ИСХОДНЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 2 страница

После этого пациентов приглашают к работе, хотя далеко не все сра­зу в нее включаются. Арт-терапевт может выяснить причину бездеятель­ности того или иного пациента и помочь ему начать работу, демонстри­руя разные материалы и их потенциал. Однако не следует слишком на­стойчиво побуждать пациентов к изобразительной деятельности. Студийная группа предполагает использование недирективного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его индивидуальных особенностей. Необходимо учитывать, что для не­которых пациентов может представлять интерес даже простое пребыва­ние в атмосфере студии и молчаливое «соучастие» в работе других.

Каждый работает в своем темпе. Одни пациенты могут за одну сессию создать несколько работ, другие посвящают выполнению одной работы несколько сессий. Несмотря на то что вербальный контакт в процессе работы минимален, а группа является открытой, в ней всегда через не­которое время формируется своя собственная «культура» — ее неповто­римая атмосфера, связанная с динамикой работы, невербальной экс­прессией участников, их воздействием друг на друга через свои художе­ственные работы, общением в перерывах, звучанием музыки, нередко используемой в качестве «фона», и другими факторами.

Студийная группа предполагает обратную связь, — главным обра­зом, через экспозицию работ в помещении студии и их краткое обсужде­ние, контакт между отдельными участниками и индивидуальное обще­ние с арт-терапевтом.

Работы, как правило, хранятся в личных папках. Тем самым защища­ется право каждого пациента на внутренний мир и формируется (при участии и других факторов) безопасное «психотерапевтическое про­странство».

Занятия в открытых студийных группах проводятся от одного до не­скольких раз в неделю. Продолжительность сессий варьирует в среднем от полутора до двух с половиной часов. Во многих случаях, в особенно­сти в стационарах длительного пребывания и специальных интернатах, пациенты могут проводить в студии любое время. Тем самым они полу­чают возможность уединиться и погрузиться в свой внутренний мир по­средством изобразительной деятельности.

2-1508

Продолжительность работы в открытой студийной группе определя­ется разными факторами: интересом пациентов, сроком пребывания в стационаре и т. д. Поскольку студийная группа не характеризуется от­четливой групповой динамикой и не имеет того «психотерапевтическо­го оттенка», который свойствен индивидуальной арт-терапии и некото­рым другим формам групповой арт-терапии, понятие терминации для обозначения ее окончания не используется.

 

Аналитическая закрытая группа

Аналитическая закрытая группа ориентирована в основном на рабо­ту с неосознаваемыми психическими процессами ее участников. Слово «закрытая» в названии означает, что на протяжении всего времени со­став группы остается постоянным. На развитие тех форм арт-терапевти­ческой работы, которые связаны с понятием аналитической группы, оказа­ли влияние разные направления психодинамического подхода (Freud S., 1921; Adler А., 1929; Moreno J., 1948; Main Т., 1946; Foulkes S., 1964).

В работе «Групповая психология и анализ Эго» 3. Фрейд (1921) по­пытался проанализировать поведение толпы и отношения между груп­пой и лидером. А. Адлер, в отличие от Фрейда, подчеркивал важность социальных факторов и инициировал первые формы групповой работы. Термин «групповая психотерапия» был веден Я. Морено (Moreno J., 1948), который разработал такую ее форму, как психодрама. Т. Мейн (Main Т., 1946) с помощью психодинамических представлений обосно­вал использование новых форм работы с психически больными и способ­ствовал организации «психотерапевтических сообществ».

Определенный вклад в развитие групповых форм психотерапии внес К. Левин. Он впервые использовал понятие «групповая динамика» и спо­собствовал организации групп, ориентированных на «тренинг сенситив-ности». Кроме того, он применил оригинальную «полевую теорию» для обоснования процессов социального взаимодействия и осуществил уни­кальный для своего времени эксперимент по изучению влияния разных типов управления на формирование групповой атмосферы.

Свой вклад в разработку методологии групповой психотерапии ана­литического типа внесли П. Шильдер (Schilder Р., 1939); А. Вольф и Е. Шварц (Wolf A., Schwartz Е., 1962). При групповой работе основной акцент делался ими на индивидуальном анализе путем изучения перено­са и сопротивления у отдельных участников группы.

В отличие от этих авторов, X. Эзриел (Ezriel Н., 1950, 1952) и В. Би-он (Bion W., 1961) занимались преимущественно анализом групповых процессов. X. Эзриел полагал, что они отражают общие мотивы, опасе­ния и способы психической защиты, свойственные участникам группы. В. Бион же систематизировал разные формы коллективного поведения, автоматически проявляющиеся при объединении людей в группу. Его идеи были затем широко использованы при организации «психотерапев­тических сообществ» и проведении «тренинговых групп».

Немаловажная роль в развитии групповых форм психодинамической работы принадлежит С. Фолькису (Foulkes S., 1964), который подчер­кивал особую важность анализа индивидуальных реакций участников группы и считал, что психотерапевтический эффект связан с совокуп­ным вкладом клиентов в групповую работу. Он выделил четыре основ­ных уровня, на которых происходит функционирование группы:

• уровень актуальных, «взрослых» отношений, на которые оказыва­ют влияние социально-политические, экономические и культур­ные факторы;

• уровень, связанный с проявлением реакций переноса;

• уровень, связанный с проявлением чувств, фантазий и других внутрипсихических процессов, разделяемых участниками группы;

• уровень архетипических представлений.

Интересны также работы Г. МакНилли (McNeilly G., 1984, 1987, 1989), в которых обсуждалось использование аналитических групп.

Таким образом, библиография по использованию психодинамических представлений в групповой психотерапевтической работе свидетель­ствует о широком диапазоне разных подходов. Все они так или иначе могут использоваться при проведении арт-терапевтических аналитиче­ских групп. Важным является то, что все эти подходы реализуются в кон­тексте арт-терапевтической работы. Поэтому изобразительная деятель­ность участников является особым предметом анализа и оказывает боль­шое влияние на динамику группы в целом и содержание переживаний ее участников.

Аналитическая группа является комплексным видом работы, сочета­ющей в себе как изобразительную деятельность клиентов, так и вербаль­ную коммуникацию. Вербальный компонент может варьировать в широ­ком диапазоне: от спонтанных высказываний, комментирующих изобра­зительный процесс, до групповой дискуссии. Групповые аналитические сессии весьма динамичны и включают в себя на разных стадиях глубо­кое погружение участников в самостоятельную работу и коллективное обсуждение.

2-

Ход сессии не имеет какой-либо жесткой регламентации, и хотя арт-терапевт наблюдает за ним и время от времени комментирует его, мно­гообразие возможностей этой формы групповой работы делает ее мало­предсказуемой и спонтанной. Степень идентификации участников с группой и их взаимодействие друг с другом (возможность физического контакта в форме игр, открытого выражения своих эмоций в двигатель­ных реакциях, парной и коллективной изобразительной работы и т. д.) весьма высоки. В то же время участников такой группы отличает высо­кий уровень независимости и умение сохранять собственную идентич­ность. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия и отчасти ход групповой работы, самостоятельно решая, в ка­кой форме и когда в нее включиться. Им предоставляется неограничен­ная свобода поведения.

При этой форме работы играют большую роль как вербальный, так и невербальный каналы коммуникации. Важно и то, что участники могут взаимодействовать посредством своей изобразительной продукции. Они не только активно реагируют на работы своих товарищей во время их создания, но и включаются в групповое обсуждение во время дискуссии.

Такая форма работы очень часто провоцирует чувства и реакции, свя­занные с переносом: атмосфера группы может будить воспоминания о детстве и тех его моментах, когда сегодняшние участники группы иг­рали или занимались изобразительным творчеством в присутствии взрослых.

Эту форму работы отличает отсутствие жесткого ролевого распреде­ления, которое свойственно, например, тематически ориентированной группе. Участники могут свободно переходить от одной роли к другой, неосознанно реагируя на действия и изобразительную продукцию дру­гих. Здесь предоставляется большая возможность для исследования множества смыслов, заключенных в изображениях, для сопоставления и интеграции тех содержаний, которые автор вкладывает в свою работу, и тех смыслов, которые раскрываются в ней при групповом обсуждении.

Аналитическая группа формирует свою особую «культуру», раскры­вающуюся в динамике образов и взаимоотношений ее участников. Кли­енты начинают ощущать эту «культуру», проецируя свои смыслы и пе­реживания на собственные работы и работы других, являющиеся мате­риальными и живыми свидетельствами собственного и группового прошлого, настоящего и будущего.

На протяжении всего хода сессии арт-терапевт внимательно наблю­дает за реакциями и поведением участников и их работой, в частности за характером используемых материалов, особенностями создаваемых образов и т. д. Он комментирует динамику происходящих изменений как в атмосфере группы в целом, так и в характере переживаний и поведе­нии,ее участников.

Аналитическая закрытая группа рассчитана, главным образом, на ра­боту с пациентами, имеющими пограничные психические расстройства (или расстройства невротического уровня), либо с лицами, не имеющи­ми каких-либо клинических нарушений, но испытывающими определен­ные психологические или социальные проблемы. Аналитические группы могут использоваться в работе с семьями, различными малыми сообще­ствами людей, объединенными по какому-либо признаку (расовому, эт­ническому, половому, возрастному и т. д.), в работе с правонарушителя­ми, в ряде случаев с лицами, проходящими лечение от алкогольной или наркотической зависимости, и другими категориями клиентов. Суще­ствует также определенный опыт использования аналитических групп в работе с психиатрическими пациентами (Greenwood Н., Killick К., 1995).

Работа аналитической группы предполагает проведение регулярных сессий продолжительностью два-три часа (иногда больше), в большин­стве случаев еженедельно или один раз в две недели. Группа может встречаться в течение того или иного периода времени, который опреде­ляется задачами работы и внешними факторами. Так, срок работы груп­пы может быть связан с достижением определенного лечебно-коррекци-онного эффекта или проработкой комплекса проблем (характерного, на­пример, для ситуации в семье, представителей определенного малого сообщества и т. д.). Таким образом, можно говорить об уместности ис­пользования понятия терминации для обозначения окончания работы аналитической группы.

Работа аналитической группы характеризуется определенной дина­микой, которая выражена сильнее, чем, например, в работе студийной или тематически ориентированной группы. Можно говорить о четырех основных ее этапах (Case С, Dalley Т., 1992).

Первый этап отличается пассивностью участников, которые ориенти­руются на лидера (арт-терапевта), склонны идентифицировать себя с ролью ведомого и проецировать свои неосознаваемые качества на лиде­ра и других участников. С этим связана тенденция к идеализации одних участников группы и дистанцированию от других. Высокая степень тре­вожности участников группы отрицается ими или маскируется искусст­венным оптимизмом и благодушием. Изобразительная продукция выпол­няет защитную функцию, что проявляется, в частности, в потребности участников в высокой оценке своих работ со стороны лидера и в их стремлении использовать изобразительные клише.

Важная роль на этом этапе принадлежит лидеру, который, дистанци­руясь от «соучастия» в «играх» и демонстрируя свою особую функцию и позицию в группе, символизирует для участников «ролевую модель», — тем самым он стимулирует их самостоятельность.

Второй этап характеризуется снижением проекций и повышением тревожности и психического дискомфорта участников. Может прояв­ляться враждебность отдельных клиентов друг к другу так же, как и сим­патия и идеализация в результате усиления переносов. Могут наблю­даться импульсивные реакции, агрессивные выпады против лидера и даже попытки отдельных участников покинуть группу. В целом само­оценка участников группы понижается, имеет место тенденция к отри­цанию ими своих творческих возможностей.

На третьем этапе происходит расширение экспрессивного диапазона участников. Они становятся готовы к аутентичному выражению самых разнообразных чувств, которые постепенно ими осознаются. Параллель­но с этим взаимоотношения между участниками приобретают более глу­бокий и комплексный характер. Идет исследование проекций и перено­сов, их соответствия реальным «Я» клиентов. Преодолеваются регрес­сивные тенденции и потребность в зависимости от лидера и отдельных участников. Формируется определенная «культура» группы, способству­ющая продуктивной работе, происходит идентификация участников с общей целью групповой деятельности.

Четвертый этап нередко характеризуется усилением тревожности, регрессивных и защитных тенденций участников группы. Могут иметь место депрессивные переживания или, напротив, эйфория. Клиенты, стремясь преодолеть страх расставания, формируют пары. Многие испы­тывают потребность вновь обратиться к ранее выполненным ими или их товарищами работам, пытаются завершить или изменить рисунки опре­деленным образом. Происходит постепенная интернализация опыта групповой работы, позволяющая интегрировать его различные аспекты и достичь высокой степени психологической автономности, необходи­мой для терминации.

Работа аналитической группы предполагает создание определенных условий, отличающихся, например, от условий работы студийной груп­пы. Важная роль отводится формированию надежных «границ», обеспе­чивающих «безопасное пространство» для групповой работы. Некоторы­ми факторами создания такого пространства является закрытый харак­тер группы с постоянным составом участников. Четкая регламентация периодичности и продолжительности сессий с обязательным их посеще­нием (неявка отдельных участников на ту или иную сессию может быть особым предметом для анализа), достаточно четкое формулирование ос­новных целей и задач работы (насколько это возможно при низкой структурированности группы). В отличие от условий студийной группы, с характерным для нее рядом однотипных столов и отсутствием доста­точного места для вербальных обсуждений, помещение для работы ана­литической группы имеет, как правило,две зоны: «грязную»,предназна­ченную для изобразительной работы, и «чистую» —для обсуждений. Необходим больший выбор посадочных (рабочих) мест, различающихся по определенным признакам. Необходимо обеспечить свободный доступ участников к различным материалам и средствам работы, к воде. С уче­том того, что работа аналитической группы часто предполагает совмест­ную деятельность двух или нескольких человек, передвигающихся в пре­делах всего кабинета, возможность физического контакта и свободное использование любых материалов с потенциальным «загрязнением» тер­ритории или созданием беспорядка, «грязная» зона должна иметь доста­точное свободное пространство и легко моющуюся поверхность пола и стен. По крайней мере одна из стен должна быть отведена для закреп­ления на ней бумаги, что может потребоваться, например, при работе нескольких участников на вертикальной плоскости. Оформление «чис­той» зоны соответствует общим требованиям, предъявляемым к арт-терапевтическому кабинету, предназначенному для интерактивных форм работы.

 

Тематически ориентированная группа

Тематически ориентированная группа по сравнению со студийной и аналитической группами, как правило, предполагает большую степень структурированности, которая достигается, главным образом, за счет использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участ­ников. В большинстве случаев тематически ориентированные группы являются полуоткрытыми: некоторые участники на определенном этапе могут покидать группу, в любой момент она может пополняться новыми членами. Это допустимо, поскольку работа тематически ориентирован­ной группы не имеет динамики, свойственной аналитической группе. В то же время работа этой группы порой более динамична, чем работа студийной группы. Ее большая структурированность, по сравнению с аналитической группой, оказывает тормозящее воздействие на группо­вую динамику. Как правило, тематически ориентированная группа рабо­тает непродолжительное время, нацеливаясь на определенные аспекты опыта ее участников и решение вполне конкретных задач.

Тематически ориентированную группу отличает значение, которое она придает как социальным условиям, влияющим на работу ее участни­ков, так и действию внутренних исцеляющих факторов, связанных с не­осознаваемыми психическими процессами и креативностью.

Методологическим обоснованием тематически ориентированных групп выступает довольно широкий круг различных направлений совре­менной психологии и вербальной групповой психотерапии. Это, в част­ности, различные психологические подходы, оперирующие понятием игровой деятельности (Piaget J., 1951; Erikson Е., 1978), и теории группо­вой психотерапии (Yalom I., 1975). Большое влияние на развитие тема­тически ориентированных групп оказала деятельность «групп встреч», использующих представления гуманистического подхода. В частности, нацеленность на контекст «здесь-и-сейчас» и трехчастная структура ха­рактеризуют тематически ориентированные группы в той же мере, в ка­кой и «группы встреч». Тематически ориентированные группы опирают­ся на опыт семейной и кризисной психотерапии, системные и некоторые иные представления.

Все эти влияния синтезируются в специфическом контексте арт-те­рапевтической работы, что позволяет в равной степени сочетать соци­ально-коммуникативные и интроспективные элементы в деятельности тематически ориентированных групп.

Тематически ориентированные группы получили распространение сравнительно недавно. Из работ последнего времени, посвященных их использованию, можно отметить работы М. Либманн (Liebmann М., 1984, 1987), X. Ландгартен(Ьапа^аг1епН., 1981), Д. Уэллер (Waller D., 1993), Д. Кемпбелл (Campbell J., 1993). На русском языке в последние годы опубликовано несколько работ, в которых описываются методы, напоми­нающие деятельность тематически ориентированных арт-терапевтиче­ских групп (Бурно М., 1989; Хайкин Р., 1992).

Существуют различные причины предпочтения в ряде случаев тема­тически ориентированных групп. М. Либманн (Liebmann М., 1987), на­пример, называет ситуации,когда:

• люди испытывают явные затруднения и растерянность, особенно в начале работы;

• люди, не имеющие опыта арт-терапевтической работы, ориенти­руются, главным образом, на свои впечатления от школьных уро­ков рисования;

• люди чувствуют себя слишком напряженно в группе;

• имеются временные ограничения для арт-терапевтической рабо­ты (в силу короткого срока пребывания больного в стационаре, небольшой продолжительности курса арт-терапии или реабилита­ционной программы и т. д.), заставляющие более четко формули­ровать задачи и темы работы, отражающие специфические про­блемы группы;

• необходимо сплотить группу;

• нужно предоставить группе выбор, для того чтобы настроить ее на решение тех или иных проблем и задач работы;

• требуется активизировать взаимодействие между участниками группы;

• надо вывести людей из погружения в свои проблемы и побудить к более активной совместной работе.

Кроме того, тематически ориентированные группы довольно широко используются специалистами, владеющими методами вербальной груп­повой психотерапии, но не имеющими серьезной арт-терапевтической подготовки. Хорошая структурированность тематически ориентирован­ных групп и относительно более низкая роль изобразительного элемен­та, как правило, позволяют таким специалистам успешно справляться с ведением тематически ориентированных групп.

Тематически ориентированные группы работают в течение меньшего промежутка времени, чем, например, аналитические. Нередко они орга­низуются даже как группы однократных встреч, на которых прорабаты­ваются те или иные проблемы участников. Иногда они представляют со­бой «группы выходного дня», работающие один или два дня по многу ча­сов. В большинстве случаев тематически ориентированные группы имеют определенную периодичность сессий (от одной в две недели до нескольких в неделю). Продолжительность сессий примерно такая же, как и при работе аналитических групп (в среднем полтора-два часа). Оснащение помещения отвечает требованиям кабинета для групповой интерактивной работы.

Цели и содержание занятий тематически ориентированной группы определяются рядом факторов. Так, при работе с группой, состоящей из лиц с недоразвитием интеллекта, основная цель занятия может сводить­ся к оценке и тренировке их познавательных возможностей и умений;

при работе с группой, состоящей из пожилых людей, целью занятия мо-
жет быть проработка особых проблем — одиночества и беспомощности;
при работе со смешанной группой детей и взрослых — налаживание
коммуникации и достижение лучшего взаимопонимания между участни-
ками и т. д. •

Группа структурируется не только за счет использования тем, имею­щих характер индивидуальных или групповых «заданий» с соответству­ющими инструкциями по их выполнению, но и за счет распределения общего времени сессии на отдельные этапы:

• введение и «разогрев» (занимает примерно от 10 до 25% времени сессии);

• изобразительная работа — «исполнение» темы (от 30 до 40% об­щего времени сессии);

• обсуждение и завершение сессии (от 35 до 40% общего времени сессии).

Введение и «разогрев» предполагают знакомство и подготовку участ­ников к работе, создание атмосферы доверия и безопасности. Арт-тера­певт должен объяснить основные правила поведения в ходе сессий, ино­гда он может согласовать эти правила с группой. В частности, он просит не опаздывать и посещать все сессии, проявлять взаимное уважение, воздерживаться от разговоров и замечаний, которые могут помешать другим. Он указывает на ответственность участников за то, что будет происходить во время сессий: за чувства и поступки, выбор тем и их рас­крытие в изобразительной работе, уборку помещений после завершения сессии и т. д. Арт-терапевт объясняет основной характер арт-терапевти­ческой работы, ее цели и задачи. В частности, он может подчеркнуть, что арт-терапия не связана с созданием «произведений искусства» и исполь­зованием каких-либо изобразительных эталонов, что наибольшее значе­ние имеет искренность в выражении переживаний, индивидуальный стиль самовыражения, что участники могут вести себя совершенно ес­тественно и делать из любых материалов все, что им захочется в соот­ветствии с выбранной темой.

Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физиче­ской активности и способы «настройки» на изобразительную работу. В нем могут использоваться некоторые упражнения из арсенала «групп встреч», упражнения на релаксацию (особенно если последующая изо­бразительная деятельность предполагает интроспективный характер и связана с активизацией фантазии или исследованием собственных чувств и воспоминаний), а также некоторые несложные изобразитель­ные приемы. В приложении приведены примеры некоторых из них.

Этап изобразительной работы предполагает выбор темы и ее по­следующую разработку с помощью изобразительных приемов. Выбор темы может осуществляться различным образом и определяться харак­тером группы. Так, арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, ориентируясь на состав группы. В частности, при работе с пожилыми лицами, посещающими социальный центр дневного пребыва­ния, могут быть предложены темы «наиболее яркие события моей жиз­ни», «линия жизни» (см. Приложение) и другие. При работе с детьми, имеющими определенные эмоциональные или поведенческие наруше­ния, могут использоваться темы, позволяющие выражать и исследовать сильные чувства и привычные способы поведения, например, «жизнь на необитаемом острове», «подводный мир», «джунгли» и т. д. При работе со смешанными группами детей и взрослых могут использоваться такие темы, как, например, «совместный проект», «разговор» и другие.

Обычно темы распределяются по нескольким основным группам. М. Либманн (Liebmann М., 1987) для удобства выбора темы в зависимо­сти от обстоятельств предлагает следующее деление:

• темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

• «общие» темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

• темы, связанные с исследованием системы отношений и образа «Я»;

• темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

• темы, предполагающие совместную изобразительную деятель­ность участников группы, и некоторые другие группы техник (см. Приложение).

В некоторых случаях тема выбирается или предлагается самими участ­никами группы. Этому может предшествовать небольшая дискуссия, по­зволяющая выяснить наиболее актуальные и близкие большинству участ­ников проблемы. Некоторые темы могут быть продолжением или «разви­тием» предыдущих занятий. Иногда можно дать сформулировать участникам некую тему, отражающую основную проблему или потреб­ность, проявившуюся в уже выполненных работах.

Большинство тем предполагает индивидуальную деятельность, одна­ко немало и таких, которые могут быть предназначены для парной или коллективной работы (см. Приложение).

После выбора темы участники приступают к ее «раскрытию» и «раз­работке» с помощью изобразительных средств. Эффективность работы тематически ориентированной группы зависит от степени вовлеченности в нее и искренности участников. Формальное изображение на заданную тему способно мало что дать участникам группы и не оказывает влияния на групповую динамику. Тематически ориентированные группы иногда становятся объектом критики со стороны некоторых арт-терапевтов, в особенности тех, кто работает с аналитическими группами. Они склон­ны полагать, что использование тем, особенно предложенных лидером, делает работу более поверхностной, чем в случаях ее полной неструкту­рированности, когда она затрагивает более глубокие слои опыта, вклю­чая неосознаваемые психические процессы. Критики утверждают, что преимущественно «социальный» характер тематически ориентирован­ных групп заставляет их участников ориентироваться на шаблонные ре­акции и способы изобразительного «ответа» на предлагаемые темы.

«Раскрытие» и «разработка» темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки ра­бот друг друга нежелательны, поскольку могут смутить автора, вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искрен­нему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предпо­лагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками.

Следует учитывать разную скорость их работы. Те, кто уже завершил свой труд, могут, не мешая другим, внимательно рассмотреть свое «про­изведение», попить чаю или отдохнуть в «чистой» зоне.

Этап обсуждения и завершение сессии. Обсуждение обычно происходит в «чистой» зоне арт-терапевтического кабинета. Оно пред­ставляет собой рассказ участников о своей изобразительной работе или комментарии к ней. Пациенты не просто описывают нарисованное, но стараются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изо­бразительным продуктом и его содержанием. Иногда автор может лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. В других случаях участники могут сопроводить свой рисунок (или иной «продукт» — скульптуру, трехмерную композицию и т. д.) описанием в форме рассказа или стихотворения.

Существует несколько вариантов обсуждения. В одних случаях каж­дому предоставляется возможность высказаться, в других — внимание фокусируется на одной или нескольких работах. Иногда на обсуждение выносится и ход групповой работы: каждый делится своими ощущения­ми и мыслями относительно того, что происходило во время данной сес­сии или их серии, каковы его впечатления от общей атмосферы в груп-пе, характера вербальной и невербальной коммуникации, роли ведущего

(арт-терапевта) и разных участников, их отношения к теме и т. д. Целе­сообразно устраивать ретроспективные обсуждения (например, при ре­гулярных занятиях один раз в одну или две недели) с показом и коммен­тариями серии работ того или иного участника, выполненных за опре­деленный период времени. Это может стимулировать группу к выбору очередной темы, а автора — к глубокому осмыслению своего опыта.

При рассказе участника о своей работе другие, как правило, воздер­живаются от комментариев и оценок, но могут задавать автору вопросы. Иногда, при общем согласии группы, участники переходят к более по­дробному обсуждению работ друг друга с высказыванием собственных впечатлений, чувств, мыслей.

Этот этап сессии может быть дополнен комментариями и оценками арт-терапевта, касающимися хода работы, ее результатов, поведения от­дельных участников и т. д. Как правило, он избегает делать какие-либо аналитические заключения — это может лишь усилить зависимость от него участников группы и подавить их самостоятельность. Подобные заключения, может быть и уместные в диагностических целях, не отве­чают основному характеру арт-терапевтической работы, которая предпо­лагает активный «диалог» авторов со своими «произведениями». Этому «диалогу» способствуют различные приемы, которые использует арт-те­рапевт, в том числе на этапе обсуждения. Он может задавать автору во­просы, направленные на уточнение содержания работы, его пережива­ний и мыслей. Нередко используется юнгианская техника «амплифика­ции», направленная на выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эсте­тическими, религиозными представлениями и т. д.








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 839;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.