Учение о праве и государстве Р. фон Иеринга.
Рудольф фон Иеринг (1818-1892) – германский правовед, считается предшественником социологической юриспруденции. Его теория – юриспруденция интересов. Известность Рудольфу Иерингу принесли такие труды как «Борьба за право», «Цель в праве», «Дух римского права на различных ступенях его развития».
Р.Иеринг считает, что объектом правоведения являются различные жизни и интересы людей. Он стремится дать социологическое объяснение государству и праву, разрабатывает собственную методологию познания права.
Р.Иеринг основное значение придаёт анализу эмпирического материала, конкретных жизненных фактов. Исследуя их в историческом и социальном измерении, говорит о том, что право подобно организму, ему свойственны все качества природных организмов, в том числе наличие конкретных целей. Цель является правообразующим фактором.
Общество – царство целей, и основная его характеристика – не причинность, а целесообразность. Все люди действуют, потому что есть цель в будущем. В основе целесообразности лежит интерес, стремление к получению выгоды, достижение блага.
У каждого индивида есть свои интересы, отличные от других, и общество должно их согласовывать. Общество должно стать ареной совместного поведения людей, объединённых общими целями.
По мнению Иеринга, для того чтобы субъект не допустил эксцесса, необходимо внешнее принуждение. Для этого и существует государство и право.
Право – это система социальных целей, гарантированных государством.
Государство как организация социального принуждения обладает специальным аппаратом, характеризуется отношениями власти и подчинения, публичным характером государственной власти, публичным характером права и суверенностью.
Иеринг говорит о том, что право есть разумная политика власти, право без власти – пустой звук, лишённый всякой реальности, ибо только власть проводит в жизнь нормы права. Государство не должно подчиняться законам, которые оно создаёт, потому что изначально право создаётся для того, чтобы ограничить чрезмерные частные притязания, поэтому оно имеет одностороннюю принудительную силу. Такое положение характерно для первоначальных и деспотических государств.
Для того чтобы обрести прочность и сохранить себя, власть вынуждена подчиняться праву. Только в этом случае государство приобретает прочность. Государство должно себя самоограничивать для того, чтобы защитить всеобщий интерес.
Право в полном смысле слова есть двусторонне обязательная сила закона, подчинение государственной власти издаваемым ею законам.
Как полагает Иеринг, право не всегда выражало интересы общества, оно развивалось в борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в праве свои интересы. Эта борьба с развитием общества постоянно меняет свой характер и ведётся уже не за установление в праве интересов, а за обеспечение и поддержание в обществе твёрдого порядка, за претворение в жизнь действительного права.
Рудольф Иеринг выделяет:
- объективное право – совокупность применяемых государством правовых принципов, законодательный распорядок жизни;
- субъективное право – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.
Субъективное право не существует без объективного и наоборот.
«В моём праве нарушается, попирается право вообще, в нём оно утверждается, защищается и восстанавливается». Отсюда – обязанность каждого бороться против беззакония и произвола: «Каждый есть прирождённый борец за право интересов общества».
Иеринг (1818-1892), будучи воспитанным на учениях исторической школы права , несколько лет находился под их влиянием. Вслед за теоретиками этой школы он признавал только исторический подход и никакое право, кроме положительного.
Вместо органического развития, Иеринг защищал теологическое – развитие через такую категорию, как “цель”, развитие путем борьбы противоположных интересов. «Эта борьба везде и она тяжела».
Написал работу “Борьба за право”. Развитие права происходит закономерно, также как и развитие языка. Но вот способ и воля совершенно различны. Человеческий дух, изучая язык, не встречает никакого сопротивления. Между тем как в области права сталкиваются разнообразные человеческие цели (стремления, интересы).
Развивающемуся праву нужно вечно искать и пробовать, а нашедши путь, рушить препятствия, преграждающие движению. Эти препятствия – человеческие интересы, срастающиеся с определенными правовыми институтами. Праву приходиться выдерживать борьбу, затягивающуюся на несколько десятилетий. Высшая борьба – где указанные интересы приняли форму преобразованных прав. Здесь идея права приходит в конфликт сама с собой.
Жизнь права – есть борьба.
Борьба – есть работа права. Данная мысль является у Иеринга основной.
Если признать, что право развивается само собой, то человеку остается только сидеть и ждать. В области где человек должен действовать, органическая теория права убаюкивает его и призывает к бездействию. Напротив, если понимать развитие права как борьбу, то эта борьба ведется во имя лучшего права, права, долженствующего быть.
Иеринг выводит теорию деятельного участия человека в борьбе за право: «Только в борьбе обретешь ты право свое». Иеринг отверг и теорию о национальном характере права. «Дух римского права на различных ступенях его развития» сочинение, в котором критикуется национальная теория. Иеринг указывает на факт рецепции права, с которым не смогла справиться историческая школа права. Заимствование составляет такое же необходимое явление как развитие собственных начал. Препятствовать заимствованию и обрекать организм только на развитие изнутри, значит убивать его.
Иеригн отмечает, что если в древности развитие права основывалось на местном, национальном уровне, то в настоящее время стоит говорить о преобладании теории универсальности.
Общее и для Иеринга и школы естественного права:
Энергичная защита закона как высшей по сравнению с правом формы. Закон более соответствует потребностям народа.
Признание творческой роли личности, универсальных начал в развитии права. Присутствуют прогрессивные стремления –противоположность национальному консерватизму исторической школы.
Произведение: “Дух римского права”. Сущность права – есть свобода. Личность – есть самоцель. Права личности предоставляются не милостью всемогущего государства, а принадлежат человеку в силу того, что он есть человек.
Иеринг исправил ряд ошибок исторической школы права и внес в юриспруденцию много ценного, так как идея прогресса получает у Иеринга особое выражение.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 2675;