении неотделимы от питания, а следовательно, от проблемы жизни и смерти. Творчество дает жизнь и возникает из молока и семени, они запечатлеваются в ребенке и проецируются на изображение в символике зрелого творчества. Идентификация с родителями на ранних стадиях онтогенеза имеет большое значение для творчества. Э. Шарпе рассматривает ее как «магическое поглощение» родителей, аналог каннибализма. Через этот акт достигается полный контроль над поглощенными предметами и их энергиями. Эта мысль важна и для объяснения творчества. Э. Шарпе (Sharpe Е., 1950b) полагает, что достоверная имитация объекта достигается также через его «магическое поглощение». При этом художник должен быть способен к живому, чувственному реагированию. Подобно тому как в детстве, еще до появления членораздельной речи, ребенок общается посредством звуков и жестов, художник передает свой опыт, основываясь, главным образом, на телесных ощущениях, однако бесконечно более изощренных и имеющих символическую природу.
Нельзя не остановиться и на работах М. Милнер (Milner М., 1950, 1955, 1969), которая весьма успешно реализовала возможности психоаналитической теории применительно к изобразительному творчеству. Она была художником-новатором. Начав свою профессиональную деятельность с педагогической работы с детьми, она получила затем психоаналитическое образование.
Если предыдущие психоаналитики рассматривали творчество с точки зрения «восстановления утраченного объекта», то для М. Милнер воссоздание является вторичной функцией творчества. Первичная его функция — сотворение нового и обретение нового восприятия через взаимодействие сознания и бессознательного. Она полагает, что изобразительное творчество ведет к психической трансформации и освоению новых форм психического опыта.
Занимаясь самостоятельной художественной практикой, она обратила внимание на то, что художественные навыки, такие, например, как развитое чувство цвета и формы, связаны не только с обучением, но и с внутренним опытом художника. Она полагает, что этот опыт является результатом игровой деятельности, напоминающей игру ребенка, когда его фантазии, смешиваясь с элементами реальности, становятся новыми «объектами». В этом она видела определенный риск для психической стабильности художника, поскольку фантазийный мир, смешиваясь с чертами реальности, может выходить из-под его «контроля» и представать в виде совершенно неожиданных и поэтому пугающих образов (MilnerM., 1955).
Она развивает идеи М. Клейн о взаимоотношениях матери и ребенка на стадиях его первоначального отделения от матери и считает, что, подобно ему, художник творит новую реальность из материала своего воображения, для того чтобы преодолеть чувство утраты любимого «объекта».
М. Милнер подчеркивает важность взаимодействия тела и разума для творчества. Лишь такое взаимодействие позволяет соединиться фантазии и действию и запускает спонтанные организующие силы. При этом, однако, в личности художника обнаруживается противостояние двух потребностей: в полном слиянии с объектом, с одной стороны, и в сохранении собственной идентичности — с другой. Из диалектики сосуществования этих двух потребностей рождается опыт, трансформирующий личность художника и ведущий к его психическому «росту».
Благодаря опыту своей работы с детьми М. Милнер пришла к убеждению в том, что занятия художественным творчеством необходимы каждому ребенку не только для формирования его эстетических представлений, но и как инструмент психического развития, способствующий «воспитанию» чувств. Она пишет: «Можно, по-видимому, сказать, что продукты художественного творчества столь же необходимы для сознательной жизни чувств, как словесные понятия необходимы для сознательной интеллектуальной жизни или как внутренние объекты — для бессознательной жизни инстинктов и фантазий. Без них жизнь была бы прожита вслепую» (MilnerM., 1950, р. 159-160).
Книга М. Милнер «Руки живого Бога» (MilnerM., 1969) представляет собой описание аналитической работы автора с одной из ее пациенток. Особенностью книги является то, что М. Милнер привлекает изобразительные работы пациентки как источник разноплановой информации, отражающей содержание и динамику психотерапевтического процесса. Она подробно обсуждает роль психотерапевта, значимость учета телесных реакций и указывает на необходимость во внимании к самым разным проявлениям вербальной и невербальной экспрессии пациента. Она также отмечает столь важное свойство психотерапевта, как его способность находиться в ситуации неопределенности, "неизбежной в творческом процессе.
М. Милнер одной" из первых сформулировала понятие «безопасного пространства», обозначая им особую среду, создаваемую матерью для ребенка в интересах его полноценного психического развития. Такая среда, по мнению М. Милнер, необходима и для психоаналитической работы, а также творчества художника. В ней становится возможной интеграция логического и образного мышления, сознания и бессознательного, что является предпосылкой и для психической трансформации, и создания нового.
В работе «Подавляемое безумие здорового человека» М. Милнер (Milner М., 1989) развивает большинство своих более ранних теоретических представлений. В частности, она предлагает рассматривать изобразительное творчество взрослого человека как один из способов воссоздания состояний, связанных с ранним детским опытом. Эти состояния, в частности, предполагают ослабление контроля сознания и доминирование первичных психических процессов, что позволяет взрослому человеку проявить большую степень свободы и творческого начала в своих отношениях с окружающим миром. Подобные взгляды М. Милнер сильно отличаются от позиции Фрейда, считавшего, что первичные психические процессы, проявляющиеся у взрослого в состояниях регресса на ранние стадии развития, лишены какого-либо конструктивного начала, а связанное с ними символическое мышление — не более чем способ примитивной психической защиты.
Большой вклад в развитие представлений о психологии изобразительного творчества с психоаналитических позиций внес также Д. Вин-никотт (Winnicott D., 1980, 1988). Его идеи о «первичной материнской заботе», «игровой арене», «транзитных объектах» и «транзитных феноменах» представляют особый интерес для арт-терапевтов, применяющих их для разработки тех представлений, которые характеризуют роль арт-терапевта как посредника в динамической коммуникации пациента с продуктами своего творчества и гаранта «безопасного психотерапевтического пространства», необходимого пациенту для психотерапии, творчества и личностного «роста». Поясним кратко содержание этих важных понятий.
Вклад Д. Винникотта связан, в частности, с тем, что он смог разработать теоретический подход к описанию тех форм психического опыта, которые формируются на стыке внутренней и внешней реальности. Эти формы психического опыта имеют принципиальное значение для развития креативности, различных игровых форм деятельности, включая и изобразительное искусство. Их можно определить как результат «встречи» и взаимодействия мышления и чувств, сознания и бессознательного, первичных и вторичных психических процессов. Интерес к этим формам психического опыта закономерно проявился у Д. Винникотта, начавшего свою деятельность в качестве педиатра и получившего вскоре психоаналитическую подготовку. Он пытался разобраться, какую роль имеют отношения матери и ребенка, а также особенности внешней среды, окружающей последнего, для его психического развития.
Одно из важных понятий, которые Д. Винникотт сформулировал в результате своего изучения ранних отношений матери и ребенка, это понятие о «первичной материнской заботе». В течение первых месяцев ■ жизни ребенка у матери формируется способность идентифицировать себя с беспомощным младенцем благодаря актуализации следов своего собственного детского опыта. Мать также является, по мнению Д. Винникотта, первой «средой» в жизни ребенка. Лишь мать, достаточно хорошо справляющаяся со своими функциями заботы о новорожденном, способна обеспечить его нормальное психическое развитие. По мере того как ребенок развивается, роль матери постепенно изменяется, и ее способность к идентификации с потребностями ребенка постепенно редуцируется. При этом начинает формироваться так называемое «игровое пространство». Этим понятием Д. Винникотт обозначает те формы промежуточного психического опыта, которые формируются у ребенка по мере его отделения от матери, когда он не достигает еще достаточно четкого ощущения объективной реальности: она смешивается с иллюзорными феноменами, отражающими первичные психические процессы. При этом большая роль принадлежит «транзитным феноменам» и «транзитным объектам», то есть объектам, к которым у ребенка имеется особо сильная привязанность, из-за того что они, по-видимому, напоминают ему о матери (некоторые игрушки, край одеяла, бутылочка и др.). «Транзитные объекты», по убеждению Д. Винникотта, являются основой для развития символического мышления. Достигая определенной степени контроля над этими объектами, ребенок развивает в себе способность свободно манипулировать ими. Отношения ребенка с этими объектами аффективно насыщены. Используя их, он получает определенное удовольствие.
В связи со своими представлениями о «транзитных объектах» и «транзитных феноменах» как основе для формирования символического мышления и разнообразных форм игровой и творческой деятельности, Д. Винникотт усовершенствовал игровую технику М. Клейн, используя ее для своей психоаналитической работы с детьми. Он также попытался применить эти понятия для теоретического обоснования природы изобразительного творчества и искусства в целом, а также для характеристики психотерапевтических отношений. Он проводит четкую грань между фантазиями и игрой. Первые рассматриваются им как чисто иллюзорный способ удовлетворения потребностей, не предполагающий какого-либо взаимодействия с объективной реальностью. Игра же протекает в пространстве между внутренней и внешней реальностью, а потому ведет к развитию способности взаимодействовать с ними обеими. Игра есть «деятельная» форма психической активности, позволяющая контролировать объекты. Кроме того, она неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков и в значительной мере может рассматриваться как основа для построения психотерапевтических отношений. Д. Винникотт пишет, что «психотерапия протекает в месте соединения двух областей игры. Одна из них является областью для игры психотерапевта, другая — для пациента. Психотерапию поэтому можно определить как совместную игру двух людей» (Winnicott D., 1988, р. 44).
По мнению Д. Винникотта, игровая деятельность является основой для накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности. Ее можно рассматривать и как свойство жизненного процесса в широком смысле слова. Он полагает, что атмосфера игры присутствует там, где удается достичь состояния «бесформенности», при котором отсутствует четкое сознание цели деятельности.
Таким образом, благодаря работам Д. Винникотта удалось приблизиться к ответу на те вопросы, на которые был неспособен ответить классический психоанализ: что такое культурный опыт, каковы основы для его формирования, в чем заключается природа творческой, в том числе изобразительной, деятельности и некоторые другие.
Хотя Д. Винникотт не пользовался в своей психоаналитической практике с детьми теми приемами, которые можно было бы назвать собственно арт-терапевтическими, его работы стали настольными книгами для многих арт-терапевтов и послужили удачным теоретическим обоснованием механизмов арт-?ерапевтической работы. Так, например, арт-тера-певтами было взято на вооружение представление об изобразительной деятельности как игре. С этой точки зрения представления Д. Винникотта находят дополнение в представлениях Ж. Пиаже (Piaget, 1951) о различных видах игровой деятельности, которые он связывает с разными стадиями психического развития ребенка («сенсомоторные», «символические игры» и «игры с правилами»). Все эти виды игровой деятельности проявляются в арт-терапевтической работе следующим образом. «Сенсомоторные» игры так или иначе используются в изобразительной работе за счет того, что она связана с освоением возможностей того или иного изобразительного материала, формированием исходных навыков обра^ щения с ними. Наиболее существенным этот вид игровой деятельности может быть на начальных этапах арт-терапевтической работы, когда пациент испытывает неловкость и страх перед использованием изобразительных материалов. Он также может быть основным видом деятельности при работе с некоторыми группами пациентов, например пациентами с умственной отсталостью.
«Символические игры» являются обязательным элементом любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объем и другие его изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту — судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.
Третий вид игровой деятельности — «социальные игры», или «игры с правилами» — наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы, которые предполагают использование определенных норм группового поведения, в том числе в процессе совместной изобразительной деятельности участников группы.
Наш обзор психоаналитической литературы, касающейся изобразительного творчества, был бы неполным без упоминания К. Юнга. Его теория, хотя и связанная с психоанализом фундаментальным понятием бессознательного, существенно отличается от него. Кратко остановимся на том, каковы отличия психологии К. Юнга от психоанализа в ее подходе к объяснению механизмов и природы изобразительного творчества. Если 3. Фрейд рассматривал изобразительное творчество как область проявления психической патологии и психологических проблем автора, как компромиссный способ удовлетворения его инстинктивных потребностей через использование инфантильных форм психической деятельности, то для К. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Он связывает творчество не столько с личным бессознательным в том смысле, который свойствен Фрейду, сколько с коллективным бессознательным. Контакт с архетипическими энергиями и содержаниями посредством изобразительного творчества активизирует компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к разрешению внутри-психических конфликтов, но и способствуют развитию личности. «Самое важное в изобразительном искусстве, — пишет К. Юнг, — это умение подниматься над личной жизнью и говорить от лица духа, от сердца поэта — для духа и сердца человечества. Личное ограничивает и является даже грехом в изобразительном искусстве» (Jung К., 1970, р. 194). Юнг считал, что изобразительное искусство является внутренней потребностью, своего рода инстинктом, который превращает человека в инструмент для выражения опыта коллективного бессознательного. Имея высший смысл, связанный с динамикой коллективного бессознательного, изобразительное творчество может быть источником конфликта между личным и общечеловеческим. Формой же преодоления этого конфликта выступает процесс индивидуации, ведущий ко все большему взаимопроникновению личного и общечеловеческого и максимальной социальной самореализации человека. Поэтому творчество выступает не только как инструмент самоисцеления, но и как важный фактор в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Известно, что сам К. Юнг активно занимался изобразительным творчеством и побуждал к этому своих пациентов. Другое важное отличие К. Юнга от 3. Фрейда касается различного понимания ими символов и их роли в изобразительном творчестве (см. § 3). Одна из известных последовательниц К. Юнга — И. Чампернон, развивая его взгляды на изобразительное творчество, также подчеркивает важную социальную роль изобразительного искусства, реализующего общечеловеческий опыт, основанный на проявлениях коллективного бессознательного, благодаря тому что личность художника переживает процесс индивидуации. Она подчеркивает компенсирующую роль изобразительного искусства не только по отношению к психике самого художника, но и по отношению к существующему порядку вещей в западной культуре с характерным Для нее главенством логики и вербальной коммуникации. Она характеризует отношения арт-терапии и традиционных вербальных форм психотерапии как отношения «напряженного партнерства» (Champernowne I., 1971), в чем также проявляется диалектика взаимодействия коллективного бессознательного и форм массового сознания.
Краткий обзор психоаналитической литературы показывает большое разнообразие взглядов на природу изобразительного творчества и их постепенное изменение на протяжении нескольких последних десятиле1 тий. Представляется, что пересмотр многих положений классического психоанализа может быть связан не только с развитием психоаналитической теории, но и с культурной трансформацией, происходящей в развитых странах Запада и затрагивающей многие ценностные представления, касающиеся природы, места и роли изобразительного искусства в' обществе и жизни современного человека.
2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Психодинамический подход помог не только осмыслить природу изобразительного творчества, но и обосновать подходы к пониманию от-^ ношений арт-терапевта и пациента. Ранние формы арт-терапевтической. практики уделяли мало внимания осмыслению этих отношений. ДлЯ| них, например, характерно представление о том, что изобразительное творчество может быть исцеляющим благодаря своему отвлекающему действию либо катарсическому эффекту. И в том и в другом случае арт-терапевт был необходим лишь как специалист, помогающий пациенту обучиться основам художественной работы. Другое направление в ранней арт-терапии, связанное с именем Ж. Дебюффе, также делало акцент1 на самостоятельной работе пациента и воспринимало руководителя художественной студии скорее как инструмент художественной «валиди-зации» продуктов творчества больного, чем его партнера в психотерапевтических отношениях, разворачивающихся посредством этого творчества.
Лишь постепенно, благодаря развитию психодинамических представлений, арт-терапевтам удалось сформировать во многом оригинальную теорию психотерапевтических отношений. Ее стержнем является идея о том, что арт-терапевтический процесс —■ это непрерывная трехсторонняя коммуникация и динамическое взаимодействие между тремя основ-*] ными ее элементами или участниками: пациентом, арт-терапевтом и материалом или продуктом изобразительной деятельности. В данном разделе рассматриваются некоторые психодинамические понятия, связанные с этим представлением и характеризующие взаимодействие между первыми двумя участниками арт-терапевтического процесса — паци-; ентом и арт-терапевтом.
Психоаналитическая модель психотерапевтических отношений, как известно, является исторически наиболее ранней и на сегодняшний день всесторонне разработанной. В той или иной степени на нее опирается значительная часть психотерапевтических подходов, напрямую не связанных с психоанализом, но использующих некоторые его достижения. В этом отношении пример арт-терапии весьма показателен: при всем многообразии методологических влияний на арт-терапию психоаналитическая модель психотерапевтических отношений является для нее одной из наиболее авторитетных. Эта модель во многом определяет то, что делает арт-терапевт в ходе своей работы, а также то, в какой мере и каким образом действуют основные психотерапевтические факторы.
В последние годы для большинства арт-терапевтов роль психоаналитической модели отношений между клиентом и психотерапевтом повышается, что отчасти связано с тем, что арт-терапия все в большей степени интегрирует достижения вербальных форм психотерапии. В системе подготовки арт-терапевтов все больше внимания уделяется психоанализу и его различным модификациям. Вместе с тем эта модель имеет определенные ограничения. Ее использование наиболее продуктивно в решении клинических, собственно психотерапевтических задач и, в меньшей степени, — в решении разнообразных проблем в системе образования или социальной сфере.
Применительно к арт-терапии данная модель включает в себя следующие основные положения:
• арт-терапевтическая практика есть особая область проявления переноса и контрпереноса;
• арт-терапевт является активным посредником во взаимодействии клиента с материалом/продуктом его работы.
Понятия переноса и контрпереноса имеют непосредственное отношение к любой психотерапевтической практике, основанной на психодинамическом подходе, включая и работу арт-терапевта. Эти понятия обозначают возникающие в психике клиента осознаваемые и неосознаваемые реакции на личность психотерапевта, с одной стороны, а также возникающие в психике психотерапевта реакции на личность клиента — с другой.
Хотя основные представления о переносе и контрпереносе были разработаны еще 3. Фрейдом и К. Юнгом, в последние годы они становятся предметом активных дискуссий (Carotenuto, 1977, Fordham, 1979, Mach-tiger, 1984, Newman, 1980, Schaverien, 1987, Ulanov, 1984, Winnicott, 1975). В отличие от ранних психодинамических представлений, рассматривавших перенос и контрперенос как неосознаваемые реакции, значительная часть современных авторов придерживается более широкого их толкования, считая, что перенос и контрперенос затрагивают как осо« знаваемый, так и неосознаваемый уровни психической деятельности клиента и психотерапевта. Д. Холл (Hall J., 1977), например, приводит следующий перечень отношений между пациентом и психотерапевтом, проявляющихся при переносе и контрпереносе:
• отношения между эго психотерапевта и пациента (сознательные отношения);
• отношения между бессознательным пациента и сознательной личностью психотерапевта;
• отношения между бессознательным психотерапевта и бессознательным пациента.
Широкое толкование понятий переноса и контрпереноса подчеркивает то, что отношения между клиентом и психотерапевтом являются в первую очередь живым диалогом двух личностей, в котором проявляется все многообразие их человеческих качеств, включая и сознание, № бессознательное. И лишь во вторую очередь они являются коммуникативным выражением инструментальных аспектов в деятельности психотерапевта, то есть того, что связано с той или иной конкретной психоте-рапевтической техникой. В этом смысле можно считать вполне актуаль-. ной мысль К. Юнга о том, что «личности психотерапевта и пациента, вступающих во взаимодействие, бесконечно более значимы для психотерапии, чем то, что доктор говорит или делает» (JungC, 1931, р. 73).
При всем многообразии в трактовке понятий переноса и контрпереноса представителями разных психодинамических школ все они сходятся в следующем. Во-первых, в любых психотерапевтических отношениях сочетание переноса и контрпереноса уникально, что определяется уникальностью личностей клиента и психотерапевта. Во-вторых, реакции переноса и контрпереноса представлены тремя основными категориями. Д. Винникотт (Winnicott D., 1975), например, пишет об «аномальном» контрпереносе, обозначающем те реакции психотерапевта, которые основаны на его внутрипсихических конфликтах, «нормальном» контрпереносе, обозначающем индивидуальный стиль работы психотерапевта и своеобразие его личности, а также об «объективном» контрпереносе, имея при этом в виду те реакции со стороны аналитика, которые отражают своеобразие личности пациента и переживаемого им состояния. Реакции переноса со стороны пациента относятся, главным образом, к первой категории реакций, хотя две другие категории могут также иногда проявляться в его отношениях с психотерапевтом.
Кроме того, большинство современных авторов независимо от представляемой ими психодинамической школы склонны рассматривать перенос и контрперенос как взаимосвязанные реакции, разворачивающиеся во времени с определенной последовательностью, определяемой глубиной и богатством коммуникативного взаимодействия между клиентом и психотерапевтом.
Специфической особенностью переноса и контрпереноса в арт-терапевтической работе-является то, что:
• перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях и особенностях поведения и высказываний пациента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемого им образа, поэтому предметом для анализа переноса является и то и другое;
• контрперенос вызывается как особенностями поведения и высказываний пациента, так и его изобразительной продукцией.
Таким образом, в арт-терапевтической работе перенос и контрперенос осуществляются по трем основным каналам коммуникации: клиент—материал/продукт (изобразительной деятельности), клиент— психотерапевт, психотерапевт—материал/продукт (изобразительной деятельности клиента). Это придает комплексный характер арт-терапев-тическим отношениям, обусловливает их богатство и многогранность и создает дополнительные возможности для психотерапевтического воздействия.
Материал/продукт изобразительной деятельности клиента, являясь третьим элементом в арт-терапевтических отношениях, приобретает особую значимость как дополнительный фактор переноса и контрпереноса. Он становится также специфической областью для проекции переживаний пациента, с одной стороны, и для проективной идентификации психотерапевта с переживаниями клиента — с другой, что может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для арт-терапев-тического процесса.
Арт-терапевтическая работа затрагивает и так называемый «метафизический» аспект переноса и контрпереноса. Он, в частности, связан с тенденцией человека персонифицировать любые формы отношений, включая и взаимодействие с неодушевленными предметами, трансперсональными явлениями и высшими ценностными понятиями индивидов и групп, такими, например, как Бог, жизнь, красота и т. д. Это проявляется в том, что, работая с теми или иными материалами, человек может проецировать на них свой трансперсональный опыт и вышеназванные ценностные понятия в виде образов, имеющих личностные атрибуты тех лиц, с которыми человек был связан, начиная с самых ранних стадий своего онтогенетического развития (прежде всего своих родителей). 3. Фрейд считал, что ни одна область человеческого опыта не свободна от влияния бессознательного, и полагал, что в основе веры в Бога лежит феномен переноса на трансперсональное определение Абсолюта наиболее ранних впечатлений субъекта, связанных с фигурой отца. Метафизический аспект переноса ярко проявляется и при использовании человеком в своей изобразительной деятельности различных цветов и форм и их комбинаций, которые сами по себе не являются персонифицированными сущностями, но часто выражают для автора те или иные личностные свойства.
Перенос и контрперенос являются особым предметом для анализа и интерпретации. Это относится в первую очередь к тем формам индивидуальной работы, которые характеризуются реконструктивной направленностью и имеют дело в основном с пограничными психическими расстройствами. В других случаях, как, например, при работе с душевнобольными, пациентами с умственной отсталостью или относительно грубыми органическими поражениями мозга, а также с детьми, перенос, как правило, не интерпретируется. Однако анализ контрпереноса со стороны психотерапевта может иметь определенную ценность.
Перенос
Фрейдовское понятие переноса обозначает проекцию ранних детских впечатлений, связанных со стадиями психосексуального развития, на личность аналитика (Freud S., 1910). Иными словами, классический психоанализ исходит из того, что перенос — это бессознательные тенденции и фантазии, которые возникают в психике пациента в процессе анализа в виде серии ситуаций, отражающих его детский опыт общения с наиболее близкими ему людьми, но относящимися уже не к прошлому, а к личности аналитика в настоящем. При этом аналитик как бы заменяет наиболее значимых для пациента в прошлом лиц. Это происходит неосознанно для пациента и затрагивает те эмоционально заряженные переживания, которые нередко связаны с фрустрирующими влияниями на него на разных стадиях психосексуального развития и той психической дисгармонией и симптомами невроза, которые имеются у него в настоящем. Образно выражаясь, перенос открывает двери в бессознательное и при адекватной его интерпретации позволяет осуществить реконструктивное воздействие на психику пациента. Прошлый опыт обретает для пациента смысл и становится осознанным и контролируемым достоянием его личности.
В рамках психоаналитической концепции объектных отношений (М. Клейн, М. Милнер, Д. Винникотт) трактовка переноса приобретает несколько иной характер. Эта концепция оказалась весьма продуктивной для теории и практики арт-терапии. Постараемся более подробно остановиться на тех ее положениях, которые имеют отношение к понятию психотерапевтического переноса. В первую очередь имеет смысл уточнить содержание термина «объект». Согласно теории объектных отношений, этот термин обозначает не материальную вещь, а различные содержания психики, отражающие тех или иных лиц. «В психологической литературе, — пишет К. Райкрофт, — объекты — это всегда лица, их атрибуты либо символы того или другого» (Rycroft С, 1977, р. 100). «Объекты могут быть внешними, когда субъект воспринимает их как элементы внешнего пространства, либо внутренними, приобретающими значение внешних объектов» (Rycroft С, 1977). По выражению К. Райкрофта, в этом случае они являются «фантомами» — образами воображения, на которые человек реагирует так же, как на внешние объекты. Это образы, отражающие внешнюю реальность, но перемещенные во внутрипсихиче-ское пространство субъекта за счет механизма интроекции и воспринимающиеся как элементы этого пространства. Теория М. Клейн получила название «объектная», потому что, в отличие от классического психоанализа, базирующегося на понятии инстинкта, она хотя и использует его, но признает взаимодействие ребенка с матерью и материнской грудью в первый год его жизни наиболее значимым фактором в его психосексуальном развитии. По мнению М. Клейн, наибольшую психологическую сложность для ребенка представляет преодоление инстинктивной зависимости от матери и ее груди. Младенец фантазирует о них. При этом фантазии являются ментальным отражением его инстинктивных побуждений и воспринимаются как реальные объекты. Процесс психического развития ребенка предполагает постепенное осознание им того, что мать и ее грудь являются не элементами его внутрипсихического пространства, принадлежащими всецело ему, а самостоятельными сущностями, имеющими независимое от него существование.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 844;