Политико-правовая идеология европейского социализма XIX века (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

 

Направление возникло в начале XΙX в. как реакция на либеральное воспевание капиталистских порядков.

Анри де Сен-Симон (1760-1825) являлся одним из основоположников критического утопического социализма.

Предполагал, что человечество закономерно развивается по восходящей линии, двигаясь к своему золотому веку. Делит общество на стадии, как и О.Конт.

Позитивная стадия устанавливает такой общественный строй, который сделает жизнь людей наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их потребностей. Власть должна перейти к ученым и промышленникам. Говорит, что изменения в экономике и политике вызываются к жизни изменением господствующих форм собственности. Необходим закон, устанавливающий форму правления.

Но основным двигателем прогресса человеческого общества является прогресс знаний и нравственности. Именно этот прогресс приводит к позитивной стадии, на которой человечество сможет организоваться в общество, наиболее выгодное для большинства. И для того, чтобы это общество построить, он предлагает ряд реформ, направленных на:

1) устранение наследственной знати;

2) облегчение положения крестьян.

После этого возможно взяться за перестройку полного режима без разрушения традиционных государственных правящих форм.

Основные предложения:

1. власть необходимо отнять у непроизводительных классов (феодалов, военных, землевладельцев, юристов), руководство политикой отдать в руки талантливых индустриалов (видных промышленников), но не людей из народа;

2. при передаче власти сохраняется институт монарха, правительства (министерства), представительные учреждения. Вся полнота светской власти должна сконцентрироваться во вновь созданном парламенте – Совете промышленников. Сформированный вслед за этим индустриализм должен превзойти буржуазный строй и превратить страну в единую централизованную управляемую промышленную ассоциацию. Ассоциация будет жить в соответствии с разумно составленным планом производственной деятельности.

Планомерная координация усилий индивидов, жесткая централизация и дисциплина дадут возможность максимально эффективно использовать производство на благо всей нации, оградят общество от бесполезных трат энергии и средств.

Эти же самые факторы делают излишними постановку в качестве целей – обеспечение свободы, гарантирование личных прав, поддержание справедливого порядка. Поэтому при системе индустриализма отпадает необходимость в обременительных институтах с их многочисленными учреждениями и должностями. Эта система до предела ограничит полную свободу, сведя ее к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами.

Наилучшей формой правления Сен-Симон считал «промышленную монархию», так как она способна обеспечить переход к промышленной системе, в которой место управления людьми займет система управления вещами.

Шарль Фурье (1772-1837) – великий французский социалист-утопист, стремившийся сформулировать законы развития человеческого общества, благодаря которым можно обосновать неизбежность установления социализма.

В основе его социальной теории лежит учение о природе человека и страстях, присущих ему.

Утверждал, что обнаружил аналогию четырех движений: материального, ограниченного, животного и социального, и выявил их основу – всеобщий закон тяготения и постижения.

В обществе этот закон действует посредством проявления человеческих страстей. Для того чтобы найти правильный путь исправления общества и обеспечить введение нового социального порядка, необходимо вскрыть, описать и классифицировать эти страсти. История сама ведет людей по этому пути. Период цивилизации завершает процесс детства человеческого общества и готовит необходимые материальные, духовные и культурные предпосылки для наступления гармоничного и счастливого существования людей.

Но в XΙX в. история двинулась вспять и прежние достижения человека начинают приносить ему вред.

Подвергает критике буржуазную общественную систему. Бедный класс лишен полной и социальной свободы. Государство является марионеткой в руках господствующего меньшинства. Права и свободы хоть и провозглашаются, но являются лишь пышными фразами. Такой политический строй – ненормальный.

Политические средства борьбы ни к чему не приведут. Такое положение изменится, если основу общества составят ассоциации – производственно-потребительские товарищества, в которые войдут представители различных социальных групп. Ячейкой такого строя является фаланга. В каждую из них входит примерно 1600 человек.

Предполагает, что сеть фаланг займет весь мир. Фаланги сохраняют частную собственность и, как результат, нравственное и имущественное неравенство. Но это не мешает новому обществу настолько уничтожить общественные богатства, чтобы люди могли жить дружно, свободно и не препятствовать друг другу. Первой заповедью существования фаланги является личная свобода каждого индивида. Центральная власть хоть и сохраняется, но во внутренние дела не вмешивается. Ш.Фурье считал политику и политическую деятельность занятием бесполезным, по этой причине проблемы государства волновали его мало.

Роберт Оуэн (1771-1852) – видный английский теоретик коммунизма, который стремился не только обосновать неизбежность установления «разумного общественного строя» взамен «дурной системы лжи, бедности и несчастья», но и практически реализовать свои взгляды.

Основу его взглядов составляет учение о характере человека. Человеческий характер формируется под влиянием внутренней природы человека и окружающей его среды. При этом окружающая среда играет главную роль. Подобным образом формируется характер целых классов.

Капиталистические отношения, сложившиеся к началу XΙX века, как внешние факторы, были отвергнуты за темноту и невежество масс, за господство духа алчности и невежества. Главным виновником всех социальных зол является частная собственность. Оуэн отрицает современные социально-экономические порядки; признает, что прогресс производства, рост крупной промышленности, как и широкое использование науки, техники, порождает необходимость увеличения высокой структуры общества. Именно капитализм должен совершить революцию в сознании людей. Выступая за революционные преобразования общественного строя, пытается избежать двух отрицательных явлений:

1. превращение революции в насильственный переворот;

2. совершение ее темными, невежественными людьми.

Революцию должны совершить определенные индивиды и группы людей, руководящиеся доброй волей и располагающие капиталами, необходимыми для основания капиталистских поселений. Такими людьми могут быть дворяне, монархи, землевладельцы.

Окончательный итог революционной деятельности видит в создании системы единения общественной собственности и кооперации – нового нравственного мира.

«Молекула» – «посёлок общности» (коммуна). Эти коммуны объединяются в федерации национального масштаба или державы, а в дальнейшем объединятся и в международном масштабе.

В течение нескольких лет на Земле начнет действовать один свод законов и один порядок правления.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1445;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.