Медикаментозная коррекция расстроенных функций
Многие из коллег, услышав разговор на эту тему, отмахиваются: "Что тут обсуждать? Будет устранена причина - кишки сами заработают. Ну и пусть не сразу. Первые сутки после лапаротомии перистальтика и должна быть подавлена. Потом прозеринчика назначим... Обойдется". И дейсгвительно обходится... только вот - не всегда. А что делать, если "не обошлось"? Как долго ждать улучшения? А может, и ничего не делать, т.к. против судьбы не попрешь. Попробуем разобраться в деталях.
В параграфе 5.1.3. обговаривались компоненты общего нарушения функций системы пищеварения. Оценивкаждое из расстройств, представив его происхождение и динамику, можно предпринимать действия, направленные и на предупреждение, и на купирование опасногорасстройства.
Больше всего забот у интенсивистов вызывает и соответственно чаще всего является предметом обсуждения расстройство перистальтики кишечника. Здесь эта тема тоже будет обговорена.
Но начать обсуждение представляется целесообразным с вопросов, а обыденной жизни не особенно привлекающих к себе внимание. Любое критическое состояние приводит не только к расстройству моторики пищеварительного тракта. При этом страдают и секреторная функция, и всасываемость. А еще за нарушением барьерной функции следуют септические осложнения.
Здесь уже упоминались послеоперационные паротиты. Потому вряд ли правильно сосредотачиваться только на парезе кишечника.
Что касается расстройств секреции, то в принципе их можно купкровать или стимуляцией секреторной функции, или возмещением недостатка ферментов официальными препаратами. Доступных для широкого применения стимуляторов секреции нет. Гистамин, прозерин и тому подобные вещества вряд ли годятся для этой роли из-за обилия побочных эффектов. Потому искусственная стимуляция секреторной функции системы пищеварения практически ограничивается уже упомянутым в параграфе 5.2.1 подкислением содержимого полостирта. Если же потребуется подавление секреции, то для этого доступные средства имеются. Тем более доступны средства, восполняющие дефицит секреции (желудочныйсок нативный, ацидин-пепсин,таблетированные ферменты типа фестала и т.д.). При назначении зондовои диеты о них нужно помнить.
Септические осложнения, происходящие из пищеварительной системы, принимая во внимание их опасность и склонность быстро прогрессировать, с первых часов требуют мощной антибактериальной терапии и применения эфферентных методов лечения. Но это не предмет данного разговора.
Завершать главу доводится обсуждением вечной проблемы -купирования пареза кишечника. Собственно парез кишечника - это только часть проблемы. Двигательные расстройства желудочно-кишечного тракта включают а себя и регургитацию желудочного содержимого в пищевод, и нарушения функции привратника, и панкреато-билеарные расстройства. Они же вызывают ухудшение самочувствия из-за спастических болей, метеоризма и пр.
Многокомпонентность следствий нарушения моторики пищеварительного тракта требует включения в лечебный комплекс средств избирательного воздействия на конкретные звенья патологического процесса. Вряд ли правильно обходиться в таких случаях одним прозерином. То, что пациенты поправляются и на фоне стимуляции кишечника одним прозерином или убретидом, свидетельствует не столько о достоинствах этих лекарств, сколько о живучести человека. А может быть, учитывая живучесть человека, и не стоит мудрить с многокомпонентными схемами лечения пареза? В большинстве рядовых случаев это действительно так. Но если расстройства выходят за пределы выживаемости, стоит все-таки использовать опыт А.И. Нечай и М.С. Островской (1978) по применению растормаживающей стимуляции перистальтики кишечника. Эти авторы не касались применения церукала, а он лучше других раскрывает спазмированный привратник, способствуя естественному опорожнению желудка. Во многих случаях после этого прекращается рвота.
Что касается метода стимуляции или, вернее сказать, реставрации перистальтики кишечника по А.И. Нечай и М.С. Островской, то опыт автора подтверждает его эффективность, сравнимую с эффективностью эпидуральной блокады, простоту и безопасность. Еще сохранились номера журнала "Хирургия", где этот метод описан, потому нет нужды в его пересказе. Досаду вызывает неспособность нашей братии воспринимать сообщения полезные, но не разукрашенные рекламной показухой.
В качестве компенсации незаслуженного забвения такого полезного метода уместно довести до читателя хотя бы краткие сведения о его рождении. Это произошло в семидесятых годах в клинике факультетской хирургии Военно-медицинской академии, точнее в отделении реанимации этой клиники. Интересно, что врачебный персонал этого отделения состоял только из одного штатного квалифицированного анестезиолога-реаниматолога М.С. Островской. Роли остальных реаниматологоа исполняли хирурги, слушатели 2-годичного факультета усовершенствования, которые в соответствии с учебной программой работали в этом отделении по нескольку месяцев. Профиль клиники - именно абдоминальная хирургия, т.е. система пищеварения - объект ежедневной заботы персонала. Видимо, дефицит рук, владеющих методом эпидуральной анестезии, и неудовлетворенность эффектом от м-холиномиметиков побудили к поиску иного метода восстановления перистальтики кишечника после лапаротомии. Очень кстати в 1973 году С.С. Крыловым и Н.Т. Старых был синтезирован альфа-адреноблокатор пирроксан (цит. по В.В. Абрамченко и соавт., 1996), который лучше остальных подобных медикаментов подошел для метода А.И. Нечай и М.С. Островской. И опять приходится с досадой отмечать, что теперь этот дешевый отечественный медикамент исчез из нашего ассортимента. Впрочем, метод растормаживающей стимуляции перистальтики кишечника настолько надежен, что эффективно действует при комбинации разных медикаментов из обозначенных авторами метода фармакологических групп. Роль таковых медикаментов могут исполнять любой бетаадренобпокатор в сочетании с любым альфаадреноблокатором и гангпиоблокатором. Дозы компонентов этой "троицы" должны быть такими, которые заведомо ниже влияющих на кровообращение (пирроксан 5 мг, дроперидол2,5 мг, обзидан 1 мг, бензогексоний 5 мг и т.п.). Все три лекарства могут вводиться одним шприцем в мышцу или в вену. Авторы рекомендуют начинать введения еще в операционной и продолжать с 8-часовыми интервалами до восстановления перистальтики. Как правило, с третьего послеоперационного дня проблема разрешаетсябез появления нужды в м-холиномиметиках.
Четкое представление роли отделов вегетативной нервной системы в организации функции желудочно-кишечного тракта коллеги несомненно, укрепят, усвоив содержание по крайней мере таблицы 1, приведенной на стр. 279 "Практического пособия по оперативной хирургии для анестезиологов и реаниматологов". Книга переиздана Р.Н. Калашниковым, Э.В. Недашковским и А.Я. Журавлевым в Архангельске, 1997 год.
Эпидуральная блокада нижнегрудных сегментов, конечно, один из наиболее эффективных методов борьбы с парезом кишечника, но более подробное ее освещение - тема для другого разговора.
Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 704;