Политико-правовые идеи еретических движений XIV-XVI вв. в России.
Ереси представляли собой религиозную форму протеста народных масс, ведь именно церковь освещала существующие тогда порядки. С церкви надо было сорвать покров святости. Достоверные данные о довольно широком распространении ересей в России относятся к XIV– XV вв., когда возникли псковско-новгородские ереси “стригольников”, а затем “жидовствующих”. Отрицая основные догматы христианской религии о божественном происхождении Христа, его втором пришествии и др., еретики требовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церквями богатств. По своему социальному содержанию эти ереси были близки к бюргерским ересям в Западной Европе. Часть “стригольников” шла дальше, осуждая богатство и имущественное неравенство вообще, проповедуя имущественное и социальное равенство людей, аскетический образ жизни. Еретические движения формировались в острой критике недостойного поведения служителей культа: плохое знания Писания, казни еретиков.
В 14-16 века среди посадских людей Новгорода и Пскова зародилось учение стригольников против взымания платы за посвящение в сословия => за отмену платы за все церковные обряды. Они выступают против поборов духовенства, против монастырского землевладения. Представители крайнего крыла течения даже призывали к раздаче имущества нищим. Отрицание церковной иерархии, требование уничтожения церковных чинов, выдвигали идею дешевой церкви и упрощенного богослужения. Идеал - свободная община верующих, основанная на самоуправлении. Новая волна еретического движения прокатилась в 16 веке в связи с неудачами Ивана 4 во внутреннем управлении, которое охватила не только Посад, но и сельское население.
Дьяк Матвей Башкин требовал от духовенства, что бы оно показало пример апостольской жизни. Холопство противоречит Христианству. Вся сущность истиной религии - возлюби ближнего своего как себя самого. Башкин своих холопов отпустил на волю. Был осужден к вечному заточению церковным сбором в 1553 году.
Феодосий Косой выражал интересы крестьянства. Был холопского происхождения, но бежал на Белое озеро, где вступил в монастырь. Он отрицал сотворение человека Богом, отрицал догматическую Троицу, считал, что Христос - простой человек. Поклонения достоин один бог, отношения с которым дело личное и не требует никаких атрибутов. Говорил о необходимости упразднения всей церковной организации. Негативно относился и к светлой власти папы и власти единой. «В своем корыстном стремлении, они совместно осуществляют насилие над людьми». Он - за самоуправляющуюся трудовую общину, где будет полная общность имущества, братство, свобода всех членов. Был арестован и привлечен к ответственности по делу Башкина, но бежал в Литву.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1895;