Политико-правовое учение О. Конта.
Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, родоначальник философского позитивизма.
Учение о развитии общества и всех его социальных и политических институтов сформулировано в работах «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».
Позитивная философия исходит из того положения, что положительные знания должны опираться на опыт и наблюдение. Наука изучает факты законности, связи и отношения.
Социология представляет собой положительную науку об обществе; она изучает социологическую динамику и социологическую статику, представляя при этом общество как единое целое.
Социологическая динамика – прогресс как нравственное совершенствование общества и улучшение внешних условий его жизни.
Социологическая статика включает организацию общества, в основе которой лежит семья.
Для статики характерно изучение сотрудничества, объединения, кооперации. Общество скрепляется солидарностью, властью и наличием Правительства, которое выполняет моральные, нравственные, управленческие функции.
Власть: 1. светская; 2. духовная.
Историю позитивизм рассматривает как процесс становления и развития человеческого разума. Развитие общества Конт разделяет на следующие периоды:
1. теологический (до 1300 г.) – у всех народов власть осуществляется священнослужителями. Религия играет определяющую роль в управлении государством.
2. метафизический (с 1300 г. до 1800 г.) – власть постепенно переходит к правленцам и юристам. Большую роль играет наука.
3. позитивный (когда военный быт сменяется промышленным бытом)
- определяющую роль в обществе начинает играть социология (термин введен Контом) как философия и как религия;
- характерными властными отношениями становится социократия (власть общества).
Выделяет 4 силы в обществе:
1. женщина как олицетворение нравственности;
2. священники-позитивисты – воплощение ума;
3. патрициат – олицетворяют деньги;
4. пролетариат – сила материальная, производящая.
Именно согласие в обществе этих четырех сил обеспечивает порядок и прогресс в обществе.
Оправдывает деление общества на промышленников и наемную силу. Критикует либерализм и коммунизм. В случае, когда четыре силы согласованы, действуют в общих интересах, нет необходимости в делении на правителей и подданных, не нужны права личности.
Говорит, что в обществе у каждого есть своя задача и обусловленный ей статус. Наличие права – отрицает. Говорит, что в позитивном обществе все останавливается. Порядок и прогресс достигаются нравственными методами, а не властными.
Предлагает для социократии наличие всемирной позитивной религии, где человек является объектом поклонения. Для социократии характерны: «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 880;