Юридический позитивизм Д. Остина. Политико-правовая теория Г. Еллинека.

 

Юридический позитивизм основан на философском позитивизме первой половины XIX века. Одним из первых представителей юридического позитивизма является Джон Остин (1790-1859).

Его труд – «Лекции о юриспруденции или философия позитивистского права». Первым вопросом в курсе лекций был «что есть предмет юриспруденции?». Для того чтобы выделить предмет, он разграничивает этику (область суждений, оценок, понятие добра и зла), науку о законотворчестве (включает представление о том, каким должно быть право) и науку о праве – юриспруденцию, которая имеет дело с законами права в собственном смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи.

Право – это приказ власти, обращённый к исполняющему обязанности для выполнения их под угрозой применения санкции.

Право – это повеление суверена. Источником права является суверенная власть, которая в своей деятельности ничем не связана, но действует в рамках религии, морали и согласия подданных.

Именно привычка повиновения власти является важнейшей гарантией нормального функционирования государства и права.

Норма права – это правило, установленное одним разумным существом для руководства другим разумным существом, над которым установлена власть, т.е. нормой является приказ суверена, снабжённый санкцией. Кроме того, есть законы, установленные Богом. Только эти две категории законов являются правом.

Существует нормативное регулирование, которое нельзя назвать правовым. Такое регулирование осуществляется посредством правил, установленных общественным мнением. Это нормы международного права, то есть правила моды, этикета и чести.

Георг Еллинек (1851-1911) – немецкий государствовед, представитель либерализма. Попытался соединить социологическое и юридическое понимание государства. Свои взгляды по данному вопросу изложил в труде «Общее учение о государстве». Учение базируется на различных методах. Рассматривает различные стороны государства и права.

Различие между социологическим и юридическим понятием государства и права разделяет фактическую конституцию (реальное общественное отношение) и конституцию писаную (формальную).

Право, по Еллинеку, является компромиссом в различных интересах, которые противоречат друг другу.

Рассматривая власть и право в социальном аспекте, Еллинек говорит, что они должны исследоваться с психологической точки зрения. Общество – совокупность психологических связей между индивидами, которые проявляются во внешнем мире.

Рассматривая право в социальном аспекте, он говорит, что действие права, его положительность (формальность) основаны на убеждённости народа в его функционированности. На этой основе строится весь правопорядок. Право есть функция человеческого общения, и опирается оно на чисто психологические элементы. Право может появиться только в организованных общественных союзах и является одной из важнейших сторон государства.

С психологической точки зрения Еллинек рассматривает и государственную власть. Она заключается в соотношении воль властвующих и подвластных. «Власть, которой повелевают, но которой не подчиняются, теряет свой господствующий характер». Власть основывается на повиновении подданных. Повиновение обеспечивается:

- фактическими отношениями;

- их психологическим признанием.

Именно нормативное создание делает власть прочной.

Еллинек стоит на либеральных позициях и придаёт большое значение индивидуальной свободе, независимо от внешнего вмешательства. Поскольку права и свободы создаются объективным правом и исходят от государства, «необходимо доказать связанность государства с этим самым правом». Он объясняет обязательность права для государственных органов с юридической точки зрения. Деятельность для государства есть сама государственная деятельность. Но если воля государственного органа – это воля самого государства, то любой, даже противоречащий акт государственного органа, должен считаться правомерным.

Еллинек опирается на социальное понятие государства и права и господствующее социальное мировоззрение. «Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы и что граждане – это не государственные рабы».

Еллинек рассматривает идею социального прогресса, говоря о том, что одним из его достижений является институт парламентаризма. Говорит, что в государстве с представительской формой правления народ как единый элемент является активным членом государства, коллегиальным государственным органом.

Как подчёркивает Еллинек, необходимо устанавливать независимость депутатов от избирателей. Народ влияет на ход избирательных дел через избирательное право. Депутат по закону находится под фактическим контролем избирателей, хотя и не обязан отчитываться перед ними.

Кроме того, Еллинек утверждает, что Парламент, воля которого расходится с волей народа, не может долго оставаться у власти.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1207;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.