Учение Г. В. Ф. Гегеля о праве и государстве.
Учение Гегеля сложилось как завершившее немецкую фсф. «Диалектический метод»: мышление никогда не останавливается на достигнутом, всегда переходит к прямо противоположному, а затем ищет примирения, слияния в высшем единстве.
ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС - СИНТЕЗИС
«Абсолютная идея». Наличие творческой разумной силы, управляющей Вселенной.
3 части- 3 ступени развития идеи:
Логика. Включает учение о бытие, сущности и понятии
Фсф природы. Включает механику, физику, органику
Фсф духа. Включает учение о субъективном , объективном и абсолютном духе
Учение об объективном духе
Ступени развития объективного духа - ступени развития свободы:
1)Право – бытие свободной воли.. Это отвлеченное право, т.к. лишено всякого конкретного содержания. Устанавливает лишь возможность свободы.
2)Мораль –субъективное начало, определяющее должное. Это противоположность праву. Объективное начало, определяющее должное. Это внутреннее самоопределение воли, поведение человека, когда он в состоянии определить содержание добра и зла на основании общепризнанных разумных принципов.
3)Нравственность- синтез права и долга, действительность свободы, ее реализация
Нравственная идея осуществляется в трех общественных союзах:
1.В семье, представляющей единство
Основана на естественных отношениях. Сила нравственно-юридического начала превращает соединение полов в союз духовный, образующий одно нравственное лицо. Дети – цель данного союза. С достижением цели этот союз распадается, дети создают новые семьи и устанавливают отношения иного рода.
2.В гражданском обществе, являющимся в противоположность семье множеством
Союз людей как самостоятельных единиц. Возникает сложная сеть. Общее начало в этой системе – право, охрана труда и собственности каждого. Право выступает как положительный закон. Личность и собственность получают закрепление, право выступает как система закрепленных государством норм.
3.В государстве, дающем новое объединение – множественное единство
Чтобы поддерживать общую связь людей, необходим высший надзор подчинением высшей цели всех частных. Этот надзор принадлежит государству.
Итак, государство есть завершение диалектического развития внутреннего духа. В нем человек достигает высшего назначения. Частная свобода сохраняет свое значение, к ней присоединяется еще и политическая свобода. Образуется система раздельных властей.
Гегель признавал в разделении властей гарантию свободы, но находил ошибочным признание независимости их друг от друга(идея Монтескьё). Они не распадаются врозь, а действуют согласованно как члены единого целого.
Законодательная власть устанавливает общие нормы.
Правительство прилагает эти нормы к конкретным случаям, подводит частное под общее.
Королевская власть – верховное решение и связывает две остальные.
Итак, из всех политических форм полное развитие идеи государства представляет собой только конституционная монархия. Иные формы правления относятся к низшим ступеням государственного развития.
Устройство конституционной монархии
Первое место принадлежит монарху, он представитель государственного полновластия, которое принадлежит государству как лицу, а не народу как массе. Монархия должна быть наследственной, иначе ставиться в зависимость от борьбы людей и партий. Ограничение монарха мнением народным представительством не даст разразиться произволу. Если конституция установлена твердо, монарху остается только подписывать документы, придавая завершенность законодательному акту.
Власть исполнения – применение уже принятых решений. Заключает в себе полицию и суд. Назначение правительственной власти состоит в применении закона к частным случаям, т.е. прямое соприкосновение с гражданами и союзами. Государственное управление охраняет общий интерес, а союзы – местные и корпоративные. Государственная власть возлагается на особых государственных служителей, получающих содержание от государства.
Законодательная власть берет материал для деятельности от исполнительной власти, а народное представительство его обсуждает. Народ НЕ ЛУЧШЕ понимает потребности и интересы, он сам не знает чего хочет – нужны знания и компетентность. При этом создается многоголовый и гласный контроль над правительственной деятельностью.
«Закон» и «государство» через этот орган получают опору в народе. Должна быть выражена не воля разрозненных лиц, а сословный интерес.
3 сословия:
Государственные служители, посвятившие себя управлению. Играет роль посредника между монархом и собственно представительством.
Земледельцы. Должны быть образованы посредники между монархом и народом, которые были бы материально независимы – это достигается посредством майоратов. Это дворянство – юнкеры, которые составляют верхнюю палату.
Представители промышленного сословия, разделенные на корпорации и общины. Это нижняя палата.
Прения палат должны быть публичны, чтобы народ был знаком и мог влиять на политические вопросы, обсуждая их устно и в печати.
Фсф истории
Все народы и нации являются орудиями мирового духа – деятельной и активной силы истории, а не стихийной силы. Это начало созидательное, носитель скрытой исторической необходимости. Всемирная история, движущей силой которой является мировой дух, осуществляет свое развитие и движение через деятельность определенных народов, поочередно выступающий на сцену мировой истории.
Ступени развития мировой истории:
Восточный мир
Греческий мир
Германский мир
В государствах востока признавалась свобода только одного – деспота, перед лицом его все были рабами. У греков и римлян признавалась свобода немногих – полноправных граждан. Германский мир стремиться к осуществлению свободы всех. Он унаследовал плоды Реформации и Французской Революции. Задача – достижение всеобщей политической и гражданской свободы.
Таким образом, история у Гегеля – это воплощение свободы в бытии различных народов.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 896;