Историческая школа права. Г. Гуго. К. Савиньи. Г. Пухта.

 

Историческая школа права зародилась в конце XVIII века в Германии и сформировалась в первой половине XIX века. В своих идеях представители школы исходят из критики теории естественного права и абсолютизма. Представителями школы являются Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Теоретики исторической школы права высмеивают естественно-правовую доктрину, а также тезис «о позитивном праве как искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью». Они утверждают, что действующее в государстве право – частное и публичное, возникает спонтанно. Своим происхождением право обязано законодателям.

Густав Гуго (1764-1844) – основатель исторической школы. Свои взгляды изложил в книге «Учебник естественного права, или философия положительного права».

Густав Гуго проводит характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается абсолютизмом, не учреждается по чьему-либо указанию, так и право создается не только и не столько усмотрением законодателя, сколько путем самостоятельного развития через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу адекватности соответствующим условиям жизни.

Акты законодательной власти дополняет позитивистское право. Оно произрастает из обычного права, которое в свою очередь возникает из национального духа, из народного сознания.

Г.Гуго пытается истолковать становление и жизнь правовых норм как определенный объективный ход вещей. Этот ход непроизволен, он приспосабливается к современным условиям жизни, людям лучше не вмешиваться в этот процесс.

Карл Фридрих фон Савиньи (1779-1861) – основатель и руководитель исторической школы права, профессор Берлинского университета. К.Савиньи изложил свои взгляды в ряде работ, среди наиболее значимых выделяются брошюра «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» ишеститомник «Система современного римского права».

К.Савиньи полагает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права есть органический процесс. Всю историю права он видит как развитие некой субстанции, которая, как зерно, изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это обычай, на втором право начинает подвергаться обработке со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своими корнями.

Георг Фридрих Пухта (1798-1846) – в законченном виде идеология исторической школы представлена в трудах «Обычное право», «Курс институций».

Г.Пухта говорит, что бесполезно конструировать и навязывать людям исключительную правовую систему. Право вытекает из народного духа так же, как язык и нравы. Как часть общенародной культуры, как часть всего общего организма правовое явление развивается в том же режиме и по тем же стадиям, что и эволюция народной жизни, т.е. право имеет свою историю.

Однако историческая школа права имеет и свои недостатки:

во-первых, историческая школа утверждает постоянство народного духа;

во-вторых, большое внимание уделяется эволюции.


В науке права 17-18 веков господствовал взгляд, который можно представить как теорию произвольного установления права.

Вольтер: “Хотите иметь хорошие законы, сожгите старые и создайте новые.”

Единственным творцом права является верховная власть, которая вправе издать любой закон, исходя из общего блага. С этой теорией близка школа естественного права – при помощи одного лишь разума можно извлечь из начал естественного права целые кодексы, которые бы подходили всем народам. Как реакция против этих крайностей в начале 19 века в Германии выступила историческая школа юристов ( ее предшественник – Монтескьё). “Право обусловлено местом и временем, поэтому законы одного государства не пригодны для другого”- Монтескьё.

Основы исторической школы права заложил Густав Гуго ( 1764-1844).

Свои взгляды он изложил в сочинении “Учебник естественного права как философия положительного права”.

Он оспаривает общепринятое мнение, что закон есть общепринятый источник права. Развитие правовых идей возможно и помимо законодательной власти. Во всех государствах (Рим, Англия) мы находим следы права, развивающегося независимо от законодателя.

Статья Гуго “Являются ли законы единственным источником правовых истин?”

Положительное право народа – есть часть его языка – язык же образуется сам по себе. Тоже самое происходит и с правом.

Всякая игра – борьба по определенным правилам. Только эти правила редко изначально закрепляются - устанавливаются законами. Они складываются мало-помалу. И сотни решений смутных ситуаций составляют окончательные правила.

Ценность такого права заключается в общеизвестности его норм, их определенности, надежности, в привычке и уважении к ним населения. Сами собой установленные правила лучше соответствуют потребностям народа. При этом важно не содержание, а внешняя функция - обеспечение мира и порядка. Если это выполняется, и люди к нему привыкли - право должно быть признано хорошим. Многие законы и постановления не соблюдаются, причем не соблюдаются и честными людьми.

Здесь Гуго солидарен с Жаном Батистом Вико (“Основание науки для общей природы наций”.) Обычай похож на царя, а закон на тирана – первому повинуются с удовольствием, как своему родному, равному, а второй применяет насилие и воспринимается как нечто чуждое.

Гуго склонен защищать любой установившийся строй, в том числе и рабство.

Прямой вывод: Преклонение перед авторитетом прошлого, проповедь застоя и реакции.

Оценка Маркса : Историческая школа права оправдывает подлость сегодняшнего дня подлостью вчерашнего.

 

 

Карл Савиньи ( 1779-1861) – ученик Гуго.

Был ректором Берлинского университета. Труды: “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” и “Системы совершенного римского права” .

“О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” – причиной создания данного сочинения явилась необходимость принятия в Германии того времени общего ГК.

После падения Франции, влияние французского ГК было ликвидировано и встал вопрос: что же делать с законодательством?

Главным защитником кодификации был юрист Тибо, который в 1814 году написал брошюру о необходимости общего ГК для Германии, где утверждал, что настоящие законы представляют собой хаос безобразных, не связанных между собой постановлений, в базе которых лежит рецепированное римское право.

Савиньи в работе “О призвании нашего времени…” разбил позицию Тибо.

. Нельзя произвольно составлять ГК. Право - не продукт воли законодателя, а продукт народного духа. Право находится в тесной связи со всей культурой, религией, искусством. Право подобно языку является органичным проявлением жизни. Перемены в одной сфере жизни всегда влекут перемены в других. Право развивается в медленном самопроизвольном процессе, поэтому источником права является не закон, а народное сознание.

В процессе дальнейшего развития, все то что лежало в сознании народа, становилось предметом деятельности особого сословия людей – юристов. Основу исторической школы права разработал и представил именно Савиньи, хотя Гуго также внес свою значимую лепту. Но идеи Савиньи в тот период не помещали принятию нового законодательства.

 

Георг Пухта (1798-1846)

Произведения: “Обычное право ” и “Курс институций”.

Пухта еще энергичней, чем Савиньи подчеркивал важность обычного права, его самостоятельный, независимый и органический характер происхождения и развития.

История права – есть постепенное раскрытие духа народа. Данное раскрытие осуществляется без всякого участия личности. Право не устанавливается законодателем, а уже предполагается им. Первоначальная форма права – есть обычай, вытекающий из народного сознания. Так как обычай может стать шатким и неясным, появляется необходимость выразить его в твердой форме ( в форме закона). В дальнейшем сознание права становиться достоянием особого сословия – юристов. Они вскрывают такие положения, которые лежали в глубине народного духа, но не были ясно высказаны ни обычаем, ни законом. Но и обычай , и закон служат лишь средством распознавания права, уже лежащего в основе народного духа.

Пухта в конце стал допускать внешнее влияние и творческую роль законодателя в жизни народа, что шло вразрез с идеями исторической школы права.

Современная доктрина отводит закону главенствующую роль, а обычаю – подчиненно субсидиарную.

Аргументы исторической школы права - право должно соответствовать состоянию культуры, всей жизни общества. С помощью закона можно провести эксперименты, которые приведут к катаклизмам, потрясениям.

Минус исторической школы права: преувеличение ценности обычного права Обычному праву присущи косность и консерватизм, затрата большого количества времени для признания и отмены законов, т.е. невозможность провести реформу немедленно.

Достоинства школы: идея закономерности исторических процессов и развития права, хотя школа и устранила творчество законодателя, она оказала большое влияние на развитие частного права, она требует большего изучения истории права, уподобление развития права развитию организма из семени.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 13585;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.