Политическая полемика Ивана Грозного и А. М. Курбского.

 

Иван IV Грозный (1530-1584), известный прежде всего как Московский государь, в своих идеях обосновывал теорию ничем не ограниченной самодержавной власти.

Автор концепции «Православного христианского самодержавия».

Государственная власть дается правителю богом, поэтому сопротивление верховной власти недопустимо, как и сопротивление божественному промыслу. Царь за свои действия отвечает только перед Богом, царь независим от бояр и народа, его власть едина и абсолютна. Только при этом условии царь может обеспечить единую направленность политики, порядок в государстве. Между царем и подданными не может быть никаких договорных отношений.

Власть имеет асимметричный характер, нет равноправия правителя и подданных. Сфера функционирования верховной власти ничем не ограничена. Царь может вмешиваться даже в устои монастырской церкви.

Царь на земле есть верховный судья. Царский суд есть наказание за грехи.

Иван Грозный утверждал, что цари ведут свой род от великого русского князя Рюрика и римского императора Октавиана Августа. Таким образом, он подчеркнул преемственность власти.

Таким образом, царь есть наместник Бога на земле, выполняющий его волю. В своих действиях он ничем не ограничен и ни перед кем не ответственен. Царь должен быть грозным. Он может использовать все средства в управлении народом. Подданные должны почитать его, бояться и безоговорочно повиноваться, как дети своему отцу.

Андрей Курбский (1528-1583) принадлежал к знатному роду Рюриковичей. Выступает против идей Ивана Грозного.

Он осуждает беспредел, творимый царем. Все грехи самодержца пагубно скажутся на нем самом и на будущем его семьи, на всем русском народе в целом.

А.Курбский выступал за сословно-представительную монархию, против единоличного правления. Царь должен править, опираясь на постоянно действующий совещательный орган, наподобие Избранной Рады – коллегии советников.

Власть царя нужно ограничить законом о божественном установлении и сословно-представительным органом. В Совет при царе должны входить благородные дворяне, которые отличаются благочестием и знанием государственного управления. Сам же царь должен выполнять свой долг перед народом, заботиться о его благе, следовать нравственным заповедям.

Фактором, сдерживающим царский произвол, является Церковь. Она должна препятствовать беззаконию, призывать власть к выполнению своего высокого предназначения, быть защитником подданных. При этом светская и церковная власть должны быть самостоятельными центрами, каждый из которых должен заниматься своим делом.

 








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1047;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.