Политико-правовая идеология английского либерализма XIX века. И. Бентам. Д. Милль.
Иеремей Бентам (1748-1832) – в историю теории политической и правовой мысли вошел как автор теории утилитаризма, которая была изложена в его работах «Принципы законодательства», «Фрагмент о Правительстве», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств», «Деонтология, или Наука о морали».
Основные идеи:
1. смысл человеческой деятельности состоит в получении удовольствия и исключении страданий;
2. основным критерием оценки всех явлений является полезность;
3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на достижение наивысшего счастья (добра) для наибольшего количества людей;
4. необходимость максимизации всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общих интересов является целью развития человечества.
Обращается к свободе человека и фокусируется на обеспечении интересов безопасности личности.
«Человек должен сам заботиться о себе и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь, потому что только сам человек может определить, в чем заключается его интерес и его польза. Сама по себе свобода – это некий фантом». Не проводит различий между свободой и произволом.
Отвергает идею школы естественного права о правах и свободе человека. «Права человека – это чепуха на ходулях!». Эти права никогда не осуществимы и их наличие не совместимо с сохранением любой конституции.
Отрицает различение права и закона. Если отделить право от закона, то право приобретает антизаконный смысл.
Критикует теорию общественного договора. Говорит о том, что заключение договора об образовании государства невозможно доказать.
Рассматривая формы правления, осуждает монархию и наследственную аристократию. Лучшая форма правления – демократия, республика с разделением властей. При этом власть – исполнительная, законодательная и судебная – действуют на основе согласия и взаимозависимости.
Выступает за расширение избирательного права, за предоставление избирательного права женщинам. При этом демократические процедуры избирания должны контролироваться исполнительной и судебной властями.
Основная обязанность правительства – гарантирование безопасности и собственности подданным государства.
Выступает за совершенствование и модификацию законодательства, а также за предотвращение прямого вмешательства государства в экономические отношения.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) – государственный деятель, родоначальник социального либерализма. В своих работах «О свободе» (1859), «Размышления о представительном правлении» (1861) он развивал идею положительной роли государства в защите индивидуальной свободы и преодолении тирании большинства.
Милль делает упор на моральные и нравственные ценности, на свободу человека. Свободный индивид стремится к внутреннему благородству и самоотверженному служению обществу ради счастья других.
Выступает за свободу каждой личности и оптимальный строй, который будет основан на порядке.
Угрозу свободе усматривает не только в государственных институтах, но и в массовой демократии, так как она нивелирует человека, усредняет его, превращая в одномерную личность. Свобода индивида должна быть первична по отношению к государственным структурам.
Государственность всегда соответствует обществу в целом.
Главное условие существования достойного государства – высокие нравственные качества людей и постоянное их самосовершенствование. Является сторонником разделения властей и правового государства.
Лучшая форма государства – представительное правление, где всей полнотой власти обладает народ. В лучшей мере гарантировать осуществление принципиальной цели общества – достижение счастья – может лишь парламентская республика.
БЕНТАМ (1747-32) родился в семье адвокатов, не стал заниматься практикой а интересовался вопросами фсф права.
"Отрывок об управлении", "О лучшем состоянии и обработке законов".
Он основатель современного утилитаризма. Он решает построить фсф права опытным путем и найти верховный принцип, которым должен руководствоваться законодатель в своей деятельности.
Различал 3 возможных принципа нравственности:
1.Аскетичность (отвержение чувственных удовольствий, основа морали в лишениях и отказе от материальных благ). Это принцип ханжей. Не имел никакого влияния на правотворчество.
2.Произвольность (симпатии/антипатии) - имеют большое влияние на деятельность, но его несостоятельность доказывается разнообразием суждений человека о добре и зле.
3.Принц пользы - верховный принцип всей человеческой жизни - основным двигателем всей политической жизни является заложенное в человеке чувство удовольствия и страдания, т.о. удовольствие - высшее благо, поэтому максимальная польза – в достижении максимальной суммы удовольствия. Человек, стремясь к личному счастью, может увеличить счастье других. Наибольшее количество счастья для наибольшего количества людей - руководящий принцип утилитаризма.
При издании закона надо взвешивать все вытекающие отсюда удовольствия и страдания, вычесть - итог. Для измерения - своя теория морального счета: наши ощущения разнообразны => необходимо их делить на
Простые (неделимые удовольствия и страдания)
Сложные (состоящие из нескольких удовольствий и страданий)
15 групп простых удовольствий - общение, надежда, дружба, власть, богатство...
11 групп простых страданий - неловкость, вражда, страх...
Цена страданий и удовольствий определяется следующими признаками:
1.Интенсивность
2.Продолжительность
3.Прочность
4.Близость
5.Плодотворность
6.Чистота
7.Распространенность по числу причастных лиц.
Основными различиями чувственности служат темперамент, здоровье, сила, уродство и увечье, степень умственного развития, религиозные чувства ...
Если закон причиняет страдания и не причиняет удовольствия, он должен быть отменен. Предлога для вмешательства законодателя в жизнь граждан нет и не может быть, закон в любом случае - зло, т.к. он ограничивает свободу и его существование может быть оправданно, когда он запрещает еще большее зло, чем установлено законом, стесняющим свободы. Преступление - зло и наказание – зло.
Нравственность охватывает все действия человека: публичные и частные. Закон не может идти так далеко и не должно этого делать, т.к.:
1.Законодатель может влиять на поведение людей посредством наказания, а это зло и может быть оправдано лишь когда им устраняется большее зло. Дело в средствах: право - принуждать, нравственность опираться на другие санкции. Когда нравственную норму следует переводить в юридическую - это вопрос целесообразности. Нравственная обязанность - на обязанностях к себе в отношении других => может быть отрицательная ( в воздержании от посягательств на другое счастье) и + (содействие умножению чужого счастья). Благоразумие не нуждается в содействии закона: себе вред не причинишь - только по недостатку ума или по ошибке. Общее правило - предоставляя людям самые широкие свободы во всем, они могут вредить только сами себе. Достаточно лишь установление штрафа, когда дело получит огласку. В отношении благодеяния следует различать содействие общему благу и благу отдельных лиц. Обязанности по содержанию общественному благу должны быть законодательно установлены (дело общественного призрения). Содействие личному благу должно быть предоставлено нравственностью. В некоторых случаях ( неоказание помощи гибнущему) устанавливается исключение.
Отношение к учению естественного права
Существования естественных прав он не признавал, т.к. оно предполагает природу человека началом повелевающим, устанавливающим закон, чего в действительности нет. В человеке есть только чувства, удовольствия и страдания, но и они регулируются определенными нормами.
Таким образом, все законы устанавливаются правительствами, а все существующие правительства были установлены путем насилия, а затем стали привычкой и обычаем. Действительно право создается правительством, а естественное право - химера.
Форма правления: государственная власть всегда будет заботиться о своей пользе и эксплуатировать граждан. Власть должна находиться в руках народа и чистая демократия - наилучшая форма правления. Большинство имеет право требовать, чтобы меньшинство ему подчинялось.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 2626;