Основные направления политико-правовой мысли французского либерализма XIX века. Б. Констан. А. де Токвиль.
Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830) – ученый, государственный деятель, сформировавший доктрину либеральной демократии в своей двухтомной работе «Курс конституционной политики» (1829). Выделял два понимания свободы – политическую и личную. Лишь древние народы обладали политической свободой, которая сводилась к участию в осуществлении политической власти.
Общественные институты поддерживали равенство, препятствовали накоплению богатств, выступали против роскоши.
Новые народы понимают свободу иначе, их свобода – личная, гражданская состоит в суверенной независимости индивида и государственной власти. Она включает свободу выбора религии, свободу печати, предпринимательства.
Подчеркивает свободу конкуренции, выступает против вмешательства в экономику. Кроме того опасность для свободы – это теория народного суверенитета, потому как она отождествляет свободу и власть. Неограниченная власть народа опасна для свободы каждого человека. Гарантия индивидуальной свободы – возможность выражения общественного мнения, а также разделение равновесия властей.
Форма правления – конституционная монархия, необходимо разделение властей на:
1. нейтральную власть, которая принадлежит монарху;
2. исполнительную власть;
3. власть наследственной палаты власти;
4. власть закрытой выборной палаты;
5. судебную власть.
Правосудие должна осуществлять независимая судебная власть.
Алексис де Токвиль (1805-1859) был теоретиком либерализма нового типа. Свою концепцию демократии А.Токвиль изложил в работах «О демократии в Америке» (1835), «Старый режим и революция» (1857).
Предмет исследования – демократия:
1. политический строй;
2. общественный строй, не знающий границ между высшими и низшими классами.
Основа демократии – принцип равенства, который выражается в равенстве общественного положения и стартовых возможностей.
Не отождествляет равенство и свободу. Говорит, что во все времена люди предпочитали свободе равенство, потому что оно дается легче. Существование же в условиях свободы требует большого напряжения, больших усилий. Пользование свободой рассматривалось как крест.
Современную демократию считает возможной только при условии союза равенства и свободы. Любое равенство, доведенное до крайности, подавляет свободу и вызывает деспотию к жизни. Деспотия делает бессмысленным равенство.
Одна из важных помех свободе – чрезмерная централизация верховной власти. Обществом выработан целый ряд политических, юридических, демократических установлений, которые укрепляют свободы индивида и общества. К ним относятся:
- разделение властей;
- местное самоуправление;
- суд присяжных;
- свобода совести, печати, религии и др.
Верховенство народа имеет свои пределы: если их преступить, то возникает тирания большинства.
Порицает индивидуализм, его можно преодолеть только гражданственностью.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1337;